Коммунальная демократия: плюсы и минусы
МИНСК, 28 окт — Sputnik. Впервые за последние восемь лет жильцы Товарищества собственников дома по улице Филимонова, 14 устроили собрание, и даже пришли на него. Товариществу около 13 лет, и за эти годы оно сменило уже несколько правлений. Каждый раз все происходило со скандалом и обвинениями в непрофессионализме или растратах.
В этот раз возмущение членов товарищества достигло предела. Среди основных причин — пропавший со счета миллиард неденоминированных рублей, собранный за все эти годы на капремонт и отсутствие каких-либо внятных и документально подтвержденных объяснений со стороны правления, куда все-таки ушли деньги.
Куда уходят деньги?
Первым делом попросили объясниться правление. Но из пяти его членов лишь трое были готовы держать ответ.
Двое пожилых мужчин пришли в правление около года назад с конкретной целью — разобраться, что происходит и куда уходят деньги. Почему в жировке вдруг появилась дополнительная графа "экономически обоснованные затраты", когда на балансе Товарищества есть 4 арендные квартиры, которые все эти годы покрывали расходы.
"Два года подряд было непонятно, куда исчезают "экономические затраты". 8 раз ездили в исполком. Были в следственном комитете, другие члены правления ставили палки в колеса. Ничего не давали делать. Какой вопрос не поставишь, ничего не разрешали. Пришлось ставить вопрос об аудиторской проверке", — рассказал Алексей Павловский.
Объясниться даже не вышла
Аудиторская проверка выявила проблемы с документами: нет приказов, которые позволили ли бы отследить начисление зарплат, а некоторые акты, наоборот, проведены два раза.
Нанятый управляющий с себя ответственность снял.
"Без ведома правления более 700 тысяч рублей старыми в месяц тратить было нельзя. Я вообще старался основное внимание уделять людям и их нуждам. Ведь на чем держится Товарищество? Сантехник, электрик и я. А за финансы должен был отвечать экономист, но его уволили", — сказал Николай Черня.
Инициатором увольнения экономиста Товарищества стали управленцы-новобранцы. Потому что за полгода своей волонтерской работы в правлении они так и не увидели этого специалиста, хотя начисления зарплаты ей шли. Пригрозили, что если она не выйдет на работу, пойдут в ОБЭП. Экономист написала заявление об увольнении.
На собрании же оправдываться пришлось старожилам правления — Вадиму Подрезу, который, кстати, получал ежемесячное вознаграждение "за рациональное использование средств товарищества" и Ольге Евтехеевой. Последняя выходить отчитываться отказалась. Подрез был краток.
"Я в правлении с 2003 года. Смотрю, тут все рассказывают, какие они молодцы и что сделали, а я скажу, что я никакой… И еще, у нас идет переворот, а каждый переворот начинается с обвинений в воровстве. А деньги — все шли на обслуживание нашего дома", — сказал член правления.
Допвзносы не нужны
В июле в правлении появился новый экономист. Она отработала там всего три месяца и вынуждена была уйти. Но за это время женщина успела оценить положение вещей и настаивает: для эффективного управления товариществом никакие дополнительные взносы, или "экономически обоснованные затраты" не нужны.
"За три месяца мы вышли на то, что нам стало хватать денег. Мы оплатили все задолженности, а задолженности, которых было за 3-4 месяца. И на капремонт было, и зарплату всем платили, и по 60 миллионов были в свободном пользовании", — рассказала Наталья Стельмах.
Для финансового благополучия товарищества, по ее словам, достаточно двух вещей — рационального использования арендной платы от квартир, которые находятся на балансе дома и, самое главное, своевременной оплаты коммунальных услуг жильцами.
Следственная проверка
История с исчезнувшим миллиардом, похоже, не закончена. Нецелевым расходованием средств займутся следственные органы, товарищество ждет проверка хозяйственной деятельности.
Работу предыдущего правления единогласно признали неудовлетворительной. Выбрали новое, более представительное в надежде на более жесткий контроль и договорились раз в год заказывать независимый аудит.
Вопрос отказа от Товарищества и перехода в ЖЭС даже не поднимался, хотя накануне во дворе такие предложения и звучали. Но все-таки жильцы решили еще раз попробовать организоваться самостоятельно: в конце концов, вряд ли кто лучше самих жильцов знает, что нужно их дому.