Сделать лазерный бластер из кольца с рубином: на что вдохновляли детей комиксы девяностых

Источник материала:  
28.08.2016 10:01 — Новости Общества

Мир переживает очередной бум комиксов, а фильмы, поставленные по сюжетам рисованных историй, приносят создателям миллионные доходы. Советский Союз сильно отставал от мировой моды на комиксы, но в конце восьмидесятых — начале девяностых и СССР, и ставшая независимой Беларусь попытались наверстать упущенное. Чем были комиксы для мальчишек «лихих девяностых» и на что сподвигали мультяшные герои — читайте в материале TUT.BY.

Год назад мы уже рассказывали про зарождение комиксов в Беларуси и их стотысячные тиражи, которые и не снились сегодняшним создателям очередных «первых» белорусских комиксов. Сегодня же изучим еще несколько редких изданий родом из девяностых, а получше понять эпоху нам поможет коллекционер Дмитрий Бриштен.

Еще в 1988 году в Советском Союзе по лицензии начали печатать первые комиксы о Микки Маусе и других диснеевских героях. Впоследствии зарубежные комиксы или их вариации «по мотивам» и прочие «творческие переосмысления» стали самыми читаемыми комиксами у ребятни.

— Самыми популярными в моем детстве были рисованные истории из детского журнала «Мурзилка», — вспоминает Дмитрий Бриштен, — Считаю их прото-комиксами советского периода. Бум комиксов пришелся на начало 90-х, когда в популярных молодежных журналах типа «Пионер», «Крыніца» и других начали массово появляться рисованные истории. Помню, где-то в 1990 году я купил журнал «Бярозка», и там был комикс «Горад мутантаў». Тогда я попросил маму выписывать мне «Бярозку», наивно полагая, что каждый месяц я буду довольствоваться новым комиксом. Надежды оправдались лишь отчасти.


Комикс из 5-го номера журнала «Бярозка» за 1990 год. Как и многие другие истории в картинках в «Бярозке», его придумал и нарисовал Лявон Вольский

— Следующими по популярности назову комиксы, которые выходили в начале 90-х отдельными сериями. Образцом таких шикарных изданий я считаю белорусские сборники «Черный лабиринт» и «Посланцы», а также российские комиксы «Перевал» и «Реаниматор». Из тех комиксов, что были позже привезены из России, особняком стоит журнал комиксов «Муха», который зачитывали до дыр. Зачитывались и рисованной историей о Тарзане в шести частях. А как все ждали его продолжения! Ведь книжек о Тарзане вышло очень много, а события комикса отразили, кажется, лишь первую книгу. Кстати, «Тарзана» рисовал белорусский художник Александр Коршакевич, эти тоненькие книжечки фирма с непонятным названием ВЭТО «Слово» печатала в Минске и Гомеле тиражом в 300−500 тысяч (!) экземпляров.


Обложки московского сборника «Реаниматор» (1992) и уфимского журнала комиксов «Муха» (№ 15'1993). Изображения с сайта RuTracker.org

— Черно-белые комиксы считались экзотикой, ведь в основном это были, вероятно, ксерокопии зарубежных изданий. Оригинальных черно-белых комиксов я тогда не видел ни разу. Ведь нам казалось: то, что мы читаем, и есть оригинал! Черно-белые комиксы были сродни любительским черно-белым фотографиям зарубежных плакатов с Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне или Арнольдом Шварценеггером.



Комикс «Заклятье» вышел в Витебске в виде черно-белой книжки-«гармошки» с цветной обложкой; внимательный читатель найдет в тексте немало ошибок. Издание полно загадок: нам пока не удалось разгадать ни литературное произведение, которое положили в основу комикса, ни точный год издания, да и тираж неизвестен. Лишь цена в 1 рубль 80 копеек позволяет предположить, что отпечатали его в самом начале девяностых. В нашем 2016-м году у простенького комикса из-за деноминации тоже могла бы быть такая стоимость

