Восстановить мост… под шквальным огнём

Источник материала:  

Точность, слаженность и быстрота действий — залог успеха воинов‑железнодорожников

Восстановление разрушенного моста и прерванного железнодорожного движения — очень сложная инженерная и организационная задача. Чтобы быстро и качественно ее решать силами воинов‑железнодорожников, нужны не только основательные знания и изобретательность офицеров, но и слаженность, отточенность действий подчиненных. Вообще я бы сделал символом воинов‑железнодорожников муравьев, которые без устали трудятся, причем каждый выполняет свою функцию согласованно с действиями собратьев…

Для проверки качества специальных навыков, полученных воинами-железнодорожниками во время обучения, и для сплочения подразделений, отработки координации их действий в 30‑й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригаде провели тактико-специальное учение с 77‑м отдельным Краснознаменным мостовым железнодорожным батальоном. Личному составу части было приказано восстановить разрушенный мост через реку «Н» в учебном центре Лесище с использованием рамно-эстакадного моста РЭМ‑500.

Руководил учением командир 30‑й отдельной железнодорожной бригады полковник Алексей Якунин.

Командир 77‑го отдельного мостового железнодорожного батальона подполковник Александр Юденков, уяснив задачу и оценив обстановку, принял решение действовать одновременно по нескольким направлениям.

Путевая рота батальона во главе со старшим лейтенантом Александром Бурдиловым начала восстанавливать подходы к мосту — засыпать брешь в земляной насыпи. Колесный трактор, грозно именуемый так: «универсальная путевая машина УПМ‑1», подвозил грунт, а бойцы роты, засыпав воронку, ровняли и уплотняли балласт. И хотя порывы холодного ветра не стихали, в процессе выполнения задачи солдатам стало жарковато.

Экипаж автомобиля МАЗ‑6303‑КХ на комбинированном ходу доставил шпалы и выгрузил их с помощью гидравлического манипулятора. Военнослужащие путевой роты во главе с командиром старшим лейтенантом Александром Бурдиловым, используя средства механизации, выполнили комплекс работ по укладке и восстановлению железнодорожного пути.

Офицер проверяет, как готовится шпальная клетка в месте сопряжения насыпи и пролетного строения эстакады. Младший сержант Антон Клещенок организует укладку верхнего строения пути.

«Раз, два, три!» — командует Антон, и очередное звено рельсошпальной решетки установлено на свое место. Тут и «радостная» весть прилетела: свист сигнальной ракеты и команда «Химическая опасность» заставили всех схватиться за противогазы…

После укладки началась зашивка рельс костылями. Попробуйте-ка наживите костыль строго перпендикулярно к шпале и забейте его ударами костыльного молотка весом три, а то и пять килограммов. Причем три — пять раз надо махнуть костыльным молотком!.. Только комбат подполковник Александр Юденков да еще несколько командиров могут загнать костыль в шпалу по самую шляпку в два удара. Тут ведь не только грубая сила нужна — необходимы и навык, и глазомер, и сноровка.

Предупреждая кривые усмешки и брюзжание про вчерашний день, сообщаю, что по технической оснащенности 30 ождбр

превосходит аналогичные воинские части многих стран. Есть у наших мостовиков разнообразный специализированный инструмент для механизации работ (он использовался и во время учения). Только хорошо известно: чем проще система, тем она надежнее работает, тем более — в экстремальных условиях.

К слову, у личного состава бригады в свободное время тренажерный зал никогда не пустует. Так что и забивание костылей у путейцев — своеобразный вид спорта, где, конечно, есть и свои передовики. Вот, например, старший монтер пути ефрейтор Василий Ивахненко наловчился забивать костыли еще до армии: ведь и «на гражданке» работал монтером пути. Тут, на учении, он был в паре со своим другом рядовым Иваном Янушкевичем, который за год службы многому научился у выпускника Брестского профессионально-технического железнодорожного лицея Василия Ивахненко.

