"Останься он здесь, может, ничего и не вышло бы". Отец Самсонова о том, как воспитать чемпиона
«Останься он здесь, может, ничего и не вышло бы», — с сожалением говорит отец известного белорусского теннисиста Владимира Самсонова. Но вряд ли Виктор Владимирович переживает за своего сына, который собрал, кажется, все титулы мира, кроме олимпийского, и счастливо живет в Испании вместе с женой и двумя детьми.
Сам чемпион начинал свою карьеру с тренировок в одном из минских подвалов — именно там находилась спортивная школа. Позже Владимир пытался изменить ситуацию с настольным теннисом в Беларуси и перечислял из-за границы деньги на строительство на родине тренировочных площадок и кортов. Но, видимо, основная проблема не в этом — достойной смены теннисисту пока нет.
Журналисты TUT.BY встретились с отцом Владимира Самсонова, чтобы узнать, как вырастить чемпиона. Может, это и получилось случайно, но Виктор Владимирович отчасти стал первым тренером своего сына.
Игра «не номер один» в Беларуси
Виктору Самсонову сейчас 82 года. Он встречает нас в майке с портретом сына. В его просторной квартире одна из комнат переделана то ли под кабинет, то ли под зал славы спортсмена. Отец хранит здесь медали, кубки, фотографии и вырезки из газет о своем сыне с конца 80-х годов.
— Здесь, наверное, только пятая часть того, что вообще есть. Поначалу, когда о Вове начали писать, просто было интересно это все собирать. Все-таки гордость за сына. А сейчас уже выкинуть жалко, потому что собралось материалов на целую книгу, — говорит Виктор Самсонов.
Правда, в аккуратно разложенных стопках в основном российская, немецкая, китайская и другая зарубежная пресса. В Беларуси о своем выдающемся спортсмене всегда писали не очень много. В рассуждения, почему так вышло, Виктор Владимирович не сильно вдается.
— Потому что отношение к настольному теннису такое, — коротко отвечает он. — Вот про хоккей писать — это сколько угодно. Хоть и уровень игры на нуле.
О выдающемся теннисисте, да и о виде спорта «не номер один» у нас чаще вспоминают только в олимпийский цикл. Да и сам Владимир Самсонов давно не на виду. Он много лет прожил в Германии, а сейчас вместе с семьей переехал в Испанию. Ему уже несколько раз предлагали поменять гражданство. И немцы, и бельгийцы… Но он решил остаться белорусом.
— Он предан. И всегда спрашивает: «Зачем мне это?», — признается Виктор Владимирович.
Хотя своей племяннице Владимир оплатил курсы английского за границей, чтобы та смогла сделать там карьеру.
— Внучка сейчас с мужем уехала в Польшу, а потом они еще дальше собираются. Говорит: «Мы здесь оставаться не будем. Потому что у нас все трудно и часто несправедливо».
Да и сам Владимир, когда его спрашивают о звездном статусе, всегда признается, что популярен он, скорее, за границей, нежели дома.
— В Германии за него очень болеют. Даже когда против немцев играет, трибуны кричат: «Влади, Влади…». Его там так называют, — рассказывает Виктор Самсонов. — В Китае его очень любят. Помню на турнире подошла к нему за автографом мама с маленькими детьми. Так они уходили спиной и кланяясь. Но звездной болезни у сына нет.
Гений Самсонова как раз и заключается в том, что он научился обыгрывать китайцев. В 40 лет он продолжает оставаться в десятке мирового рейтинга. Там всего два европейца против восьми азиатов.
— Когда он начал обыгрывать китайцев, они его технику изучали, а движения на видео по миллиметрам разбирали. Пытались подстраиваться на соревнованиях. Но Вова же все понимает. И когда видит, что соперник начинает понимать тактику, меняет все. Он ведь побеждает не из-за силы удара. Он просто умеет «дирижировать» ракеткой и шариком. Он смотрит, где у противника слабая сторона.
Случайный тренер
Владимир Самсонов был поздним ребенком. Виктор Владимирович стал отцом второй раз в 42 года. Дочь родилась на 13 лет раньше.
