Как 110 лет назад в Минске купец Венгржецкий принял под свою крышу художественную школу Кругера
Не знаю точно мотивы, по которым известный минский патисье и домовладелец Франц Венгржецкий (Franciszek Węgrzecki) в 1906 году сдал три комнаты именно художнику Кругеру, а не, допустим, главному агенту страховой фирмы «Саламандра» г-ну Вейсбергу, с которым соседствовал в телефонной книге. Возможно, оттого проникся расположением к живописцу, что увидел родственную артистическую натуру…
Франц Константинович был знаменит и, несомненно, богат. Его заведение (помечено стрелкой) в доме на углу Захарьевской и Петропавловской напротив гостиницы «Париж» посещал минский бомонд.
В 1911 году кондитерская отметит свой 50-летний юбилей.
«Каждодневно в кондитерской Венгржецкого торты, пирамиды, чайные печенья, пышки, конфеты, шоколад, сухари, кексы, мороженое, кремы, пломбир и желе. Выбор громадный, продукты свежие, отборные», — говорилось в рекламе.
Изображения господина Венгржецкого у нас нет. Возможно, он напоминал персонажа классического фотопортрета «Konditor» работы Августа Зандера:
Но зато известно, как выглядел арендатор помещения Яков Кругер.
Марина Черняк в биографическом очерке «Яков Кругер: „Я художник из Минска“» поведала следующее:
«Начиная с 1904 года [Кругер] вел деятельную переписку с Петербургской Академией об открытии в Минске курсов рисования. Разрешение было получено только в 1906 году. Был утвержден Академией и устав школы, составленный Яковом Мордуховичем. Первыми учениками стали учителя рисования и талантливая молодежь, часть которой пришла из деревни. Часть учеников, не менее 6 человек, обучались бесплатно. Школа разместилась в трех комнатах двухэтажного каменного дома. Была хорошо обставлена и освещена. „В лице художника Кругера школа имеет опытного и преданного делу руководителя“, — такое заключение дала комиссия Городской Думы в 1911 году».
Под крышей дома Венгржецкого вызревали несомненные таланты, и одним из них был суровый экспрессионист Исаак Мильчин.
А вот сам руководитель школы двигался по пути реализма, чему свидетельством, например, портреты Якуба Коласа и Янки Купалы, написанные в начале двадцатых годов.
Утвердился европейский арт-бренд The Y. Kruger School of Drawing and Painting in Minsk — Рисовальная школа Якова Кругера. Знаток Минска доктор исторических наук Захар Шибеко будет подчеркивать, что Кругер занимался не только преподавательской деятельностью. Он написал ряд портретов представителей минской интеллигенции, в том числе скрипача Жуховицкого и художницы Мрачковской.
Кругер долго и плодотворно работал в советское время, получил звание заслуженного художника БССР. Белорусский советский живописец Михаил Станюта, отец народной артистки СССР Стефании Станюты, с теплом вспоминал годы своей учебы в школе в доме Венгржецкого.
Не все ученики той дореволюционной школы пойдут по пути социалистического реализма. Об этом мне захотелось рассказать хозяину дома на углу Захарьевской и Петропавловской улиц.
Как рассказать?.. Я представил, что подключил фантастическую услугу Белтелекома и из нашего времени позвонил по номеру 184 в Минск 1908 года — в кондитерскую Венгржецкого.
— Франц Константинович? Очень приятно. Помните ли гомельского юношу Мишеля Кикоина?..
Ну так вот, он будет иметь мастерскую на Монпарнасе, жить в Каннах и писать чудесные пейзажи с фигурами.
Но гораздо интереснее получится с его приятелем Хаимом Сутиным. С тем молодым человеком, который, как вы помните, пришел пешком из местечка Смиловичи под Минском.
У нас тут недавно поступили сообщения France-Presse и Reuters о том, что картина Сутина «Le petit pâtissier» («Маленький кондитер» — это по вашей части, Франц Константинович) продана на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке за 18 миллионов долларов.
Что значит «доллар»?.. Ну, это такие деньги Северо-Американских Штатов.
Но главное в другом. Главное, что этих чумазых поварят — «маленьких кондитеров» — Сутин за свою жизнь испек немало.
И подскажу я, Франц Константинович, что прямо сейчас вам следует подняться в художественную мастерскую. Убедитесь, что Сутин заманил в качестве бесплатного натурщика очередного вашего поваренка… Нет, не ругайте будущего великого мастера. Просто подскажите ему, что когда в последующие годы станет подписывать для каталогов и выставок своих «маленьких кондитеров», то пусть не затрудняется добавлять: «Под впечатлением кондитерской Венгржецкого в Минске». Да, кстати, как идет подготовка вашего павильона для очередной выставки? Ну, желаю экспозиционного успеха! — так закончился бы мой разговор со знаменитым кондитером, если бы можно было позвонить в Минск 1908 года…
А безусловная правда здесь в том, что мастер художественной выпечки Франц Венгржецкий был человеком творческим и амбициозным. Иначе бы не участвовал со своим павильоном в Юбилейной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1901 года, о чем написал Захар Шибеко в книге «Минск. Страницы жизни дореволюционного города».
И, может быть, вообще у всякого художника должен быть свой кондитер? Особенно — в начале творческого пути.
Между прочим, соседом Венгржецкого на выставке был Моисей Наппельбаум с павильоном «Фотографические принадлежности и работы».
Тот самый Наппельбаум, который свое первое ателье открыл в 1896 году в Минске, а позже создал известные всему миру портреты Ахматовой, Блока, Горького, Есенина, Пастернака, Мейерхольда, Уэллса, Кропоткина, Плеханова, Ленина, Дзержинского.
Но это уже другая история…