"Будто враги какие-то". Что происходит на улице, где против воли Лукашенко вырубают деревья
Вчера Александр Лукашенко жестко раскритиковал местную власть за вырубку деревьев на улице Центральной, где прокладывают новую теплотрассу. После выступления президента мы съездили на это место, посмотрели на работы и узнали мнение местных. Чего добивались люди и почему энергетики прокладывают теплотрассу именно по зеленой зоне — в материале TUT.BY.
Напомним, в мае 2017 года TUT.BY писал о вырубке деревьев на улице Центральной из-за прокладки новой теплотрассы. Вчера же этот вопрос поднял Александр Лукашенко.
«В Минске „достукались“ до того: начали пилить вековые деревья вместо того, чтобы положить где-то под дорогой, как обычно, коммуникации», — возмутился президент.
Мы отправились на улицу Центральную, которая ведет от Партизанского проспекта к проходной МАЗа.
Местный житель: «Все стало понятно: здесь речь исключительно о деньгах»
Сходу замечаем провалившийся от износа идущей под дорогой теплотрассы асфальт и залатанное по тем же причинам покрытие. Даже не большому специалисту понятно, что с такими коммуникациями быстрее надо что-то делать.
После замечаний президента на объект подтянулись сразу на двух машинах специалисты Госнадзора.
Нас же встречает местный житель Евгений и рассказывает по порядку, что тут случилось. Говорит, что в мае на подъездах появились объявления о предстоящей вырубке деревьев, а через несколько дней стартовали работы.
— Тогда мы узнали, что посередине палисадников от завода до проспекта будет проходить теплотрасса и новая паровая труба.
В мае возле домов срубили 45 деревьев, а Евгений собрал инициативную группу и начал писать в разные инстанции. Люди хотели того, чтобы теплотрассу проложили как и раньше под дорогой. Чуть позже прошла встреча местных жителей с руководителем «Минских тепловых сетей», которые выступают заказчиком работ.
Директор рассказал, что прокладывать новую теплотрассу под дорогой нельзя по нескольким причинам. Во-первых, при эксплуатации на нее будут вредно воздействовать антигололедные реагенты. Во-вторых, эту дорогу нельзя раскапывать на месяцы потому, что по ней на МАЗ ездит президент. В-третьих, вариант прокладки по зеленой зоне — самый дешевый.
— Но они пообещали, что приостановят вырубку, пока мы не договоримся. С тех пор деревья действительно не трогают. За это время мы несколько раз встречались в администрации Заводского района, но эти встречи ни к чему ни привели.
Поэтому жители начали писать в Мингорисполком, а потом и в Администрацию президента, которая перенаправила их обращения в мэрию и в КГК.
— Из Комитета госконтроля мне даже звонили и сказали, что они не могут допустить [большего] расходования бюджетных средств [на прокладку теплотрассы]. Тогда все стало понятно: речь идет исключительно о деньгах.
Но в сентябре компромиссный вариант все же нашелся. Энергетики предложили вырубить 87 деревьев (включая 45 уже удаленных) вместо запланированных 128. Это стало возможным благодаря изменению проекта и развороту «плеч» компенсаторов от домов на тротуар.
Говоря простым языко, компенсаторы — это П-образные ответвления от теплотрассы. Если трубу с горячей водой положить ровно, то от расширения в мороз ее может просто вырвать из-под земли. И как раз компенсаторы минимизируют любые похожие перемещения трубопровода.
— Мы поняли, что сопротивляться дальше нет смысла и нам пообещали, что чуть ли не на каждое дерево будут вешать ленточку.
Несмотря на то, что компромиссный вариант найден, спорным остается сам вопрос подхода к зеленым насаждениям.
— Почему-то они считают деньги, которые идут на строительство теплотрассы, но не считают деньги, которые будут потрачены на лечение жителей. Например, если у нас на стоянке возле завода зиму постоит машина, то она становится шершавой, когда по ней рукой проводишь. А сейчас наши окна «завешены» этими деревьями [от грязи].
«Тепловые сети»: «Может быть, цифра снесенных деревьев уменьшится»
Главный инженер «Минских тепловых сетей» Александр Драгун говорит, что при реконструкции можно было пойти двумя путями. Первый: построить новую временную теплотрассу для обеспечения непрерывного теплоснабжения, поднять асфальт, демонтировать старую теплотрассу из-под дороги, а на ее место уложить новую и демонтировать временную. Второй: проложить новую теплотрассу рядом, запустить ее, а потом отключить старую и тампонировать ее бетоном, не поднимая асфальт.
— И первый вариант тоже бы не исключал сноса деревьев, так как временную теплотрассу нужно было где-то прокладывать. Поэтому наш [нынешний] вариант оказался самым приемлемым с точки зрения затрат и сноса деревьев. Мы проработали пять вариантов и все они были в 1,5−2,5 раза дороже этого.
Драгун говорит, что вопрос по вырубке каждого дерева решается индивидуально и принимаются все меры, чтобы минимизировать потери.
— [После мая] мы снесли только три дерева. Может быть, цифра снесенных деревьев уменшится. Мы пришли к тому, что где-то будем откосы траншеи укреплять. Все технические мероприятия мы проводим.
Но уйти с зеленой зоны и все же поднимать на дороге асфальт — не вариант.
— Потому что под проезжей частью реагенты попадают на трубопроводы и это значительно сокращает их срок службы. И там где это возможно в городе проектировщики всегда стараются уйти с проезжей части.
Замечаем, что уже получилось так, что еще в мае была уничтожена часть деревьев там, где по новому плану даже не будет проходить траншея.
— Мы вырубили, мы посадим новые. Это все решаемые вопросы. «Зеленстрой» определит, где это необходимо сделать.
Драгун повторяет, что по любому варианту невозможно было обеспечить теплоснабжение и пароснабжение без удаления деревьев. Специалист утверждает, что энергетики руководствовались исключительно тем, чтобы коммуникации были исправны и в домах было тепло.
— А тут оказалось, будто мы какие-то враги или прилетели с другой планеты, чтобы сделать кому-то что-то плохое. Я думаю, что компетентные органы разберутся и доложат так, как есть на самом деле.
К слову, из-за дискуссий с местными жителями работа летом была парализована, поэтому в изначальные сроки прокладки теплотрассы энергетики не уложатся. Вместо ноября 2017 года объект сдадут ориентировочно к лету 2018-го.