Годы армейской службы: концентрация опыта и ответственности
— Я прослужил в армии 27 лет, и если бы мне представилась возможность начать жизнь сначала, вновь выбрал бы армейскую судьбу, — очень буднично, без тени рисовки говорит об этом подполковник в отставке Василий Васильевич Ревинский. — Судьба офицера всегда была нелегка, но армия учит преодолевать трудности…
Собственно говоря, наша беседа началась с простого, казалось бы, вопроса: «Что дает человеку служба в армии?». И если вопрос «Зачем нужна армия нашей стране?» уже давно не задают даже самые оголтелые глупцы, то мысли о некоторых, так сказать, неоднозначных аспектах жизни людей в погонах еще посещают некоторых наших сограждан… Сразу оговорюсь: следует понимать разницу между фразами «что дает» и «что можно взять». В первом случае мы говорим о возможностях, которые предоставляет военная служба человеку честному, неглупому, честолюбивому и любознательному. Во втором случае речь чаще всего идет о благах материальных, но казенных, или, другими словами, народных. О том, что дает армия, какие возможности предоставляет армейская служба, мы и беседовали с Василием Васильевичем…
О детских мечтах и о настоящей силе
— Я с детства мечтал служить в армии. Помню, надевал китель отца, он тоже был офицером, — рассказывает мой собеседник. — Смотрел фильмы о войне, играл в войну… А уж когда мне в руки попал старый карабин, счастью моему не было предела!
Впрочем, детская мечта со временем совсем не «потускнела». Школа, ПТУ, неудачная попытка поступления в военное училище, срочная военная служба в войсках связи… Только в 1976 году курсант Ревинский переступил порог учебного класса Ленинградского высшего ордена Ленина, Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе.
Армия дает возможность воплотить детские мечты в жизнь и при этом получить высшее образование! Причем армия заинтересована в том, чтобы и солдат, и офицер продолжали учебу потому, что знания — это всегда сила!
О трудностях и о дальних странах
…Молодой лейтенант Ревинский получил назначение в воинскую часть, которая находилась в старинном городе Галиче. Поначалу было трудно с жильем: Василию Ревинскому, как и его молодым сослуживцам, выделили комнату в бараке. Но служба и работа занимали так много времени, что печалиться по поводу бытовых неурядиц было попросту некогда.
— Мы много строили: и в Сибири, и на Алтае, и у себя в Карпатах, — вспоминает офицер. — Командировок было много, я объездил весь Советский Союз. Довелось побывать и на Байкало-Амурской магистрали.
Я слушаю Василия Васильевича и думаю о том, что Советская Армия разбросала свои гарнизоны на огромном пространстве — от Кубы до Чукотки. И тысячи офицеров ежегодно переезжали к новому месту службы, месяцами жили в дальних командировках. И никто не жаловался — все понимали, что так надо стране и народу, которые они защищали.
А еще для многих из них эти командировки и переезды были возможностью увидеть мир. И вчерашний деревенский паренек имел шанс сходить в Дрезденскую галерею, а московский рабочий бережно хранил в своем «дембельском альбоме» снимки монгольских степей или сибирской тайги…
С другой стороны, и сегодня офицеры и солдаты белорусской армии бывают и в астраханской пустыне, и на Черноморском побережье. Наши военные повидали Белокаменную, оценили мощь псковских бастионов, отбивали «атаки» забайкальской мошкары. И, что характерно, — опять никто не жалуется!
Армия учит преодолевать любые трудности, причем не только бытовые. Армия дает возможность увидеть не только свой город, свою страну, но и изучить жизнь в других странах.
Но, конечно же, для этого надо быть хорошим солдатом, хорошим офицером.
О той сказке, которая ложь
Сегодня Василий Васильевич уже на пенсии, но трудится в школе подготовки младших специалистов 30‑й отдельной железнодорожной бригады. То есть работает с техникой и с людьми.
