Инспектор, которого ударила пассажирка метро: Я был в шоке: я даже своей жене такого не позволяю!
«Когда он оскорбил меня — я еще стерпела, но когда он назвал мое творчество мусором, оскорбил культуру Беларуси — я дала ему пощечину», — говорила в суде ремесленница из Жодино, которая в мае отказалась от досмотра в столичном метро и несколько раз ударила инспектора службы безопасности. TUT.BY побывал на выездном судебном заседании, которое прошло сегодня в здании электродепо «Московское» минской подземки.
Обвиняемая пассажирка: «Я ударила его по лицу за культуру Беларуси»
Суд был открытым. В зале, помимо участников процесса, собрались сотрудники минской подземки и журналисты. Анонсировали это судебное заседание представители суда Первомайского района Минска как «поучительное».
Сам конфликт произошел еще весной. Жительница Жодино отказалась от досмотра в Минском метрополитене и нанесла инспектору службы безопасности несколько ударов по лицу и рукам. На нее завели уголовное дело.
Обвиняемой оказалась ремесленница Валентина Гончар. Она рассказала, что часто приезжает из Жодино к метро «Уручье» или к метро «Борисовский тракт». Так было и 17 мая.
— Примерно в 11.41 я сбежала в вестибюль станции «Уручье». Почему я так хорошо все помню? Потому что я опаздывала и постоянно смотрела на часы, — объяснила в суде обвиняемая. — Я знаю, что в 11.42 подходит электропоезд, на котором я могу доехать до «Купаловской» и потом попасть на метро «Пушкинская». В 12.06 отправляется единственный пригородный автобус в санаторий «Юность», где проходит выставка народного промысла.
В тот день она торопилась отнести заказ иностранным туристам и боялась опоздать. В зал суда она принесла сумки, похожие на те, с которыми спускалась в метро.
— Я читала обвинение: там написано, что в руках у меня была большая сумка. Но разве это так? Вот дамская сумка — примерно такая была у меня с собой. А вот сумка побольше — я была тогда с ней, и пакет, — подробно рассказала и даже показала свою ручную кладь Валентина Гончар. — Вот про эту сумку пишут, что она крупногабаритная, так я специально измерила: на самом деле она 45 на 40 сантиметров.
Ремесленница продолжила эмоционально рассказывать, как пыталась успеть на электричку. Перечисляет: купила жетон, забросила его в турникет, попыталась пройти к поездам. Ей показалось, что сотрудники охраны на нее не обращают никакого внимания.
— Я не вошла, я влетела в метро! И еще нарочно приподняла вверх сумки — всегда так делаю, когда спешу, чтобы было видно: ничего подозрительного у меня нет.
Валентина Гончар говорит: когда почувствовала, что кто-то ее держит за сумку, вырывалась и пыталась успеть на электричку.
— Я ему говорю: вы не имеете права так обращаться с женщиной! Тогда он (инспектор службы безопасности, — прим. TUT.BY) мне ответил: «Была бы женщина!». Мне было очень обидно.
Потерпевшая утверждает, что попросила ее отпустить, но потом приехала электричка:
— Я говорю: Мне уже некуда спешить, отпустите ручки сумки, сама пойду. Но меня держали как преступницу.
Во время борьбы из пакета выпала кукла. Тут ремесленница встряхнула пакет и показала, как именно. По полу зала, в котором проходил суд, покатилась текстильная игрушечка — Баба-Яга.
— Я увидела лежащую куклу на земле. Говорю: поднимите, раз из-за вас она упала, на что мне было сказано: «Это мусор». И знаете, когда он меня оскорбил — я стерпела. Но когда оскорбили куклу, мою работу, я дала ему пощечину.
— А сколько ударов инспектору вы нанесли? — уточнил государственный обвинитель.
— Потом, когда уже пришел сотрудник милиции, и когда уборщица стала сметать куклу в мусор — я его ударила по лицу еще раз, за культуру Беларуси…
Сотрудники метро на задних рядах стали негромко шуметь. Откуда-то раздался тихий смех. Такая реакция во время этого судебного заседания у присутствующих будет не раз.
Свою вину Валентина Гончар признает частично. Говорит: да, вырывалась, да, дважды ударила инспектора службы безопасности по лицу. Но по рукам не била, а просто пыталась высвободиться.
— Я пользуюсь услугами минского метро, — говорит жительница Жодино. — Бывало, что я заходила в метро с сумкой на колесиках. Тогда я честно показывала содержимое, даже сама приоткрывала замок. Мне тогда еще сотрудники говорили: «А что это у вас там внутри такое волосатое?». Куклы у меня там!
