Почему не ездят "три топора": пригородные маршруты нужны людям, но не выгодны городу
Удобный маршрут 777, прозванный «три топора», из Бреста в направлении деревню Черни заметно сократил количество рейсов: если раньше микроавтобус отправлялся с автовокзала каждые полчаса, то теперь, поговаривают, осталось всего три маршрута в день.
— Объясните, кому это выгодно? — интересуется Раиса Николаевна Свистун. — Этот маршрут для нас всех стал настоящим спасением. Во-первых, он ходит строго по расписанию. Во-вторых, помимо Черней, маршрутка ходила также в ближайшие деревни Братылово, Большие Косичи, Бердичи. В-третьих, если в обычной маршрутке цена проезда составляет семь тысяч рублей, то здесь до Черней я платила всего 4900. Как я поняла, это не очень выгодно перевозчикам на седьмом маршруте. Но, простите, почему должны страдать мы, обычные люди?
В понедельник Раиса Николаевна вынуждена была уехать на работу другим транспортом. Однако она решительно настроена добиваться, чтобы удобный для нее и многих ее знакомых маршрут вернули в расписание — если понадобится, готова даже подписи собирать.
Ситуация только на первый взгляд не стоит выеденного яйца. Жители близлежащих к Бресту деревень так не считают: именно в тех населенных пунктах, которые находятся в 5−6 километрах от Бреста, транспортная проблема порой острее, чем в отдаленных. В первую очередь потому, что здесь сталкиваются интересы двух территориальных единиц — города и района.
— Обращения жителей деревень с просьбой пустить транспорт до Братылова поступали к нам регулярно, — поясняет начальник отдела экономики Брестского райисполкома Илья Бандровский. — И в 2013 году мы предприняли первую попытку пустить туда недорогой транспорт, который работал на газу. Но маршрут не «пошел», и перевозчик отказался ездить в эти деревни. Обращения продолжались. Год назад к нам пришел руководитель фирмы, который предложил свои услуги. Мы решили попробовать это направление в качестве эксперимента, и он оказался удачным. Людям понравилось, что транспорт ходит строго по расписанию. Ценовая политика регулируется законодательством. Стоимость перевозки не может превышать установленные тарифы. В пределах города он был одинаковым, а вот за городом уже считался по километражу.
Почему же пришлось сократить количество рейсов? Все просто — у перевозчика возникли проблемы с транспортной инспекцией. Все остановки, которые встречаются по пути следования маршрута 777, считаются остановками по требованию. И в законе не прописано, обязан ли перевозчик только брать пассажиров на борт или же высаживать их в городе по их просьбе. Но за последнее время на водителей маршрута были составлены два протокола транспортной инспекции на том основании, что он не имеет права высаживать людей в пределах города. Ни райисполком, ни сам перевозчик с такой формулировкой не согласны. Собственник фирмы направил протоколы в прокуратуру, чтобы им дали правовую оценку. И временно решил сократить количество рейсов до шести в день.
Не исключено, что все эти протоколы — следствие жалоб в инспекцию со стороны владельцев конкурирующих маршрутов. Однако предположения к делу не пришьешь. В свое время руководство Брестского района направляло в горисполком предложения удлинить 7-й маршрут, чтобы он охватывал соседние деревни. Однако это предложение показалось не вполне выгодным другой стороне.
— Точно такая же ситуация складывается и по другим маршрутам, — поясняет Илья Бандровский. — Мы просим удлинить городской маршрут, но всякий раз получаем отказ. Поэтому мы вынуждены вводить новые маршруты самостоятельно. Но ведь это не только наша проблема. Сегодня в окрестностях Бреста около 260 садовых товариществ, на которых расположено примерно 40 тысяч участков. 40 тысяч — это население всего Брестского района…
Как бы там ни было, дальнейшая судьба «трех топоров» будет решаться до конца этой недели — 14 апреля в Чернях состоится собрание граждан по этому поводу.