Жители Костюковки о новых названиях своих улиц: "Никто нашего мнения не спрашивал"
Сердитые смайлики появляются под новостью в социальных сетях о переименовании улиц в Костюковке — бывшем рабочем поселке в железнодорожном районе Гомеля. Поговаривали, что назовут именами белорусских писателей, но по итогу увековечили память не классиков, а неодушевленных предметов. Так в Костюковке появились Янтарная, Гостевая, Заозерная, Яблоневая да Равнинная улицы.
Костюковка была раньше пригородом, сейчас официально стала частью Гомеля. Чтобы упорядочить топонимику, власти решили переименовать здесь улицы — для устранения путаницы в навигаторах и головах.
Были предложения переименовать переулок Садовый в переулок Быкова, улицу Промышленную назвать именем Владимира Короткевича, Светлогорскую — Кириллы Туровского. Но в итоге Садовый сохранил свое название, а Промышленная стала Грушевой. Улица Светлогорская стала носить имя Валерия Абеля — в честь создателя местного цирка.
В топонимической комиссии Гомельского горисполкома подтвердили, что улиц Быкова и Короткевича в Костюковке не будет. Решение горсовета о переименовании улиц пока проходит юридическую экспертизу, а затем будет опубликовано.
— Были предложения о Быкове и Короткевиче, но люди не согласились с такими названиями, — отметила председатель топонимической комиссии Лариса Езерская.
Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи администрации Железнодорожного района Гомеля Ирина Дроботова сообщила, что при переименовании улиц учитывалось мнение местных жителей: проводились обходы по домам и квартирам, предложения передавались в топонимическую комиссию.
— Люди не захотели, чтобы были такие названия, как были предложены, — Быкова и Короткевича. Так решили люди, — подчеркнула Дроботова.
Что же за люди там такие, в Костюковке, что так резко восстали против наших писателей, так легко отказались от классиков национальной литературы и предпочли безликие фруктовые названия?
На улице Промышленной (которая скоро будет Грушевой) — около 20 частных домов. Первоначально в мороз -17°С пообщаться соглашаются только собаки. Да и те не готовы к открытому диалогу — злобно ругаются на чужаков из-за заборов, металлических и деревянных.
В конце улицы все же встретили живых людей. Ольга Корнеева, пенсионерка, набирала воду в колодце.
— Зачем нам нужна она, улица Грушевая? Кто такое выдумал? Всю жизнь здесь живу, и свекор со свекровью, с самого начала, как давали тут наделы, и всю жизнь была Промышленная. Причем тут груши, у нас их нет на улице даже. Никто нашего мнения не спрашивал, бумажки недавно какие-то бросили, мол, позвоните в исполком, по вопросу переименований, — говорит пенсионерка.
Против Владимира Короткевича она ничего не имеет.
— Это же писатель, как мы можем быть против него? — удивляется Ольга Корнеева.
Первый раз слышит о том, что власть спрашивала мнение местных жителей, жительница Промышленной Валентина Петровна.
— Никто не собирал нас, никто не спрашивал нашего мнения. Лучше бы Короткевич был. Это хоть человек. Лучше бы в честь писателя назвали, чем груш, — считает местная жительница.
Василий живет в Костюковке, хоть и не на Промышленной, но и он — «за писателя».
— Какие тут груши? Короткевич — нам это понятно, это нам бы подходило. Это более приемлемо для нас, — высказался мужчина.
Татьяна Гусарева живет на Промышленной с 1965 года. Похоже, только она знает «секрет идеологов» с переименованием улицы в Грушевую.
— Да, есть у нас одна груша, на всю улицу она единственная, в моем дворе растет. Я хотела ее срубить, старая она, да, наверное, уже не буду. Она новые листья пустила, даже вон шесть груш еще болтается. Почетно, что в честь моей старой груши — одной на всю улицу — назвали целую улицу! — смеется пенсионерка.
Она говорит, что, если без шуток, то Короткевич — лучше, чем Грушевая.
— Да никто у нас ничего не спрашивал, кому мы нужны? Кто к нам приходит? Когда коза моя была и у соседа листик отщипнула, так пять человек пришло — ходили, спрашивали, как живется. Коза моя их потревожила. А о названиях улицы нас не собирали, ничего не говорили, — машет рукой Татьяна Григорьевна.
Семиклассница Настя, которую мы также встретили на ее родной Промышленной улице, из двух вариантов нового названия — Короткевича или Грушевая — без колебаний выбирает белорусского писателя.
— Мне больше Короткевич нравится. Это интереснее, красивее и патриотичнее, — ставит точку в спорах школьница.
А вот жители переулка Садовый, по их словам, участвовали в обсуждении по переименовании их переулка и остались при своем интересе.
— Мы все привыкли, давно тут живем, к переулку Садовому, нам не нужно другое название. Мы не против Быкова, это хороший писатель, но лучше его именем назвать какую-либо улицу, а не переулок. Пусть будет Садовый, как и был, — говорит житель переулка Эдуард Валиев.
Его соседи высказали недоверие словам представителей власти, что местным жителям не придется ничего платить в связи с переименованием улицы.
— Это они сегодня так говорят. А потом коснется… Или дом продать, или дарственную оформить, договор заключить с разными инстанциями… Знаем мы, как это бывает, плати потом за каждую бумажку. Пусть будет Садовый, как и был, — рассуждают местные.
— А кого интересует, против мы или за? Вот улицу одну назвали в честь Валерия Абеля. Да два раза люди голосовали против этого, но улицу все равно так назвали — Абелем. Мы ничего против Абеля не имеем, он цирк создал, но что он сделал для Костюковки? Вот Дмитрий Зализняк — он всю Костюковку поднял, асфальт проложил, школу построил и спорткомплекс, сколько всего сделал для завода, для Костюковки — не перечесть. Назвали бы улицу в его честь. А наш переулок оставили Садовым, это хорошо. А то у моего брата была улица Путевая, стала Гостевая, — отметила пенсионерка Наталья Григорьевна.
Уверения начальства, что улицы переименовали, учитывая интересы граждан, видимо, не совсем соответствуют действительности. Впрочем, это не первый идеологический «прокол» в Костюковке.
Так, в мае 2016 года городское начальство потеряло свои портфели из-за скандала с «плачущим ветераном». Традиционное празднование Дня Победы в Костюковке 9 мая не состоялось. Ранее организацией торжеств занимались районные власти, но после того как территория Костюковки была включена в черту Гомеля, было принято решение отдельных акций не проводить, а пригласить всех ветеранов в центр.
Пользователи социальных сетей распространили информацию о том, что вышедший в этот день на улицы Костюковки одинокий ветеран войны плакал у памятника.
Этот случай вызвал общественный резонанс. Несмотря на то, что в администрации Железнодорожного района Гомеля отрицали присутствие «плачущего ветерана», начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи этой районной администрации Елена Шванская и заместитель председателя горисполкома Оксана Руденок лишились своей работы. Председателю Гомельского горисполкома Петру Кириченко и главе администрации Железнодорожного района Виталию Уткину были объявлены выговоры.