Из Бреста хотят выслать уроженца Чечни. Он заявляет о пытках на родине, здесь в нем видят угрозу
Суд Ленинского района Бреста отклонил жалобу уроженца Чечни на свою высылку из Беларуси. Мужчина утверждает, что бежал с родины от пыток и преследований. Но белорусские власти указывают, что он находится в межгосударственном розыске и может представлять угрозу для страны.
О случае с 40-летним уроженцем Чечни рассказали правозащитники миссии помощи беженцам Human Constanta в Бресте.
Мужчина приехал в Беларусь еще в марте. За одну неделю он 8 раз ездил в польский пункт пропуска «Тересполь», чтобы подать заявление на получение убежища. Но документы поляки не приняли.
Иностранец объяснял, что на родине его много раз незаконно задерживали и пытали. И якобы уже слышал от других беженцев, что силовики из Чечни ищут его в Бресте.
По данным правозащитников, 5 апреля белорусская сторона не пустила мужчину через границу и 40 минут опрашивала. Все повторилось на следующий день. А 13 апреля во время паспортного контроля на брестском вокзале чеченца задержали.
Отдел по гражданству и миграции (ОГиМ) решил выслать иностранца, а тот стал обжаловать такое решение в суде. Уже четыре мясца он находится в брестском изоляторе.
В Чечне подозревают в участии в вооруженном формировании. Правозащитники: нужна экстрадиция
Белорусская сторона в суде объяснила: еще 5 апреля Управление МВД России по городу Грозный объявило мужчину в межгосударственный розыск. Его подозревают в участии в вооруженном формировании по (ч.2 ст. 208 УК РФ). Санкция статьи — от 8 до 15 лет лишения свободы. Суд посчитал, что чеченец представляет «угрозу для безопасности Беларуси».
«Зелимхан [имя изменено] заявил, что боится возвращаться на родину из-за страха за свою жизнь и жизнь своих родных, — сообщают в Human Constanta. — Он убедительно рассказал в суде о прошлых эпизодах применения пыток и предоставил заслуживающую информацию о ситуации в Чечне».
Главная претензия правозащитников: Беларусь просто высылает чеченца из страны, а не запускает процесс экстрадиции — как обычно действует Генпрокуратура Беларуси с подозреваемыми. Похожим образом развивался недавний скандал с чеченским спортсменом Амриевым.
По закону, под высылкой понимается выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь. А экстрадиция — это передача гражданина, который обвиняется или осужден за преступление, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности. Такой процесс регулируется международными договорами.
— Четкого ответа, почему не применяется процедура экстрадиции, в суде не прозвучало. Конечно, выслать проще, а экстрадиция дает больше правовых гарантий, — рассказал TUT.BY юрист миссии Human Constanta Никита Матющенков.
На суде выяснилось, что в апреле сотрудники ОГиМ даже купили для иностранца билет на поезд до Смоленска, и чеченские силовики готовились встретить. Но вмешался адвокат. В итоге чеченец попросил у Беларуси статуса беженца или дополнительной защиты. Решения пока нет, на это время высылка приостановлена — но не отменяется.
— В связи с чем мужчину задерживали в Чечне раньше? — уточнил TUT.BY у юриста миссии Human Constanta Никиты Матющенкова.
— Зелимхан рассказывал, что в 2008 году в Чечне был совершен теракт. Его задерживали как подозреваемого, несколько дней пытали неустановленные люди в неустановленном месте. В декабре 2016-го его и еще нескольких мужчин удерживали, чтобы, по его словам, «имитировать боевиков». Известна практика, когда [в Чечне] силовики задерживают людей и потом убивают, говоря о ликвидации боевиков — за что получают награды. Кстати, в 2002 году у мужчины похитили брата, и больше он его не видел.
16 августа суд Ленинского района Бреста отклонил жалобу чеченца на высылку. Сейчас он готовит апелляцию в областной суд. И надеется, что Беларусь приютит как беженца.
Согласно данным Департамента по гражданству и миграции МВД, с 2004 года 86 россиян просили убежища или допзащиту в Беларуси (из них 13 — только в этом году). Начиная с 1997 года ни один россиянин не получил статуса беженца в нашей стране.