Еще один получивший специальность монтера пути (после окончания профессионально-технического железнодорожного колледжа в Могилеве) рядовой Алексей Акимкин с помощью специального приспособления — шаблона путевого — проверил ширину колеи на всем протяжении вновь уложенных рельс.

Не успели вспотевшие воины-железнодорожники отдышаться после отмены «Химической опасности», как с правой стороны насыпи началась стрельба, а в небо со свистом взлетела красная ракета. Диверсионно-разведывательная группа «противника» попыталась помешать проведению восстановительных работ…

Плотный автоматный огонь воинов‑железнодорожников проредил группу «диверсантов», и вскоре они были «уничтожены» боевым охранением батальона.

В своем организованном движении монтеры пути старались не мельтешить перед ефрейтором Евгением Шенецем, который один стоял посредине насыпи. Уткнувшись в окуляр теодолита, он корректировал работу монтажников рамно-эстакадного моста РЭМ‑500.

Для инженера Евгения Шенеца, имеющего «гражданский» опыт строительства автомагистрали М‑5 Минск — Гомель, задачи, решаемые на нынешнем учении, особых трудностей не представляют. Впрочем, как и для Олега Матюшенко, освоившего за время срочной службы специальность монтажника на отлично. Рядовой Матюшенко — командир отделения монтажного взвода монтажной роты по сборке РЭМ‑500 — схватывал указания теодолитчика мостовой роты ефрейтора Шенеца с полуслова, с полужеста.

Главное в работе монтажников — точность и слаженность действий. Есть слаженность — будет и скорость монтажных операций. А самое сложное — возвести опору.

— Поставил опору — считай, построил мост, — просветил меня старший лейтенант Иван Клешевич.

Без отклонений вертикальные опоры быстро прикрепили к башмакам и начали устанавливать поперечный ригель. Тут пришлось немного повозиться… Сильные и резкие порывы ветра за счет «парусности» стрелы автомобильного крана и самого поперечного монтажного элемента перекашивали ригель. И все-таки упорные тренировки на занятиях по специальной подготовке даром не прошли. Уловив минуту штиля, ригель выровняли относительно горизонтали насыпи, а опытные монтажники рядовые Андрей Манёнок и Максим Телушко моментально закрепили его стяжными болтами на вертикальных опорах.

Оставалось надвинуть пролетное строение на опоры и затянуть болты на стыковых соединениях рельс эстакады с рельсами на насыпи. И вскоре по мосту проехал МАЗ, а за ним тяжелый путеукладчик и другая техника на комбинированном ходу.

По мнению комбрига полковника Алексея Якунина, учение прошло успешно. А начальник департамента транспортного обеспечения Министерства обороны генерал-майор Сергей Новиков, контролировавший его ход, отметил:

— Цель тактико-специального учения 77‑го отдельного мостового железнодорожного батальона — отработка навыков по восстановлению мостового перехода через водную преграду — достигнута. ТСУ является венцом подготовки специалистов по штатному предназначению, специалистов по восстановлению искусственных сооружений транспортной инфраструктуры, которая необходима для подвоза материальных средств войскам — в первую очередь боеприпасов, горюче-смазочных материалов, ракет и других материальных средств.

Основным в вопросах тылового обеспечения является подвоз материальных средств. Ну а главной составляющей подвоза является, конечно же, транспортная система коммуникаций. И для того чтобы эти коммуникации надежно функционировали, чтобы непрерывно осуществлялся подвоз материальных средств войскам, и нужны такие части, как мостовой батальон железнодорожной бригады.

Тактико-специальное учение — практическая школа подготовки специалистов. Мы в рамках этого ТСУ спланировали и проведение показного занятия с командирами всех степеней транспортных войск — для того чтобы они смогли взять лучшее наработанное здесь, в 30‑й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригаде. И применить это на практике уже у себя — в воинских частях.

Как специалист я видел, что военнослужащие бригады действовали правильно, уверенно и профессионально. Они действительно показали высокую выучку.

Владимир Шурховецкий, «Ваяр»,

фото Ирины Малиновской

←Игроман из СТО похитил у работодателя 55 млн. рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика