Папин день. Отцы поделились с TUT.BY секретами воспитания детей
Сегодня — День отца. Как папы воспитывают своих детей? От чего пытаются уберечь, а на что закрывают глаза? TUT.BY узнавал у трех пап из Минска их отцовские секреты.
«Старший сын уже может развести костер, а средний не испугается, если окажется один в лесу»
Игорь Обернихин — папа трех сыновей. Игорю почти 35 лет, старшему его сыну — 12, среднему — 6, а младшему — 3. Каждый новый год в качестве папы прибавляет чувства ответственности:
— Все больше приходит осознание, что вот, это же новые люди растут, их надо учить, о них надо заботиться.
Разговариваем в офисе, собеседник листает фотографии из семейного архива. Это их с женой мальчишки: Александр, Петр и Степан. В основном снимки иллюстрируют общие увлечения семьи.
— Я занимаюсь туризмом и ориентированием, по мере взросления детей стараемся их к этим занятиям приобщать, — рассказывает Игорь.- В последние годы, правда, именно на туризм не хватает времени, но ориентированием занимаемся постоянно. Это же все — здоровый образ жизни, общение, отдых на природе. А раз детям понравилось, то вдвойне интересно заниматься одним делом.
Старший сын уже отдыхал в лагере, где проходили соревнования по ориентированию.
— Там ребята две недели живут в лесу, и у них тренировки по ориентированию даже несколько раз в день. А телефон, в целях экономии заряда батарейки, сын включает только вечером. Переживаешь, что дождь пошел, звонишь, спрашиваешь: «Ты там, может быть, промок уже?» Отвечает: «Нет, все хорошо, весело, пока!».
Игорь уверен: такие увлечения воспитывают в детях самостоятельность и здорово могут пригодиться в жизни. Старший сын уже может сам развести костер, а средний в свои почти семь точно не испугается, если вдруг окажется один в лесу.
— Когда старшему сыну еще не было двух лет, мы взяли его с собой в поездку, на соревнования. Жили в палатке с малышом. И все прошло хорошо. Теперь уже никаких сомнений нет, что тогда все было сделано правильно. Чем больше ребенок будет закрыт в своем мире, тем сложнее ему будет адаптироваться потом, выходить, вливаться в общество, — рассуждает папа.
Сам Игорь работает в IT-сфере, но говорит, что его дети в компьютере и в телефонах не зависают.
— Телефоны, планшеты, компьютеры у них ограничены. Максимум старший ребенок пользуется социальной сетью, чтобы с одноклассниками обсудить домашние задания, либо посмотреть в Интернете результаты футбольных матчей, которые не показывают по телевизору, — говорит Игорь. — Мы бы хотели, чтобы дети в первую очередь научились живому общению с другими людьми. Понятно, что мы дали им возможность познакомиться с играми какими-то в том же телефоне. Но надеемся, что они поняли, что это пустая трата времени.
А время мальчишки используют по полной. Причем по собственному желанию.
— В прошлом учебном году средний ребенок ходил в подготовительную школу — ему было интересно. Еще — в бассейн, на гимнастику и на борьбу. И на все эти занятия родителям его нужно сводить, — улыбается Игорь. — Хорошо, старший уже сам начал ездить по кружкам. А у него — математика, английский, футбол, волейбол, легкая атлетика, ориентирование… Нужно много времени, чтобы поддержать все эти их увлечения и интересы.
Папа смеется, что ритм жизни у мальчишек такой, что порой хочется сказать: «Может, от чего-то откажешься? Не устаешь?». Но пока дети отвечают: «Нет».
— Отличаются у мамы и папы подходы в воспитании?
— Стараемся сходно воспитывать, но не всегда получается. Если ребенок полдня провел с мамой, а потом с папой — он может у тебя попросить то, что ему запретила мама. А тебе в тот момент может казаться: ну можно и позволить… Хотя стараемся выдерживать одну позицию.
— Как вырастить хорошего человека? — спрашиваем напоследок.
— Кто б нам подсказал, — улыбается в ответ папа трех сыновей. — Результат воспитания мы сами узнаем только через некоторое время… Хочется, конечно, своим примером показывать детям, как вести себя в этой жизни.
«Дочке ничего не запрещаем. В два года ей надо познавать мир»
У Филиппа Иванова дочурка еще мала — два года от роду. Филипп — нападающий в футбольном клубе «Крумкачы». В соцсетях периодически мелькают фото, на которых его жена и маленькая дочка на трибунах болеют за мужа и папу. На встречу с журналистами в один из детских центров Минска Филипп Иванов пришел вместе с дочуркой. Потом на подмогу пришла жена Евгения. Маленькая Яна — очень активный ребенок, который не сидит на месте, кажется, ни секунды. Филипп спокойно смотрит, как малышка вихрем бегает вокруг и рассказывает:
— Мы ей ничего не запрещаем. В два года ей надо познавать мир. Это какая-то китайская система воспитания, жена читала.
— А если говоришь слово «нельзя» — надо объяснять обязательно, почему «нельзя», — помогает рассказу жена. — В таком возрасте ей надо все изучать, а запрещать трогать что-то только потому, что тетя не так посмотрит — это тоже как-то неправильно. Она подрастет немножко и поймет: где свое, где чужое, что можно, что нельзя. А пока она бесстрашная. Ей нужно изучить мир, поэтому мы пока какими-то особыми рамками ее не зажимаем.