Отец и привел сына в большой спорт. Хотя произошло все почти случайно. Старшее поколение еще помнит досуговые комнаты при ЖЭСах и домоуправлениях. Больших развлечений там, конечно, не было: шашки, шахматы, настольные игры и настольный теннис…
— Когда Вове было лет шесть, мы с ним вдвоем пришли в эту комнату. Поиграли сначала то ли в шашки, то ли во что-то еще, а потом теннисный стол освободился. Мы в то время с коллегами играли во время обеденного перерыва, поэтому опыт был. И я предложил сыну тоже поучиться, — вспоминает Виктор Владимирович. — И вот так мы несколько раз сходили в эту комнату. Вове так понравилось, что потом он уже сам каждый вечер просил меня сходить поиграть.
Увидев, что сыну нравится настольный теннис, отец решил записать его в спортивную секцию. Уже после нескольких месяцев тренировок Владимир начал делать успехи.
— Преподаватель сказала мне, что у Вовы есть способности, он быстро всему научился и в детской секции ему уже делать нечего. Скучно. Тогда мы его шестилетнего привели уже к профессиональному тренеру. Но мне говорят: «Он хоть в школу ходит? Пока рано. Пойдет — приводите», — рассказывает Самсонов-старший.
Несмотря на то, что будущего чемпиона из-за маленького возраста брать в большой спорт не хотели, отец продолжал водить сына на занятия в минский Центр настольного тенниса. Там Владимир Самсонов и познакомился со своим первым тренером Александром Петкевичем.
— Это сейчас залы, корты… А Вова начинал тренироваться в подвале. Там у них был зал, — говорит отец. — Часто друзья-иностранцы приезжают, просят показать, откуда вышел чемпион. Смотрят — и не верят, что это правда.
Но плохие условия для тренировок на успехи не повлияли. Уже в 13 лет Самсонова взяли в сборную СССР. Он смог заявить о себе, завоевав несколько международных юниорских титулов всесоюзного значения.
— Первое время Вову игнорировали. Такое часто было в Советском Союзе, когда на места в сборной претендовали спортсмены не из Москвы. А там тогда были братья Мазуновы, — говорит Виктор Самсонов. — Но Вова успел завоевать несколько наград. Его уже знали. И тренер видел, что он играет лучше некоторых.
Впервые титул чемпиона Европы Владимир Самсонов завоевал в 1987 году. И потом еще несколько лет подряд подтверждал свое звание.
— Когда он был маленьким, то все международные соревнования были за родительский счет. Никто ничего не оплачивал, — рассказывает отец. — Помню, у него как-то украли сумку со всем инвентарем. И, чтобы купить ему новую ракетку, мне нужно было потратить месячную зарплату. Плюс дефицит еще был. Так просто не достать — тренер помогал по своим каналам.
Перейдя из юниоров в профессионалы, в начале 90-х Самсонов переехал жить и тренироваться в Германию.
— Мне кажется, что если бы в свое время он не уехал в Германию, то такого результата, как сейчас, могло бы и не получиться. Что делать…
Сейчас отец с сыном видятся редко. Связь поддерживают через интернет.
— Его дети тоже своего папу не видят, потому что он постоянно в разъездах по соревнованиям. И когда он приезжает, это для них большой праздник.
Победить нельзя проиграть
В 2005 году Владимир Самсонов дважды получил так называемый титул рыцаря справедливости от Международного олимпийского комитета и отдельно от россиян. За то, что отдал победу на международном турнире ТОП-12 своему сопернику Алексею Смирнову.
В решающем розыгрыше мяч пролетел в миллиметре от стола. Судья зафиксировал аут и отдал очко белорусу. Но Самсонов был уверен, что было касание. Он попытался это доказать, но рефери не согласился. И тогда спортсмен демонстративно отбил следующий мяч в сторону и проиграл. «С одной стороны, очень хотелось победить, с другой — не давало сосредоточиться понимание неадекватности ситуации», — прокомментировал тогда свой поступок теннисист в интервью «Прессбол».
— Он такой человек. Делать карьеру за счет чужих ошибок — это не в его правилах, — говорит Виктор Владимирович. — Тем более что Алексей Смирнов до этого никогда в жизни чемпионских титулов не завоевывал. А у Вовы к тому моменту уже было три победы на этих соревнованиях.
