Пенсионный возраст в Беларуси придется поднимать еще раз
В Беларуси с 1 января 2017 года начнут поэтапно повышать пенсионный возраст, и уже в 2022 году женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. Достаточно ли будет этого шага, чтобы снять напряжение с пенсионной системы или через несколько лет правительству вновь придется идти на непопулярные меры?
По мнению экспертов, в существующих экономических реалиях систему не спасает повышение
пенсионного возраста. Фото: bealwaysbeautiful.ru
Пенсионный возраст подняли — проблемы остались
С увеличением возраста выхода на пенсию основные проблемы, из-за которых было принято такое решение, останутся. Об этом заявила эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова в ходе очередной дискуссии из серии «Что думают белорусы».
Несмотря на увеличение количества жителей Беларуси, реальностью остается демографический кризис, обратила внимание эксперт.
На 1 января 2016 года численность населения составила 9 млн 498,7 тыс. человек и по сравнению с началом 2015 года увеличилась на 17,8 тысячи. Переломить тенденцию депопуляции удалось в 2013 году, когда численность населения Беларуси достигла 9 млн. 468,1 тыс. человек, что было на 4700 человек больше, чем годом ранее.
Наблюдающееся сейчас увеличение рождаемости является следствием бэби-бума в 80-е годы, отметила Екатерина Борнукова. При этом пирамида населения наглядно показывает, что в нашей стране доля жителей старших возрастов значительно меньше, чем молодежи.
Эксперт обратила внимание на прогноз ООН, согласно которому количество трудоспособного населения будет снижаться, а количество населения старше трудоспособного возраста — увеличиваться.
«Думаю, через пять лет мы не будем наблюдать такого роста рождаемости, как теперь, особенно учитывая нынешнюю экономическую ситуацию. Это означает, что остается проблема старения населения, то есть увеличения доли населения старших возрастов. Кроме того в Беларуси очень ранний возраст выхода на пенсию — один из самых ранних возрастов выхода на пенсию», — сказала Екатерина Борнукова.
Кроме того, обратила внимание эксперт, необходимо учитывать рост продолжительности жизни. В настоящее время после выхода на пенсию женщины живут в среднем 25 лет, а мужчины только 15 лет. Это означает, что «в среднесрочном периоде пенсионный возраст придется выровнять».
«Это необходимо делать, если мы говорим о гендерном равенстве и хотим, чтобы у женщин и мужчин были одинаковые права на рынке труда. Необходимо поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет для всех. В таком случае, согласно нашим прогнозам, это позволило бы как-то продержаться до 2045 года», — сказала Екатерина Борнукова.
Как отметила руководитель проекта по демографической безопасности ЮНФПА в Республике Беларусь Марианна Соколова, в ответ на рост продолжительности жизни люди среднего возраста могут фундаментально изменить свое поведение, начав откладывать больше ресурсов на пенсионный период.
Однако в Беларуси практически нет альтернативных механизмов накопления — долгосрочные депозиты ввиду высокой инфляции и перманентного падения курса национальной валюты не могут быть таким инструментом, пенсионные фонды развиты крайне слабо.
Кроме того, люди старшего возраста из-за негативного жизненного опыта своего и прошлых поколений попросту не доверяют накопительным институтам.
«Хотелось бы, чтобы представители молодежи поменяли свои установки и пришли к выводу, что на пенсию надо откладывать», — отметила Марианна Соколова.
Однако переход на накопительную пенсионную систему невозможен одномоментно. Опыт других стран показывает — чтобы охватить накопительной системой существенный процент населения, необходимы десятилетия, отметила Екатерина Борнукова.
Страна «Унесенных ветром»
В современной Беларуси в принципе невозможно строить прогнозы и стратегии развития на долгосрочный период. Это касается и пенсионной реформы, считает экономист Сергей Чалый.
«Сложно строить планы, когда нет определенности на долгосрочную перспективу. У нас получается, как в «Унесенных ветром». В случае возникновения серьезных вопросов всегда одна стратегия — подумаем об этом завтра. Так и с пенсионной реформой — приняли решение до 2020 года, то есть отложили проблему на этот срок».
С тем, что нынешняя белорусская власть способна генерировать только реактивные решения, согласен и эксперт НИСЭПИ (Вильнюс) Сергей Николюк.
«Мы выбрали более 20 лет назад такую власть, которой не интересны дискуссии при принятии того или иного решения. А суть ее политики — в реактивном ответе на происходящее. Пока жареный петух не клюнет — не хватятся», — отметил Николюк.
Эксперты BEROC смоделировали работу пенсионной системы почти на сто лет вперед и сделали вывод, что в существующих экономических реалиях «систему не спасает повышение пенсионного возраста».
Таким образом, считает Екатерина Борнукова, очевидно, что произошедшее увеличение пенсионного возраста до 58 и 63 лет не является окончательным:
«Рано или поздно мы будем вынуждены прийти к тому, что пенсионный возраст будет снова увеличен, тем более что заявленное повышение пенсионного возраста будет происходить медленно. Если сейчас на десять человек трудоспособного возраста приходится четыре пенсионера, то в 2035 году будет шесть».
С тем, что пенсионный возраст может быть повышен еще раз, согласна и эксперт ЮНФПА Марианна Соколова: «От повышения пенсионного возраста мы не уйдем. Однако если мы хотим все сделать правильно, нужны структурные экономические реформы, в рамках которых отдельно может рассматриваться и пенсионная реформа. Возраст выхода на пенсию вторичен».
***
Серию живых дискуссий «Что думают белорусы» с сентября 2014 года организует «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» в партнерстве с Белорусским исследовательским советом, международной некоммерческой организацией Pact и Агентством США по международному развитию (USAID).
Елена СПАСЮК