Извинения за те удары, говорит, у сотрудника охраны уже просила, в тот же день.
— Я человек творческий, эмоциональный. Эти куклы — единственный мой доход уже четвертый год. Я одна воспитываю семнадцатилетнюю дочь. Я же сказала, что опаздываю — почему меня надо так останавливать? Неужели нельзя войти в положение? Мы стали какими-то черствыми! — заключила обвиняемая.
Потерпевший инспектор: «А потом она сказала мне очень обидное»
Инспектор службы безопасности столичной подземки Сергей Караченя работает в метро с 2015 года. Объясняет, что в его обязанности входит досмотр ручной клади пассажиров и обеспечение безопасности в метрополитене.
Вслед за обвиняемой он описал, какой увидел ситуацию.
— Гражданка эта зашла быстрым шагом в вестибюль номер два. Она приобрела жетон и снова пошла быстрым шагом. Показалось, что она в каком-то очень эмоциональном состоянии. Я подошел к ней и потребовал… нет, попросил, чтобы она прошла в зону досмотра, — рассказал инспектор. — Она забросила жетон и пыталась пройти к поездам, не через турникет, а сбоку. Все это время она меня отталкивала и выражалась грубой нецензурной бранью.
— Сколько раз вы ее попросили пройти на досмотр? — спросил гособвинитель.
— Да раз десять, не меньше. Когда я придержал ее сумку, она обозвалась в мой адрес. И сказала мне очень обидное. Могу повторить, только без матов. Она сказала: «Вас, белорусов, поставили на колени и имеют, а нас, россиян, не согнут».
Сергей Караченя рассказывает, что все время, пока он не отпускал пассажирку к поездам, она ругалась. Но он считает, что если бы гражданка повела себя спокойно, то на свою электричку бы успела.
— Высказывала в мой адрес, что боится мужчин. Мол, ей неприятно со мной стоять, когда я ее держу. Я говорю: «Но мы же не в темном углу с вами, вы пассажир, а я выполняю служебные обязанности!». И тут она дала мне пощечину. Я был в шоке: я даже своей жене такого не позволяю! — возмущается инспектор.
Сергей Караченя говорит, что женщина ударила его по лицу дважды, еще один раз он увернулся. По его словам, одну из пощечин ему залепили прямо при сотруднике милиции, который подоспел на помощь. Кроме того, говорит инспектор, его лупили по рукам, пока он держал за сумку и не давал ей убежать.
— Она попросила у меня прощения, да. Но уже в комнате милиции, часа через два, — сообщил инспектор. — С личной стороны я к ней не имею претензий. Заявлять на нее чего-то особенного не собираюсь. Думаю, должна осознать, что не права.
Свидетельствовали против вспыльчивой пассажирки несколько представителей метро. Работник, которая сидела в стеклянной будке, видела, как обвиняемая вырывалась от инспектора и ругалась на него матом. А представитель УВД по охране Минского метро сказал, что наблюдал два удара по лицу.
Приговор: 100 часов общественных работ и 50 базовых
В суде показали запись с камеры видеонаблюдения. Там видно, как обвиняемая быстро проходит мимо турникетов, ее останавливает потерпевший. Он пытается ее удержать и завязывается перепалка. На записи видно, как женщина бьет сотрудника метро и вырывается. Правда, большую часть видеозаписи оба участника конфликта находятся за колонной и одновременно мало попадают в кадр.
На вспыльчивую жительницу Жодино в мае составили протокол. С того времени она находилась под подпиской о невыезде. В суде ее адвокат обратила внимание: воспитании у женщины находится семнадцатилетняя дочка, победительница республиканских конкурсов по вокальному мастерству. К тому же подзащитная заявляет о проблемах со здоровьем.
Террористической угрозы, угрозы для безопасности Минского метрополитена Валентина Гончар не несла, а потому защитник попросила не судить женщину слишком строго, закрыть уголовное дело против нее и квалифицировать ее правонарушение по административному кодексу.
Суд почти вполовину уменьшил наказание, которое предлагал гособвинитель (два года лишения свободы условно, 100 часов общественных работ и компенсацию в 100 базовых величин), но и на сторону защиты не встал.
Обвиняемую приговорили к году лишения свободы, наказание решили в исполнение не приводить, если в течение года ремесленница не допустит других правонарушений и покажет себя как законопослушный гражданин. Кроме того, женщина обязана отбыть 100 часов общественных работ и выплатить 50 базовых величин (1050 рублей) в доход государства.