— Конечно же, молодым людям, которые надели военную форму, интересно изучать технику. Порой знания, которые они получили в лицеях и колледжах, так сказать, не слишком глубокие… Да и практического навыка у них маловато, — говорит собеседник. — А мы даем очень хорошую теоретическую и практическую подготовку.
С этим утверждением нельзя не согласиться. «На гражданке» можно занятия без уважительной причины пропустить, а затем списать нужный конспект перед сессией. В армии же прогулы исключены, учат здесь на совесть, потому что неподготовленный боец на технике — это не только гарантированно невыполненная задача, но и угроза жизни людей.
Техника и люди… Тема эта в наши дни актуальна как никогда. Довольно часто «на гражданке» мы видим отличных специалистов, которые являются посредственными руководителями трудовых коллективов. И это закономерно: хорошему инженеру надо много учиться, чтобы стать хорошим директором. А для этого нужны время и способности.
Армия же дает опыт руководства коллективом — отделением, расчетом, экипажем, взводом, ротой и так далее. То есть человек, прошедший командирскую школу в армии, экономит время, необходимое для становления его в роли руководителя в гражданской жизни…
— Иной раз и молодым офицерам приходится давать полезные советы, — улыбается подполковник в отставке. — Слушают очень внимательно…
Армия — это еще и концентрированный опыт, который наработан десятилетиями службы. И только от тебя самого зависит, сможешь ты его перенять или будешь и дальше верить в сказку о потерянном времени…
О школе жизни
— Пожалуй, самое важное, что дала мне армия — это умение принимать на себя ответственность, — размышляет Василий Васильевич. — Был как-то у меня такой случай…
…Ремонтные работы военные железнодорожники вели на очень важной магистрали вблизи государственной границы СССР. «Окно», то есть время, на которое были задержаны советские и зарубежные составы и за которое надо было успеть все сделать, было небольшим. Если магистраль не начнет пропускать составы вовремя, наша страна понесет большие убытки.
Работали ночью, при свете фонарей. И вдруг сошли с рельсов два думпкара (грузовые вагоны для перевозки сыпучих грузов. — Авт.).
— Я понимал, что вовремя поставить их на рельсы мы не успеваем. Что делать? Штрафы за простой составов грозили колоссальные. И я решил сбросить думпкары с насыпи, чтобы освободить путь, — волнуясь, вспоминает Василий Васильевич. — Понимал, что за такое решение меня … гм… не наградят… Но пришлось отдать приказ, проследить за его выполнением и доложить о нем командиру… Ругали меня тогда здорово…
И тут я полностью согласен с моим визави. Ведь каждый человек с определенного возраста начинает принимать самостоятельные решения. Есть ему манную кашу или отодвинуть тарелку от себя. Выучить уроки или нет. Принять предложение руки и сердца или вежливо отказать. Стричь или брить. Ответственность — это способность человека принимать то или иное решение, проводить его в жизнь и отвечать за свое решение, свои действия и их последствия.
А люди военные принимают решения, от которых зависят судьбы множества людей! Это огромная ответственность, и необходимо научиться брать ее на себя, и за свои решения держать ответ. Ответ перед командованием, перед сослуживцами, перед подчиненными и их родственниками, перед собственной совестью…
Вот поэтому армию и называют школой жизни! Уроки в ней — это стоящие перед солдатами и офицерами задачи, правильные ответы — выполнение приказов, а оценки — выполненные задачи и сохраненные жизни…
И только ощутив груз этой ответственности, только испытав на себе тяжесть ее, мальчишка становится мужчиной — и никак иначе!
О профессии и о карьере
— Нам очень часто приходилось работать бок о бок с гражданскими специалистами, — вспоминает Василий Васильевич. — На строительстве БАМа, например…
— И как они оценивали профессиональную подготовку офицеров тогда еще железнодорожных войск?