— Это вы его таким воспитали?
— Да не было у нас никаких особых подходов к воспитанию. Самое главное, что в семье была нормальная атмосфера, чтобы ребенок отдавал себя тому, чему он хочет.
Хотя первые, еще детские попытки стать рыцарем у Владимира Самсонова не всегда получались. Виктор Владимирович вспоминает казус, который случился с его сыном в четыре года. Тогда они всей семьей жили в Монголии: отец строил там молибденовый комбинат. Как-то воспитательница в детском саду пожаловалась родителям, что Вова обидел девочку — толкнул ее, она упала.
— Я ему объяснил, что так нельзя. Наоборот, говорю, если ты увидишь, что девочка где-то упала, то должен помочь ей подняться, — рассказывает Виктор Владимирович. — Он на следующий день пошел в детский сад. И вот он смотрит на нее, знает, что нужно помочь девочке подняться, а она не падает. И он ее опять тихонечко толкнул и потом очень бережно поднимал.
Отец рассказывает, что за всю жизнь ни разу не ставил своего сына-чемпиона в угол. Говорит, что не сторонник физических методов воспитания.
— Когда я вижу, что кто-то шлепает своих детей, меня вообще передергивает, — признаётся Виктор Владимирович.
Хотя даже друзья семьи иногда считали, что отец балует своего ребенка и позволяет ему слишком много вольностей.
— Раньше у троллейбусов дуги на веревках не механически двигались, а водитель выходил и вручную накручивал их. Но потом стали появляться такие машины, где все само регулировалось. И Вове они очень нравились, — вспоминает Виктор Самсонов. — И мы как-то ехали куда-то с подругой жены. Подошел наш троллейбус. Старый. А Вова говорит: «Я на этом не хочу ехать. Я хочу, чтобы с катушечками». Ну и ладно, подождем, думаю. Знакомая очень возмущалась. Мол, ребенок делает, что хочет. Но через несколько минут подошел троллейбус с катушечками — у сына восторг. Так зачем портить ему настроение, если это несложно?
Всё, кроме олимпийской медали
В центре «доски почета» сына в квартире Виктора Самсонова — один из чемпионских кубков Владимира. Прикоснуться к наградам отец позволяет далеко не каждому.
— Мы как-то были на Кубке мира в Москве. Вова там победил и поехал дальше на соревнования. А я повез этот переходящий трофей в Минск, — рассказывает Виктор Владимирович. — И вот несу я его к машине, а какой-то парень ко мне подходит и говорит: «Разрешите, я с ним сфотографируюсь». Но я отвечаю: «Дорогой мой, ты его сначала заслужи, тогда и сфотографируешься». Кто слышал, даже захлопал мне.
Отец до сих пор старается ездить на важные старты Владимира. Традиция повелась еще с детства. Вопреки правилам Виктора Владимировича даже пускали на тренировки к сыну. Уже тогда Самсонов-старший понимал, что по жизни его сын будет радоваться только первому месту.
— Помню, проиграет на каких-то детских соревнованиях — рыдает, как белуга, — вспоминает Виктор Владимирович. — И мы еще тогда участвовали в конкурсе по настольному теннису «Папа, мама, я — спортивная семья». Я еще хоть как-то играю, а мама у нас вообще ноль в этом деле. Но мы всегда выигрывали благодаря Вове. И он очень гордился этим.
За свою профессиональную карьеру Владимир Самсонов редко выбывал из десятки мирового рейтинга и даже был в статусе первой ракетки мира. Он — трехкратный победитель Кубка мира, шестикратный чемпион Европы и семикратный — европейской Лиги чепионов, четыре раза становился лучшим на престижном турнире «Топ-12»… Белорус смог сделать невозможное и выступить на шести Олимпиадах. Но награды там так ни разу и не завоевал. В Рио он остановился в шаге от бронзы. Отец говорит, что всему виной — серьезная травма, полученная в четвертьфинале.
— Я его никогда не упрекал в поражениях и не говорил, что он где-то проявил слабость. Даже после проигрыша на Олимпиаде я ему сказал, что он молодец. Потому что играл-то он достойно.
Будет ли в карьере Владимира Самсонова Токио-2020, наверное, не знает и он сам. Пока он продолжает играть.