— Девчонки серьезные комиксы не очень-то жаловали. Ни старшая, ни младшая мои сестры, насколько я помню, комиксами не увлекались. Прочитывали, конечно, если попадались, но на этом весь интерес заканчивался. В 1995 году в Питере я купил младшей, восьмилетней сестре комикс «Русалочка». Он ей был интересен, это я точно помню. У сестер многих моих друзей были детские комиксы на основе мультфильмов. Диснеевские мультики любили, конечно, все дети, но после «Черного лабиринта» или «Реаниматора» они считались какими-то третьесортными. Мальчишки такие комиксы особо не почитали. В середине 90-х приобрели популярность комиксы-раскраски, но мы их и за комиксы-то не считали. Раскраски эти были большими — формата А4 — книжками по 10−14 страниц, в них печатали коротенькие истории в 4−8 кадров типа приключений Черепашек-Ниндзя.


Комикс-раскраска «Приключения Дональда» вышел в издательстве «Белорусский дом печати» в 1992 году на 16 страницах тиражом в 100 тысяч экземпляров. Некоторые из историй целиком совпадают с сюжетами вкладышей от жвачек Donald, которые в то время были самой ходовой дворовой «валютой»

— В нашем окружении комиксы не были под запретом. Наоборот: мои родители и родители моих друзей поощряли наши увлечения комиксами на фоне того, что в целом чтение мало привлекало детей. А сколько интереснейших статей и рассказов я прочел в журналах «Пионер», «Бярозка», «Крыніца», которые выписывал или брал в библиотеке в основном из-за комиксов! На мой взгляд, те из моих друзей, что увлекались комиксами, выросли куда более гармоничными и интересными личностями, чем те, которые не читали ни комиксов, ни другой развлекательной и познавательной литературы.


Через комиксы подростков не только развлекали, но и прививали им знания. В 1992 году в издательстве «Народная асвета» выходит комикс «Маленькія злачынцы». И это не просто комикс, а, ни много ни мало, «Вучэбны дапаможнік па радыяцыйнай гігіене для 1 класа». В доступной форме детишкам объясняется про альфа-, бета- и гамма-частицы, — их и называют «маленькімі злачынцамі», потому что могут натворить немало бед. Одним из авторов учебного пособия стал Александр Люцко — будущий первый ректор Международного государственного экологического университета имени Сахарова

— Свои комиксы мы хранили в шкафах и на полках. Кто-то даже делал подшивку. А один раз передо мной встал очень непростой выбор. Что делать: вешать на стену плакат «Терминатор» или сложить его к серии комиксов «Подводные Береты», последний выпуск которого как раз был напечатан на развороте плаката. Проблема отпала сама собой, когда сосед Витя Коваленко при натуральном обмене вручил мне второй экземпляр! Кстати, натуральный обмен по договоренности — один из основных путей пополнения коллекции, а вот денежно-комиксового рынка как такового не было. В детстве у нас не принято было рассчитываться деньгами за те или иные вещи, тем более что не у всех водились карманные деньги. Натуральный обмен выглядел привлекательнее! Например, один из своих комиксов я выменял на серию вкладышей от жвачки Turbo. Хороший комикс был на вес золота. Никогда не забуду, как моим друзьям родители подарили до коликов смешной комикс «Домовичок Бум»! Вероятно, поэтому он был невымениваемым ни за какие коврижки.


Комикс «Домовичок Бум» на Минской фабрики цветной печати издал в 1994 году частный предприниматель Е.Дробыш. По истории Елены Габинской картинки нарисовал Петр Орловский. У комикса стандартный для девяностых тираж: 100 тысяч экземпляров. А вот объем издания, наоборот, нехарактерен: аж 60 страниц. Удовольствие можно было растянуть на несколько вечеров чтения

— Были на рынке, конечно, и комиксы на белорусском языке. Правда, лично я их читал почти исключительно в журнале «Бярозка», не считая всем известных «Дзе жылі бурсонікі?» и «Планеты Мілітар». Нельзя сказать, что комиксы на белорусском были в почете — или, наоборот, что не были. Просто дело в том, что тогда в комиксах мы ценили, в первую очередь, художественную составляющую, затем — сюжет, а уж язык роли почти не играл.