— Нам неизменно давали высокую оценку. И техника у нас была новейшая, и дисциплина всегда была на высоте. Отсюда — отличная производительность труда и качество работы. Я и тогда, и сейчас, уйдя из армии, свободно мог работать в гражданской организации — знания и опыт это позволяли и позволяют до сих пор, — рассуждает подполковник в отставке.
Этими словами он подтверждает старую истину: армия дает профессию, с которой не пропадешь и «на гражданке». Примеры? Да сколько угодно!
Семён Михайлович Будённый обрел в императорской армии профессию инструктора верховой езды.
Известнейший русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик, Алексей Николаевич Крылов получил образование в Морском кадетском корпусе.
Военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери, выйдя в отставку, стал пилотом почтовой авиакомпании и только затем — писателем.
Свои первые изобретения будущий советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, генерал-лейтенант, создатель всемирно известного автомата Михаил Тимофеевич Калашников разработал будучи простым механиком-водителем танка.
Прочитав «Севастопольские рассказы», император Александр II велел беречь жизнь артиллерийского поручика Льва Толстого.
Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Шарль де Голль, Симон Боливар, Хосе де Сан-Мартин и множество других политиков пришли к кормилам государственной власти с полей сражений…
Я не буду сейчас говорить о выдающихся медиках и юристах, химиках и метеорологах, инженерах и изобретателях, географах и живописцах, педагогах и космонавтах, спортсменах и журналистах, путевку в жизнь которым дала армия или флот. Их просто очень много…
Так что армия не только дает человеку востребованную в гражданской жизни профессию, но и служит неплохой стартовой основой будущей карьеры!
Но, разумеется, все эти бонусы можно в полной мере использовать лишь при одном условии: долго, честно и упорно работая. Ведь под лежачий камень, как известно, не течет ни вода, ни прочие материальные и духовные блага…
О людях случайных и о людях настоящих
Мы ведем разговор о воинских коллективах. В чем их главное отличие от прочих социальных групп? Этот вопрос особенно актуален для молодых людей — каждый из них ищет тот социум, в котором он будет чувствовать себя комфортно, в котором он будет востребован.
Это ключевые критерии определения приемлемости коллектива для любого человека. В чем же преимущество коллективов воинских?
Мой собеседник очень четко формулирует это преимущество:
— Случайные люди здесь отсеются, а настоящие — останутся.
И с этим не поспоришь! Военная служба всегда была нелегкой, независимо от того чем был вооружен солдат — мечом и копьем или винтовкой с лазерным прицелом. И груз офицерской ответственности одинаково тяжел как для капитана королевских мушкетеров, так и для полковника Максима Максимовича Исаева — легендарного Штирлица.
И далеко не каждый человек способен эти тяготы преодолевать. Тот, кто не может, — уходит.
Но именно те, кто остаются, вписывают свои имена в славную летопись держав и народов. Вспомним: прошли тысячелетия со дня битвы при Фермопилах, но подвиг трехсот спартанцев царя Леонида не забыт до сих пор. Прошло уже почти 30 лет с того январского дня 1988 года, когда 9‑ю роту 345‑го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка на высоте 3234 атаковали отряды душманов, а подвиг ребят гвардии старшего лейтенанта Сергей Ткачёва и сегодня служит примером самоотверженного выполнения воинского долга.
Разве способны были удержать перекресток дорог у разъезда Дубосеково случайные люди, пришедшие в армию только ради наград и чинов? Разве не настоящими героями были погибшие защитники Брестской крепости, чьи имена долгие годы оставались неизвестными?
Армия всегда была, есть и будет тем коллективом, который защищает Родину. Всегда и везде. В мирное время и в дни испытаний. В тылу врага и на фронте. В небе и на земле. С союзниками или в одиночку — все равно…
А значит, в ней всегда будут служить настоящие люди.
И самое главное, что дает армия — возможность стать настоящим человеком.
Андрей Данилов,
«Ваяр»,
фото Ирины Малиновской