5 месяцев семья Птичкиных не получала компенсацию от МВД. Из-за отсутствия одного слова в бумагах
Семья погибшего в СИЗО Игоря Птичкина не получила от МВД причитающуюся компенсацию на сумму в 15 тысяч долларов. Пять месяцев родственники ходили из одного кабинета в другой, но не увидели и рубля. В итоге само ведомство обратилось в суд: мол, в документах нет одного важного слова.
Еще 23 марта суд Заводского района постановил взыскать с МВД (которое контролирует исправительные учреждения) компенсацию морального вреда за смерть парня в СИЗО. Матери причиталось 20 тысяч рублей, сестре — еще 10 тысяч.
Решение позже подтвердил Минский городской суд, хотя МВД считало сумму завышенной. А также полагало, что компенсацию должна выплатить казна — в лице Министерства финансов — потому что министерство внутренних дел «бюджетник», и своих денег не имеет.
МВД обратилось за разъяснением в суд.
«Планом счетов МВД не предусмотрены выплаты на исполнение решения судов в части погашения гражданам причиненного вреда. Соответствующего бюджетного финансирования министерство не получает», — указано в заявлении суду.
«Свободных денег у МВД нет»
— Я не понимаю, что им непонятно! Считаю заявление необоснованным, — заявила мать погибшего Жанна Птичкина.
Представитель МВД Кирилл Милицын объяснил: ведомство ни в коем разе не уклоняется от выплат. Вопрос «завис» в Министерстве финансов, которое распоряжается казной.
— Минфин не принимает у нас исполнение данного решения за счет средств республиканского бюджета. (…) Если бы в решении суда фигурировало «казна», то деньги были бы выделены, — рассказал Милицын.
В ином случае министерству придется платить из своего кармана. Это значит, урезать расходы по другим, плановым статьям. Например, «капитальный ремонт, денежное довольствие сотрудникам».
— Но сейчас свободных денег [в министерстве] не имеется. На прочие расходы у МВД денег мизер, и они понимают под собой финансирование несколько иных целей.
Представитель просил суд прописать точный источник финансирования — «казна Республики Беларусь».
— Когда по кредиту один месяц не платим — потом бешеные деньги берут! А тут за четыре дня погубили, за пять месяцев заплатить не могут, — задавалась вопросом Жанна Птичкина.
И слово сказано
Представитель Министерства финансов Денис Коледа согласился: нужно разъяснение источника выплат.
— В рамках бюджетного кодекса Минфин не может исполнить решение суда, поскольку в нем указано «с МВД» без указания источника. [Если это укажут], деньги будут поступать со специального, отдельного счета казны. Он предусмотрен на возмещение вреда, причиненного госорганами.
В таком случае семья получит деньги напрямую через исполком. Больше обивать пороги не придется. А если суд не изменит формулировку, то для МВД «технически возможно» (по мнению Минфина) произвести выплату со счета «прочих расходов». Таковой имеется у всех министерств на текущие расходы, вроде закупки канцелярских принадлежностей и прочего.
Судья Марина Савчук, зампредседателя суда Заводского района, вынесла определение: указать в документах нужную формулировку. А именно: "взыскать с МВД в пользу Птичкиных за счет казны".
Уже в сентябре семья сможет получить компенсацию.
Напомним, в октябре суд Московского района Минска приговорил фельдшера СИЗО № 1 Александра Крылова к 3 годам лишения свободы в колонии-поселении. В ноябре приговор чуть смягчили — минус два месяца.
Фельдшер был осужден по ч. 2 ст. 162 (Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть пациента).
21-летний минчанин Игорь Птичкин скончался в СИЗО № 1 30 июля 2013 года. Туда он попал на три месяца, нарушив приговор суда о лишении права управления транспортным средством. 4 августа родные забрали его тело из морга после вскрытия. На нем были заметны многочисленные ссадины и гематомы.
Эксперты озвучили следующую причину смерти: острая сердечная недостаточность. К развитию этого расстройства, по мнению специалистов, привели три фактора: во-первых, синдром сочетанной зависимости Птичкина от психоактивных веществ (алкоголя и спайсов). Во-вторых, состояние «отмены» из-за внезапного прекращения употребления веществ. А в-третьих, длительная физическая фиксация ремнями, которую применил к Птичкину фельдшер Крылов. По данным следствия, парень был привязан к кровати почти сутки — без возможности пить, есть и справлять нужду.