"Надеемся, контрабандисты вагоны не раскрутят". Как начал курсировать поезд Гродно-Краков
Запуск нового поезда, который бы соединил Гродно и польские города, местные жители ждали давно. С 2015 года здесь между двумя странами не было железнодорожного сообщения: власти приграничного польского региона не могли найти финансирование. Вопрос решился только летом этого года, когда на новый состав выделили деньги из республиканского бюджета соседней страны.
Днем, 4 сентября, на гродненском железнодорожном вокзале было оживленно. Ждали первый поезд Краков-Гродно. Ярко-фиолетовый локомотив и состав из двух вагонов прибыли точно по расписанию. На перроне пассажиров встречал новый консул Республики Польши в Гродно Ярослав Ксенжик. Пассажиры, выходящие из вагонов, были немного смущены таким повышенным вниманием.
Вместимость нового состава — 140 человек. На первый рейс в Гродно было куплено 43 билета. Примерно столько же желающих набралось и на обратный путь поезда.
Железнодорожное сообщение между Гродно и Белостоком было приостановлено в конце 2015 года. Поезд, соединяющий две страны, был нерентабельным. Наконец, все было возобновлено.
— Конечно, ждали. Это удобно и достаточно быстро. Не надо много времени стоять на границе, — делились своими мыслями гродненцы на перроне. — Хотелось бы, чтобы его не отменили, как в прошлый раз.
О том, что этот поезд очень важен для приграничной жизни, говорил и польский консул Ярослав Ксенжик.
— Я был очень удивлен, что железнодорожного сообщения между Гродно и Белостоком нет. Конечно, это позитивное событие. Данный состав должен быть комфортным и быстрым, особенно, что касается пересечения границы. Пусть представители таможни и пограничники работают так, как им нужно, но чтобы все это было без задержки на границе.
На практике пересечение белорусско-польской границы на этом поезде выглядит так: все необходимые таможенные и пограничные процедуры белорусы и гости нашей страны проходят на гродненском железнодорожном вокзале, а поезд на границе не останавливается. Аналогичные процедуры, но с польской стороны, проходят в первом остановочном пункте в соседней стране — Кузнице.
Раньше по маршруту Гродно-Белосток ходила электричка, которую в Гродно буквально штурмовали «спиртовозы» — контрабандисты, которые пытались провозить сигареты и спирт. Свой товар они прятали в вагонах, предварительно разобрав их чуть ли не до обшивки.
Польская сторона с этой проблемой знакома:
— Надеемся, что контрабандисты вагоны нового поезда не раскрутят. Об этой проблеме я, конечно, наслышан. Важно, чтобы поезд был оснащен видеокамерами и другими техническими средствами, которые могли бы предотвратить такие инциденты. Я искренне стараюсь понять этих людей. Как говорят: экономика сильнее души. Очень хотелось бы, чтобы новый поезд был красивым и чистым, однако жизнь есть жизнь. Но ситуацию, однозначно, надо как-то менять.
Новый международный поезд ажиотажа у гродненцев не вызвал. Из здания вокзала люди выходили спокойно, правда, некоторые по привычке преодолевали путь по перрону бегом. Провожающие — по другую сторону ограждения. Две проводницы, сопровождающие состав, помогали пассажирам занять свои места. В общем, рутинное отправление поезда, если бы не польский консул на перроне, который приветствовал машинистов и махал вслед пассажирам первого железнодорожного рейса.
— Как будто Миколка-паровоз отправляется, а мы его провожаем, — смеялись мужчины на перроне. Кстати, одноименный фильм снимали именно в Гродно.
— Мы надеемся, что этот поезд будет востребованным и нужным. Конечно, есть планы и на другие направления. Я знаю, что когда-то из Гродно ездил поезд в Гдыню. Неплохо было бы возобновить этот маршрут, чтобы у белорусов была возможность комфортно и достаточно быстро доехать до моря. Что касается стоимости, то ее мы согласовывали с белорусской стороной. Мне кажется, она вполне адекватная. (до Кракова можно доехать за 21,4 евро. — Прим. TUT.BY). Во всяком случае, на билет в банке кредит брать не надо, — пошутил консул.
Если поезд Гродно-Краков окажется востребован, то количество вагонов увеличат, а в Польше серьезно задумаются и над новыми направлениями из белорусского приграничного областного центра, которые свяжут польские города и Гродно.