"Реальные цифры страшнее". Власть и оппозиция за одним столом обсудили проблему алкоголизма
Круглый стол по проблеме алкоголизма в Минске собрал представителей оппозиции и власти. Одни предпочитали больше говорить о проблемах, вторые — о положительной статистике и мерах, которые предпринимает государство.
Мероприятие организовали незарегистрированная партия Белорусская христианская демократия и депутат нижней палаты парламента Анна Канопацкая (член Объединенной гражданской партии). Участники условно разделились на два лагеря: одни говорили, что государство видит проблему и предпринимает нужные шаги по улучшению статистики, вторые — что это лишь полумеры, а официальные данные не отражают масштаб проблемы целиком.
Канопацкая рассказала историю, которая подтолкнула к проведению круглого стола: она зашла вечером в продуктовый магазин и была единственной в очереди к кассе, кто покупал не алкоголь.
— Беларусь занимает одно из первых мест по потреблению алкоголя на душу населения в мире. Нужно, чтобы проблема его доступности не легла на плечи наших детей, — сказала политик.
«В чем смысл запрета продажи алкоголя на автозаправках?»
Начальник управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Брезовская высказала позицию, с которой многие из присутствующих не согласились.
Она выступила против запрета продавать алкоголь на автозаправках и мотивировала это рентабельностью.
— Данные объекты хозяйствования обеспечивают занятость коллективов, платят налоги, пополняют бюджет, — перечислила она свои доводы.
Как рассказала Брезовская, министерство также предложило внести две правки в проект указа МВД. Ограничение продажи с 22 до 9 часов рекомендовано сократить на час в вечернее время, потому что это «негативно скажется на торговле». Также, по ее словам, люди, которые задержались на работе, должны иметь возможность приобрести алкоголь.
Министерство также предложило обязать создавать отдельные отделы по продаже алкоголя магазины площадью в 1000 кв. м, а не 400 кв. м, как прописано в проекте указа. Брезовская считает, что магазины с малыми площадями физически не смогут это сделать.
«Статистика улучшается»
Старались обходить острые углы и другие представители министерств и госучреждений.
Главный нарколог Минздрава Иван Коноразов напомнил, что в нашей стране потребление алкоголя на душу населения снижается и достигло показателя в 9 литров.
Он добавил, что принята очередная госпрограмма по демографической безопасности, в которой значатся планы по ограничению реализации алкоголя.
Его коллега, заведующий сектором наркологии РНПЦ психического здоровья Владимир Максимчук объяснил, почему, по его мнению, Беларусь занимает одно из лидирующих мест по пьянству:
— Наше государство слишком честное — даем настоящие цифры. Нам засчитали и подпольную продажу, что не делали по другим странам.
По его данным, число больных алкоголизмом в Беларуси ежегодно снижается на 2−3 процента. Во времена СССР было 5−6 тысяч впервые перенесших алкогольный психоз в год, сейчас — меньше тысячи. На учете наркозависимых в 2012 году было 181 тысяча, сейчас — 169 тысяч.
Положительной статистикой также поделился заведующий отделом мониторинга наркологических программ того же центра Алексей Кралько.
— Мы достигли значительных успехов. За этот период количество преступлений, которые совершены лицами «под градусом», уменьшилось на 40 процентов (до 17,6 тысячи в 2015 году), ДТП — на 68, несчастных случаев на производстве — почти на 60, смертей от отравлений — на 40.
«Реальные цифры страшнее»
Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при БПЦ отец Дионисий рассказал, почему официальная статистика не должна расслаблять.
— Я недавно посетил одну из групп, где церковь помогает страдающим от алкоголизма: из 15 человек только 2 официально регистрировались, и они числятся на учете. Многие не заявляют государству о своем алкоголизме, а приходят в церковь. Но даже чтобы к нам прийти, надо переступить через себя, что тоже делают далеко не все.
Отец Дионисий рассказал и о том, что увидел в продуктовом магазине рядом с одним из столичных заводов:
— Я зашел туда после окончания работы первой смены — алкогольный отдел был битком забит заводчанами. Любой нарколог бы сказал по их лицам, что там вторая стадия алкоголизма.
— Реальные цифры страдающих алкоголизмом — страшные. Волосы дыбом встанут, — заключил он.
С ним согласен и анонимный алкоголик Виталий, который сумел побороть в себе зависимость и сейчас помогает другим.
— Люди, которые больны алкоголизмом, в большинстве своем не идут к врачу, и они не включены в официальную статистику.
Он считает, что в нашей стране недостаточно делается для решения проблемы. Виталий говорит, что бывшему алкоголику, который пытается не пить, тяжело пройти мимо витрин с алкоголем в продуктовых магазинах — «его нужно продавать только в изолированных отделах, чтобы случайно на глаза не попадался».
— Нужно также смотреть, что может привести человека к алкоголизму. Это и плохие условия на работе, и невозможность чем-то себя занять. Например, я, работая, не могу позволить купить абонемент в бассейн, — заключил он.
«Существует алкогольное лобби»
Соорганизатор мероприятия, экс-кандидат в депутаты, представитель БХД Ольга Ковалькова отметила, что давно следит за законодательным регулированием продажи алкоголя и считает, что мер от государства недостаточно. По ее наблюдению, из мировой практики самые сильные стратегии — ограничение продажи алкоголя и регулирование цен, но пока в Беларуси этого не происходит.
— У нас алкоголь дешевый и доступный. На заправках алкоголь продаваться не должен, в продуктовых магазинах нужно ограничить время его продажи, создать изолированные отделы с алкогольной продукцией, — считает политик.
В качестве примера она рассказала, как перепутала дюшес с сидром — в магазинах часто алкоголь продается рядом с обычными напитками и даже возле касс.
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский также считает, что для решения проблемы не нужно изобретать велосипед — множество стран, даже соседи по СНГ, прошли этот путь и улучшили ситуацию.
— В Беларуси существует сильное алкогольное лобби, но то, что проблема существует, начинают осознавать, — заключил он.