Комикс на белорусском языке «Mickey Mouse» начал выходить в 1993 году. Это был результат работы совместных издательств Egmont из Дании и Grünwald из Эстонии; но редакция журнала при этом находилась в Минске по ул. Энгельса, 26 (редактор — Валерий Чижик). Журнал печатался на предприятии «МКФ» (возможно, «Минская книжная фабрика»?) тиражом в 50 тысяч экземпляров. Известны по крайней мере три выпуска

Герои «Утиных историй» Билли, Вилли и Дилли (в оригинале Huey, Dewey и Louie — Хьюи, Дьюи и Луи) в белорусской версии получили имена Цікі, Нікі и Вікі. Кстати, в разных странах многие утиные герои носили разные имена — вплоть до Крячик, Квачик и Кручик на Украине. А белорусское имя незадачливого изобретателя Винта Разболтайло сделали простой калькой с английского: был Gyro — стал Джыро. В тексте часто используются звукоподражательные местоимения «Хрась!» и «Трэсь!»

— Под впечатлением от одного из своих первых комиксов «Горад мутантаў» я часто перерисовывал модель тамошнего бластера — лазерного пистолета. Летом, будучи в гостях у бабушки на Украине, я поведал брату Ване, что было бы неплохо смастерить похожий пистолет. Нам тогда было лет по семь-восемь. Ваня поддержал меня и сказал, что у него есть идея. Вытащив из маминой шкатулки перстень с красным камнем, он заявил мне, что это рубин. Через него нужно пропустить пучок света — и тогда луч сфокусируется и пробьет все, что хочешь. Только вот нужен очень сильный источник света. Брат мой в детстве зачитывался энциклопедическими справочниками из дедовой коллекции, и я ему всецело доверял. Поэтому первым этапом к созданию боевого лазерного бластера из комикса стало изучение рисованных макетов.


Изображения бластеров в белорусских комиксах «Горад мутантаў» и «На далёкай Гупце» из журнала «Бярозка»; художник — Александр Коршакевич

— Размышляя над макетом, Ваня отметил, что три изогнутых элемента на дуле являются отражателями — как в карманном фонарике. Брат усмотрел в модели и конструктивные недоработки, заявив, что отражатели слишком маленькие и что у нас бластер будет побольше! Надо только найти достаточно большое увеличительное стекло, чтобы луч от лампы посредством отражателя (который тоже нужно было найти) четко попадал в рубин, и уж тогда… История закончилась тем, что, пока мы искали на ближайших свалках и в гаражах подобающий отражатель, «увеличилку» и элементы питания для лампы, которую мы планировали выкрутить из портативного проектора для слайдов, Ванина мама куда-то упрятала шкатулку с главным сокровищем — «боевым» рубином. Так в то лето разрушились наши детские планы по созданию лазерного пистолета. Но Ваня пообещал, что к следующему лету он обязательно достанет драгоценный рубин!


В Беларуси выпускались комиксы не только фантастические, но и исторические, «основанные на реальных событиях». Так, в 1995 году на Минской фабрике цветной печати тиражом 50 тысяч экземпляров выходит комикс Владимира Тригубовича «Колумб». Художник (ошибочно подписанный как Григубович) радует читателя нестандартными ракурсами и перспективой с передним и задним планами — особенно хорошо это проявляется в сценах стрельбы и метания оружия

— Наша страсть к комиксам потихоньку угасала. Мне вспоминается один случай. Где-то в четвертом классе я пошел в местную детскую библиотеку «охотиться» за комиксами для своей коллекции. После нескольких часов розыска недостающих экземпляров я нашел то, что было нужно. И все же вырвать заветные недостающие страницы из журналов у меня так и не хватило смелости, хотя я был очень близок к этому. Но по мере нашего взросления отношение к тем или иным вещам, в том числе к комиксам, менялось. Многое сборники потом просто отдавались «за так» — так у меня оказался «Черный Лабиринт». Но несмотря на то, что наша детская одержимость комиксами прошла почти двадцать лет назад, я до сих пор храню многие из них.

←На "Чайке" по Ленинскому проспекту. Как Минск встречал Фиделя Кастро, Ким Ир Сена и Жоржа Помпиду

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика