Сделать лазерный бластер из кольца с рубином: на что вдохновляли детей комиксы девяностых
Мир переживает очередной бум комиксов, а фильмы, поставленные по сюжетам рисованных историй, приносят создателям миллионные доходы. Советский Союз сильно отставал от мировой моды на комиксы, но в конце восьмидесятых — начале девяностых и СССР, и ставшая независимой Беларусь попытались наверстать упущенное. Чем были комиксы для мальчишек «лихих девяностых» и на что сподвигали мультяшные герои — читайте в материале TUT.BY.
Год назад мы уже рассказывали про зарождение комиксов в Беларуси и их стотысячные тиражи, которые и не снились сегодняшним создателям очередных «первых» белорусских комиксов. Сегодня же изучим еще несколько редких изданий родом из девяностых, а получше понять эпоху нам поможет коллекционер Дмитрий Бриштен.
Еще в 1988 году в Советском Союзе по лицензии начали печатать первые комиксы о Микки Маусе и других диснеевских героях. Впоследствии зарубежные комиксы или их вариации «по мотивам» и прочие «творческие переосмысления» стали самыми читаемыми комиксами у ребятни.
— Самыми популярными в моем детстве были рисованные истории из детского журнала «Мурзилка», — вспоминает Дмитрий Бриштен, — Считаю их прото-комиксами советского периода. Бум комиксов пришелся на начало 90-х, когда в популярных молодежных журналах типа «Пионер», «Крыніца» и других начали массово появляться рисованные истории. Помню, где-то в 1990 году я купил журнал «Бярозка», и там был комикс «Горад мутантаў». Тогда я попросил маму выписывать мне «Бярозку», наивно полагая, что каждый месяц я буду довольствоваться новым комиксом. Надежды оправдались лишь отчасти.
— Следующими по популярности назову комиксы, которые выходили в начале 90-х отдельными сериями. Образцом таких шикарных изданий я считаю белорусские сборники «Черный лабиринт» и «Посланцы», а также российские комиксы «Перевал» и «Реаниматор». Из тех комиксов, что были позже привезены из России, особняком стоит журнал комиксов «Муха», который зачитывали до дыр. Зачитывались и рисованной историей о Тарзане в шести частях. А как все ждали его продолжения! Ведь книжек о Тарзане вышло очень много, а события комикса отразили, кажется, лишь первую книгу. Кстати, «Тарзана» рисовал белорусский художник Александр Коршакевич, эти тоненькие книжечки фирма с непонятным названием ВЭТО «Слово» печатала в Минске и Гомеле тиражом в 300−500 тысяч (!) экземпляров.
— Черно-белые комиксы считались экзотикой, ведь в основном это были, вероятно, ксерокопии зарубежных изданий. Оригинальных черно-белых комиксов я тогда не видел ни разу. Ведь нам казалось: то, что мы читаем, и есть оригинал! Черно-белые комиксы были сродни любительским черно-белым фотографиям зарубежных плакатов с Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне или Арнольдом Шварценеггером.
— Девчонки серьезные комиксы не очень-то жаловали. Ни старшая, ни младшая мои сестры, насколько я помню, комиксами не увлекались. Прочитывали, конечно, если попадались, но на этом весь интерес заканчивался. В 1995 году в Питере я купил младшей, восьмилетней сестре комикс «Русалочка». Он ей был интересен, это я точно помню. У сестер многих моих друзей были детские комиксы на основе мультфильмов. Диснеевские мультики любили, конечно, все дети, но после «Черного лабиринта» или «Реаниматора» они считались какими-то третьесортными. Мальчишки такие комиксы особо не почитали. В середине 90-х приобрели популярность комиксы-раскраски, но мы их и за комиксы-то не считали. Раскраски эти были большими — формата А4 — книжками по 10−14 страниц, в них печатали коротенькие истории в 4−8 кадров типа приключений Черепашек-Ниндзя.
— В нашем окружении комиксы не были под запретом. Наоборот: мои родители и родители моих друзей поощряли наши увлечения комиксами на фоне того, что в целом чтение мало привлекало детей. А сколько интереснейших статей и рассказов я прочел в журналах «Пионер», «Бярозка», «Крыніца», которые выписывал или брал в библиотеке в основном из-за комиксов! На мой взгляд, те из моих друзей, что увлекались комиксами, выросли куда более гармоничными и интересными личностями, чем те, которые не читали ни комиксов, ни другой развлекательной и познавательной литературы.