Когда по телевизору транслируют футбол, Яна показывает на экран и кричит: «Папа, папа играет!». Если в кадре папа — узнает его и радуется. По характеру тоже похожа на отца.
— Она идет до конца, как папа. Если что-то у нее не получается, она будет злиться, психовать, но у нее получится. Я другой человек: если у меня что-то не получается — я в сторонку ухожу, — рассказывает мама Яны. — Ну и какая-то природная харизма у нее есть. У мужа то же самое. Футбол — это у всех на виду, популярность.
Авторитет дочка пока признает больше мамин.
— Но я знаю, что придет тот момент, когда я буду сидеть и думать: почему она его настолько больше любит? Это ж всегда: девочки к папам как-то больше расположены, — рассуждает Женя.
Сам Филипп признает: когда впервые увидел дочку — «размяк».
— Не плакал, но слезинку пустил, — улыбается отец.
— Он дочку как бриллиант держал. Даже ревновал, когда бабушки брали. Сразу как-то обозначил: моя, — добавляет жена.
Филипп Иванов гордо рассказывает:
— Янка уже яичницу мне помогает делать, резать помидоры.
А вообще, говорят родители, если отношения в паре хорошие, то и ребенок растет в правильной атмосфере.
Что касается модного раннего образования, Филипп с женой в этом плане не торопятся.
— Все к первому классу начинают читать, считать, — говорит Филипп. — А то, что у тебя ребенок на пару месяцев раньше начнет говорить какое-то слово, или два плюс два складывать… Все равно потом все придет к одному знаменателю.
«Как будет вести себя папа — такого мужа и будут искать себе дочки, когда вырастут»
Александр Куприянович — папа со стажем. От первого брака — сын, от второго — две дочки и сын. Объясняет, что всегда хотел большую семью. Сам у мамы был один и завидовал тем, у кого есть братья-сестры.
Сегодня Александр руководит детским продюсерским центром Super Puper. Много времени посвящает старшей дочке Зине — она победительница вокальных конкурсов, в том числе «Славянского базара», финалист национального отбора «Детского Евровидения 2015». Рассказывая о своей жизни, Александр вспоминает, что когда-то был самым обычным папой. Папой, который всегда занят.
— Я был бизнесменом, управлял одним из операторов DutyFree в нашей стране. Трудоголик, я все время пропадал на работе. Потом по указу президента DutyFree в нашей стране закрыли. И я оказался дома. Думаю: дай отдохну. И тут я начал понимать, сколько дома, оказывается, дел. Понял, что, кроме как за деньгами, мужик на работу убегает отдыхать. А дети дома требуют постоянного внимания, 24 часа. И жена занимается детьми, готовкой, домашним хозяйством…
Александр вспоминает: тогда успел поработать даже нянем в многодетной семье без отца. Теперь ушел с головой в поддержку детского творчества. И все это помогло понять: в нашем обществе очень не хватает внимания пап.
— У нас женское воспитание кругом: в детском саду, в школе, дома. А потом мы хотим, чтобы мальчики были мужественными.
Девочкам папино внимание нужно не меньше, чем мальчишкам. Александр объясняет, что имеет в виду:
— Например, Зинка живет в среде, где папа стирал пеленки, когда это было нужно. Папа очень любит мыть посуду, подметает, убирает. И еще успевает работать и дарить цветы, подарки. Я, например, вожу Зину на выступления, знаю, какие нужно купить колготки… Так у девочки рождается идеал. Думаю, она может потом сказать парню: «Ты не моешь посуду? А папа мыл». Как будет вести себя папа — такого мужа будут искать дочки, когда вырастут. Поэтому важно, чтобы папин пример был положительным.
— Вы дочек поддерживаете. Рассказывают, вы как-то покрасили волосы чтобы поддержать Зину? — напоминаем одну историю.
— Было, — смеется папа. — Когда Зина готовилась к «Славянскому базару», мы делали ей прическу и красили волосы. Я говорю: «Хочешь, я тоже обозначусь? У меня на затылке будет написано „Z“ и все будут знать: я болею за Зину!». Зина спрашивает: «Сделаешь?». И у меня была «Z» черно-бордово-красным цветом выкрашена на затылке, я так ходил по Витебску.
Александр считает, что белорусским папам пора больше включаться в общественную жизнь, в жизнь детей. Рассказывает, что сам когда-то получил ответы на многие вопросы в папа-школе.
— В Швеции занятия в папа-школах общеприняты. Там объясняют вещи, о которых сам не догадываешься. Например, у вас жена беременная и вы приходите домой. И вот совет: поставьте себя на место ребенка, который в животе. Удобно бы вам было там при выполнении какого-то действия вашей жены? Не удобно? Если так, то сделайте это дело вместо жены.
Александр считает себя добрым папой.
— Очень тяжело вообще соблюдать последовательность в воспитании. Если сказал «нет», то очень тяжело это «нет» сохранить. Потому что дети предпринимают разные шаги, чтобы ты сказал «да». И если это сильное наступление, ты порой все-таки сдаешься… Но шепчутся дочки с мамой, конечно, — с улыбкой подытоживает папа.