Русские герои или борцы с предками белорусов? В страну завезли стаканчики с Мининым и Пожарским
Российская компания Papperskopp поставила в Беларусь десятки тысяч бумажных стаканов с изображением памятника Минину и Пожарскому. TUT.BY разбирался, почему это возмутило оппозиционного политика, а также выслушал мнение поставщика и историка.
Руководитель движения «За Свободу» Юрий Губаревич опубликовал на своей странице в Facebook фотографии стакана, в котором ему продали кофе на АЗС № 20 Белоруснефти (Хотежино, Минский район). На нем изображены Минин и Пожарский — руководители восстания против находящегося в Кремле гарнизона солдат Речи Посполитой, преимущественно состоящего из предков белорусов. На стакане написано, что они «возглавили народное ополчение в борьбе против польско-литовских интервентов».
Политик сказал TUT.BY, что подобная трактовка тех событий «противоречит белорусской исторической концепции».
— Это не соответствует белорусскому взгляду на историю. Такая оценка способствует распространению идеи «Русского мира», — считает Губаревич.
Менеджер компании-производителя Алевтина Бормотова объяснила, что в Беларуси с их продукцией работают два партнера: ООО «АМИК-О» и ООО «Деловая Русь». Данный стакан производится в серии «Города России» (из 14-ти видов) на заводе в Московской области.
Артем Артеменко, менеджер ООО «АМИКО-О» сказал, что с российским производителем его компания сотрудничает больше четырех лет и заказывает на наш рынок все новинки.
— Точного количества назвать нельзя, ведь он поставляется в серии с разными изображениями. Это интересное предложение, так как каждый раз либо в спайке, либо в коробке есть несколько разных городов с исторической справкой: клиенту можно предложить не однотипный стакан.
Он уточнил, что в этой серии в Беларусь уже поступили «миллионы стаканов». Если в ней 14 видов, то конкретно с изображением памятника Минину и Пожарскому ввезены десятки тысяч единиц продукции.
На АЗС № 20 от комментариев отказались.
Бывший депутат парламента и председатель Общества белорусского языка Олег Трусов сравнил это с продажей в Москве изображений Степана Бандеры с подписью «герой Украины».
Он считает, что такой продукции в Беларуси не должно быть, но уточнил, что относится к Минину и Пожарскому нейтрально или даже с уважением.
— Это не Муравьев и не Суворов. Они никогда не были на территории нынешней Беларуси, не сделали нашим предкам никакого вреда. Это нормальные русские герои, которые сражались за свою независимость, — объяснил собеседник.
Трусов не согласен с трактовкой части российских историков, что Минин и Пожарский якобы сражались с оккупантами.
— Московские бояре сами пригласили стать царем сына нашего короля Сигизмунда III Владислава. Они избрали его царем, целовали крест. Кремль штурмом никто не брал. Но сам царь не приехал, отец за него боялся. Вот восстание и началось — царя нет, а в Кремле сидят чужие войска.
Историк уточнил, что гарнизон в Кремле держался в окружении долго, приходилось даже крыс есть. Об этом написал в воспоминаниях его руководитель, уроженец белорусского Мозыря. Гарнизон отпустили, даже с холодным оружием.
Трусов тот период оценивает с точки зрения интересов Речи Посполитой положительно, поскольку «удалось вернуть ранее захваченные Смоленск и Чернигов».
— Нового русского царя из династии Романовых в Европе считали самозванцем, а легитимным царем считался наш соотечественник. Романову пришлось платить большие деньги, чтобы Владислав отрекся от трона.
Также по словам Трусова неправильно считать гарнизон в Кремле польским.
— В 18 веке и русские, и поляки стали называть Речь Посполитую Польшей. Но это был союз Польши и ВКЛ. Оба Лжедмитрия приходили с нашей территории, а руководил всем наш соотечественник Лев Сапега. Поляки также участвовали, но их было меньшинство.
Историческая справка
Московские бояре и дворяне во главе с воеводой Ляпуновым ворвались 17 июля 1610 года в царский дворец и заставили Василия Шуйского отречься от престола. Они пригласили на трон будущего короля Речи Посполитой Владислава Четвертого. В Москву прибыли лишь войска, сам царь временил.
Минин и Пожарский возглавили восстание, которое завершилось избранием Михаила Романова. Окончательно от претензий на царский трон Владислав отказался в 1634 году.