Родители против, врачи и учителя - за. Стоит ли переносить время начала уроков в школе на 9 утра
Выступая перед новыми депутатами парламента, Александр Лукашенко предложил подумать о том, чтобы уроки в школе начинались не в восемь утра, а в девять. «Все равно он [ребенок] раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: „В 7 утра проснется — раньше ляжет“. Вспомните себя: часто вы раньше времени ложились?». TUT.BY спросил у учителей, врачей и родителей, как они относятся к тому, чтобы дети начинали учиться позже.
Дмитрий Чеснов, врач-педиатр высшей категории: «Самый сладкий сон начинается в 6 утра»
— Для школьников, если уроки будут начинаться в 9 утра, — это хорошо. Ведь самый сладкий, самый полноценный сон начинается в 6 утра, — говорит Дмитрий Чеснов, врач-педиатр высшей категории, заведующий приемным отделением 3-й детской клинической больницы Минска, — И на семь утра, когда ребенка уже нужно поднимать, как раз приходится пик работы гормонов роста, щитовидной железы, половых гормонов. Думаю, эти лишние 60 минут утреннего сна будут только на пользу здоровью ребенка — его знаниям, запоминанию, активности. Да и самое продуктивное время для школьников — это где-то с 9.00 до 12.00. Потом активность затихает и второй ее пик начинается после 16.00.
Что касается второй смены, специалист считает, что лучше, чтобы ее вообще не было.
— После 18.00−19.00 у детей происходит затухание и биологических моментов, и гормональных, — отмечает Дмитрий Чеснов. — Поэтому во второй половине дня детям лучше заниматься спортом, кружками, рисованием, пением.
Анна Северинец, учитель Смолевичской гимназии: «Просыпаются» ученики ближе ко второму уроку"
— Я жаворонок, поэтому мне чем раньше, тем лучше. Я могла бы ходить на занятия и к 5 утра, чтобы уже к 12.00 освобождаться для всех своих дел. Вот только воспринимать знания и тем более давать какую-то обратную связь в 8 утра еще не готов ни один ребенок, — говорит учитель гимназии Анна Северинец. Я работаю в школе уже 15 лет и скажу из практики: «просыпаются» ученики ближе ко второму уроку, поэтому, конечно, эффективнее, если бы занятия начинались в 9 утра.
С другой стороны, отвечу как мама. Вот представим, моим детям-подросткам завтра скажут прийти на уроки на час позже. Вечером они мне тут же предъявят ультиматум: «Утром мы можем дольше поспать, поэтому будем ложиться в полночь». И здесь я уже не очень уверена, что мы что-то выиграем с этим переносом.
У самой Анны первых уроков в этом году нет. Ее младшему сыну пять лет, поэтому когда звонок собирает школьников на первое занятие, она отводит малыша в детский сад. Раньше же, чтобы с утра взбодрить ребят, она старалась рассказать что-нибудь интересное или пошутить.
— Но, конечно, серьезных дел на первый урок лучше не планировать, — отмечает учитель.
Завотделением Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова: «Встает вопрос со второй сменой»
Завотделением гигиены и общественного здоровья Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова во время круглого стола о здоровье школьников напомнила, что в сельской местности занятия и так начинаются в 9 часов утра. Она считает, что это оптимальное время, так как детям еще надо доехать до школы.
При этом в городе другие условия, поэтому там занятия начинаются в 8 или 8.30 утра.
— Родители завозят ребенка до работы. Но встает также вопрос со второй сменой. Когда вводили пятидневку, не было регламентировано время окончания занятий. По факту оказалось, что у некоторых классов занятия во вторую смену заканчивались в полдесятого. Количество часов в будние дни увеличилось. Кабинеты освобождаются позже. В начальной школе есть пятый урок! Тогда Минобразования регламентировало — занятия должны заканчиваться не позже восьми часов вечера. Раньше был часовой перерыв между первой и второй сменой, его уже убрали. Мы рекомендуем, если есть такая возможность, начинать вторую смену раньше. Все для того, чтобы дети раньше заканчивали, а то они просто засыпали на занятиях!
Специалист отметила, что если занятия будут начинаться позже, это сразу сдвинет и график второй смены. В сельской местности таких проблем нет, там школы не так загружены, а в городе это очень актуальный вопрос.
— Мы только за то, чтобы занятия начинались позже в первую смену. Физиологически, может быть, это и лучше. Но если занятия будут начинаться в 9, то что, родитель уйдет на работу, а ребенка оставит дома?
Мама школьника: «Я против переноса времени начала уроков»
Анна, мама двоих сыновей, против такого переноса. Ее младший сын пошел во второй класс, а старший — в четвертый, учатся дети в разные смены.
— Ребенка 1−4 класса чаще всего отводят или отвозят в школу родители или хотя бы провожают. Если бы занятия начинались в 9 часов, ребенка пришлось бы оставлять дома одного, чтобы он сам собирался в школу, иначе родитель опоздает на работу. Но в возрасте 7−8 лет у детей совершенно нет чувства времени. Ребенок может выходить из дома по будильнику, но он с большой вероятностью будет опаздывать.
Президент вынес такое предложение, подразумевая очевидный плюс — так дети будут дольше спать и их будет проще будить по утрам. Но Анна говорит, что их и так будить не трудно, если у ребенка есть режим. Ее сыновья ложатся спать строго в десять вечера и спят по 9 часов.
— И младший нормально встает в 7 утра. 40 минут у него на сборы и какао, этого времени более чем достаточно.
Школа ее сыновей во дворе. Детям, которые учатся далеко от дома, порой надо ехать в другой конец города и вставать для этого в 6 утра. Но это выбор родителей и никто не заставляет идти на такие жертвы, считает Анна.
— Я против переноса начала уроков. Разве что после 5-го класса. Мне важнее, чтобы ребенок вовремя и под моим контролем утром пришел в школу, чем то, что он поспит на час дольше. Потом, когда ему будет лет 12−16, я сомневаюсь, что уложу его в 10 и он хорошо выспится, поэтому старшеклассникам можно время начала уроков и сдвинуть.
Виктория Онохова-Журавлева, мама 14 детей, 12 из которых в этом году ходят в школу, также против возможных изменений. Ее дети учатся в классах со второго по девятый, в основном во вторую смену. Она считает, что единственный плюс от начала занятий в 9 утра — дети будут дольше спать. Но существенный минус — вся сетка дополнительного образования (кружки, секции, курсы) поползет, ведь вторая смена и так заканчивается к самому сну.
— Не думаю, что продуктивность зависит от времени начала уроков в ситуации, когда обучение происходит скачкообразно, например, темы разбросаны по разным частям учебников, что вносит неразбериху в процесс. Если горит все здание, нельзя плеснуть на крыльцо ведро воды и ждать, когда пожар погаснет.