Вербное воскресенье по-народному: "Зрароўе ў косці, хвароба ў лес"
— Не я б’ю, вярба б’е. Зрароўе ў косці, хвароба ў лес, — приговаривает Лидия Малькевич, научный сотрудник музея народной архитектуры и быта и, не жалея, «гладит» веточками вербы по плечам корреспондентов TUT.BY. Мы не убегаем и не возмущаемся. Мы специально приехали в Строчицы, чтобы провести Вербное воскресенье по народным традициям.
Вербу наши предки почитали. «Прилип, как черт к сухой вербе», — посмеивались в народе над влюбленным парнем. Пока же смеха в Строчицах не слышно. Дождь, холод: народа вокруг немного. Организаторы шутят: доехали самые стойкие. И предлагают забежать в ближайшую хату-экспонат на мастер-класс по украшению вербы.
— Берем три, пять, семь веточек, — начинает занятие Екатерина Степанцова, младший научный сотрудник музея и как щедрая хозяйка добавляет: — Не жалейте, ее у нас вон, целое ведро. Предки наши вербы святили много: ставили дома, в хлеву, огороде. Вот только любят это растение черти и слетаются на него после зимы. Поэтому до Вербного воскресенья, пока ветви не высветят, в лес и на болото в старину старались не ходить.
Внимательно слушает мастера пятилетняя Лиза Шульженко и украшает свою первую в жизни вербу. Ну, а мама Инна пока с нами говорит:
— Сколько себя помню, верба всегда была в нашем доме: и у бабушки, и у мамы. Как без нее? Она же дом от всего плохого защищает. Сейчас, когда дочка и сынок подрастают, с мужем и их к народному приучаем: показываем, рассказываем.
Но сегодняшняя верба для семьи Шульженко особенная. И не только из-за того, что Лиза ее украшает. А еще и потому, что это будет первая верба в их собственной квартире.
— Когда Христос въезжал в Иерусалим, верующие его приветствовали и кидали на дорогу пальмовые ветви, — поясняет истоки традиции Екатерина Степанцова. — Но холодно у нас для пальм, вот и заменяем их вербой.
«Я тебе куклу, ты мне — желание»
А людей вокруг все больше. Даже представители немецко-французской делегации подъехали. Вообще, в Минск они прибыли по делам, но в ненастный выходной в гостинице решили не засиживаться и отправились в Строчицы.
Андрэа Шукора из Дрездена уже успела украсить свою первую в жизни вербу.
— В Беларуси я второй раз и не ожидала, что попаду на такой праздник, — рассказывает она. — Мой муж корсиканец, и в этот день мы, как принято у него на родине, связываем крестиком и освещаем сухие пальмовые веточки. А потом на год вешаем их дома, в машине.
Люди на празднике разных возрастов — от карапузов до бабушек. И всех их привлекают ремесленники с сувенирами: свистульки глиняные, яйца расписные, но самое интересное — пасхальные куклы. Есть, оказывается, и такие.
— Она так и зовется — Пасха, — протягивает мотанку мастер Татьяна. — Это православная женщина, которая собралась в церковь святить куличи. Одежда у нее красная — цвет символизирует жизнь. Лучше всего, считалось, делать такие куклы из старых бабушкиных вещей, чтобы поддерживать связь поколений. Слышала, их, когда дарили, приговаривали: «Я тебе куклу, ты мне желание».
Желания обязательно должны были быть добрыми. Какие именно, Татьяна не уточняет, а возле церкви-экспоната тем временем собирается народ. Отец Антоний вербу святит. Кропит, святой воды не жалеет.
«Кто боится грозы, пупырышку от вербы нужно съесть»
— Верба — это не оберег, она не спасет от сглаза, — учит батюшка. — Не стоит к ней относится потребительски, и думать, раз утром проснулся, веточку купил, все у тебя в этом году будет хорошо. Важнее, с какими мыслями ты пришел в этот день в храм. Верба просыпается одним их первых растений в лесу и не зря считается символом возрождения.
Мысли у всех в этот момент скорее всего разные, а вот слова после освящения веточек даже в разноголосье похожи: «Не я б’ю, вярба б’е. Зрароўе ў косці, хвароба ў лес». Вот и корреспондентов TUT.BY не жалеет Лидия Малькевич, научный сотрудник музея. Терпим, главное, чтобы на пользу. И со всеми идем за ней к хлеву.
— Вернувшись из церкви, перед тем, как следовать в хату, наши предки шли к хлеву, — говорит она. — Били лозой корову, коня и поросят. Сейчас, у кого такого хозяйства нет, может кошку вербой «погладить», или собаку, а то и хомячка.
Затем веточку клали под крышу, и на огород отправлялись. И мы туда же. По пути узнаем: до сих пор в Строчицах, когда в Юрьев день коров после зимы первый раз на пашу провожают, веточкой вербы подгоняют. Ну, а пока, верба появляется по углам грядки.
— Через год старую вербу нужно занести в церковь или сжечь, а пепел на огороде рассыпать, чтобы урожай лучше был, — продолжает экскурсовод и ведет нас в хату. Бьет по каждому из четырех углов: нечистиков прогоняет, а затем вербный букетик, правда, не весь кладет в красный угол. Одну веточку ставит у окна.
— Так дом защищают от молний, — объясняет Лидия Малькевич. — А тем, кто грозы боится, пупырышку с вербы советуют съесть. На вкус оно, конечно, не очень, зато страх как рукой снимет. Оно ведь, если вербу против ветра, бросить — бурю остановишь, а если в огонь, то потухнет пламя.
Хорошо, стихий сегодня нет, и мы медленно заканчиваем обряд освещения. Но точку на этом ставить нельзя, ведь впереди Пасха. А уже в понедельник начинается Страстная неделя — время самого строгого поста.