— Свои комиксы мы хранили в шкафах и на полках. Кто-то даже делал подшивку. А один раз передо мной встал очень непростой выбор. Что делать: вешать на стену плакат «Терминатор» или сложить его к серии комиксов «Подводные Береты», последний выпуск которого как раз был напечатан на развороте плаката. Проблема отпала сама собой, когда сосед Витя Коваленко при натуральном обмене вручил мне второй экземпляр! Кстати, натуральный обмен по договоренности — один из основных путей пополнения коллекции, а вот денежно-комиксового рынка как такового не было. В детстве у нас не принято было рассчитываться деньгами за те или иные вещи, тем более что не у всех водились карманные деньги. Натуральный обмен выглядел привлекательнее! Например, один из своих комиксов я выменял на серию вкладышей от жвачки Turbo. Хороший комикс был на вес золота. Никогда не забуду, как моим друзьям родители подарили до коликов смешной комикс «Домовичок Бум»! Вероятно, поэтому он был невымениваемым ни за какие коврижки.
— Были на рынке, конечно, и комиксы на белорусском языке. Правда, лично я их читал почти исключительно в журнале «Бярозка», не считая всем известных «Дзе жылі бурсонікі?» и «Планеты Мілітар». Нельзя сказать, что комиксы на белорусском были в почете — или, наоборот, что не были. Просто дело в том, что тогда в комиксах мы ценили, в первую очередь, художественную составляющую, затем — сюжет, а уж язык роли почти не играл.
— Под впечатлением от одного из своих первых комиксов «Горад мутантаў» я часто перерисовывал модель тамошнего бластера — лазерного пистолета. Летом, будучи в гостях у бабушки на Украине, я поведал брату Ване, что было бы неплохо смастерить похожий пистолет. Нам тогда было лет по семь-восемь. Ваня поддержал меня и сказал, что у него есть идея. Вытащив из маминой шкатулки перстень с красным камнем, он заявил мне, что это рубин. Через него нужно пропустить пучок света — и тогда луч сфокусируется и пробьет все, что хочешь. Только вот нужен очень сильный источник света. Брат мой в детстве зачитывался энциклопедическими справочниками из дедовой коллекции, и я ему всецело доверял. Поэтому первым этапом к созданию боевого лазерного бластера из комикса стало изучение рисованных макетов.
— Размышляя над макетом, Ваня отметил, что три изогнутых элемента на дуле являются отражателями — как в карманном фонарике. Брат усмотрел в модели и конструктивные недоработки, заявив, что отражатели слишком маленькие и что у нас бластер будет побольше! Надо только найти достаточно большое увеличительное стекло, чтобы луч от лампы посредством отражателя (который тоже нужно было найти) четко попадал в рубин, и уж тогда… История закончилась тем, что, пока мы искали на ближайших свалках и в гаражах подобающий отражатель, «увеличилку» и элементы питания для лампы, которую мы планировали выкрутить из портативного проектора для слайдов, Ванина мама куда-то упрятала шкатулку с главным сокровищем — «боевым» рубином. Так в то лето разрушились наши детские планы по созданию лазерного пистолета. Но Ваня пообещал, что к следующему лету он обязательно достанет драгоценный рубин!
— Наша страсть к комиксам потихоньку угасала. Мне вспоминается один случай. Где-то в четвертом классе я пошел в местную детскую библиотеку «охотиться» за комиксами для своей коллекции. После нескольких часов розыска недостающих экземпляров я нашел то, что было нужно. И все же вырвать заветные недостающие страницы из журналов у меня так и не хватило смелости, хотя я был очень близок к этому. Но по мере нашего взросления отношение к тем или иным вещам, в том числе к комиксам, менялось. Многое сборники потом просто отдавались «за так» — так у меня оказался «Черный Лабиринт». Но несмотря на то, что наша детская одержимость комиксами прошла почти двадцать лет назад, я до сих пор храню многие из них.