Радуница по-мусульмански. Как слонимские татары почтили память предков

Источник материала:  
29.05.2016 19:58 — Новости Общества

Последняя суббота мая. Слонимские татары несколько лет назад договорились в этот день собираться вместе и поминать предков. Сегодня на городской мизар, или, проще говоря, кладбище, паломники приезжают из разных городов Беларуси и России. В этом году собралось несколько десятков человек. На мусульманской радунице не принято накрывать столы и пить алкоголь. На могилах — лишь сладости, которыми люди обмениваются друг с другом.


Флюра Ибрагимовна, хоть и давно живет в Минске, все равно каждый год приезжает в Слоним на могилы своих родственников. Говорит, почитать предков — это святой долг каждого уважающего себя мусульманина.

— У нас здесь и молодежь, и старики. Сегодня мы и детей учим нашим традициям. Когда они посещают такие обрядовые мероприятия, то приобщаются к ценностям Ислама. Это историческая и духовная память, которую важно сохранять, — объясняет Флюра Ибрагимовна.


Первые мусульмане поселились в Слониме еще 600 лет назад. Краткая история такова: в конце 14 века у Золотой Орды начались внутренние проблемы. Часть татар вынуждена была искать, где обосноваться. И Витовт пригласил их охранять границы Великого Княжества Литовского.

Слонимское татарское кладбище датировано 1717 годом. Табличку повесили уже в середине «нулевых», после того как местный мизар привели в порядок. Советские власти мусульман не жаловали. Впрочем, как и верующих других конфессий.


— Советская власть очень много чего поменяла. Всех повывозили на Соловки. Так что долгое время традиции новым поколениям передавать было не кому, — говорит Виктор, приехавший на день поминания предков. У него с собой несколько пакетов с конфетами. Это садака — милостыня за усопших. У верующих принято обмениваться сладостями.








— У нас заведена такая традиция. Раньше, во времена дефицита, люди специально к памятной дате сами пекли булочки и потом ими обменивались. Сейчас печек уже ни у кого нет, поэтому верующие покупают сладости в магазине и приносят на мизар и конфеты, и печенье, — объясняет традицию имам Сулейман Байрашевский.


По традиции духовный лидер обходит каждую могилу и дает селям — поклон усопшим. Все это действие сопровождается молитвой.

— Мы обращаемся к Всевышнему, чтобы он благословил мусульман на то, чтобы они жили со всеми в мире и согласии, — рассказывает одна из местных татарок.


Имам Сулейман Байрашевский читатет молитву над одной из могил

Накрывать большие столы и тем более употреблять на кладбище алкоголь у мусульман не принято.

Всего в Беларуси 22 татарских кладбища. Большинство расположено в Гродненской области. Слонимский мизар занимает площадь в три гектара. Территорию обслуживают местные коммунальщики. Но восстановлением памятников занимаются сами мусульмане.


— У нас здесь почти 1300 могил. У нас здесь есть и захоронения воинов Первой мировой войны, которые мы своими силами восстановили за последние 15 лет, — говорит имам Сулейман Байрашевский. — Это сейчас здесь все облагорожено. Но еще недавно здесь был сплошной лес. Только в 2008 году мы все привели в порядок. Некоторые надгробия приходилось в прямом смысле доставать из-под земли.

Поскольку делали их раньше из цельного камня, то памятники хорошо сохранились и по сей день. По памятникам можно проследить многовековую историю Беларуси и понять, под какой властью она была в разные годы. Часть надгробий с надписями по-польски, на других сведениями даются по-русски с «ятями», есть и советские могилы.







Местная мусульманская община провела перепись всех захоронений и сейчас занимается поиском родственников похороненных здесь людей. Процесс сложный, поскольку в советские годы многие татары отсюда уехали. И куда именно, неизвестно.


←Представители стран СНГ обсудят в Минске вопросы развития архивного дела

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика