Какие места в Вильнюсе белорусы считают своими
Многие литовцы до сих пор уверены, что местом «паломничества» белорусов и главным связующим звеном между двумя странами является «Акрополис». Несмотря на утрированность этого стереотипа, в нем есть и доля правды. Однако необходимо признать и то, что между Беларусью и Литвой существует связь даже большая, нежели просто общая история сосуществования в составе единого государства — Великого княжества Литовского, а позже Речи Посполитой.
Литва, а если быть конкретнее, Вильнюс стал духовным центром белорусской культуры, тем местом, где вдохновлялись и творили знаменитые белорусские поэты, где загорелся революционными идеями Кастусь Калиновский, где издавались первые газеты и книги на белорусском языке. Неслучайно, прогуливаясь по Старому городу, буквально на каждом шагу можно встретить мемориальные доски, установленные в честь известных белорусов. Начинать путешествие по «белорусскому» Вильнюсу лучше всего с Ворот Зари (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama), или, как их привыкли называть белорусы, Острой брамы.
Ворота были построены как часть городской стены в начале XVI века, когда Вильнюс являлся столицей Великого княжества Литовского. Каждому белорусу еще со школьной скамьи знакомы строки стихотворения «Погоня» белорусского поэта Максима Богдановича:
Толькi ў сэрцы трывожным пачую
За краiну радзiмую жах, —
Ўспомню Вострую Браму сьвятую
I ваякаў на грозных канях.
Несколько десятков метров вниз по улице Аушрос Варту — и с левой стороны дороги окажутся пышные ворота базилианского монастыря, выполненные в стиле барокко. Внутри этих самых ворот висит мемориальная доска выдающемуся геологу и ректору Чилийского университета Игнату Домейко. Родился ученый на территории современной Беларуси, в Кореличском районе Гродненской области, а в конечном счете судьба забросила его на другой континент — в Чили. В Вильнюсе Домейко учился и здесь же вступил в тайное общество филоматов. В 1823 году он вместе с еще одним уроженцем Беларуси Адамом Мицкевичем был арестован по делу филоматов и заключен в стенах этого самого базилианского монастыря — об этом и сообщает мемориальная доска.
В одной из частей бывшего базилианского монастыря с 1919 года действовала Виленская белорусская гимназия, основанная Иваном Луцкевичем. Именно здесь учились самые значимые деятели белорусского национального движения. На этом же самом месте был открыт Белорусский музей, где находилось собрание редких предметов истории и этнографии. Спустившись еще немного вниз по улице, окажемся на Ратушной площади как раз возле здания по адресу ул. Диджёйи, 19. Считается, что в этом здании в XVI веке располагалась типография белорусского первопечатника, уроженца Полоцка, Франциска Скорины. Здесь были изданы его знаменитые «Малая подорожная книжица» и «Апостол» — первые книги в Великом княжестве Литовском. В память об этом событии на стене здания установлена мемориальная доска.
В пяти минутах ходьбы, по адресу ул. Университето, 4, находилась еще одна знаменитая типография, принадлежавшая Мартину Кухте. В начале ХХ века здесь вместе с литовской газетой Vilniaus Zinios печаталась белорусская газета «Наша нива», которая имела огромное значение для развития белорусского национального движения и литературного языка. Кроме того, именно в этой типографии были изданы многие произведения белорусских классиков: Франциска Богушевича, Максима Богдановича, Якуба Коласа.
Всего пару шагов отделяют типографию Мартина Кухты и Доминиканский костел, который расположился на пересечении улиц Доминикону и Шв. Игното. В здании бывшего монастыря держался в заключении руководитель восстания 1863 года Кастусь Калиновский. Приговоренный к смертной казни, он продолжал борьбу и писал знаменитые «Письма из-под виселицы».
И хотя среди современных историков нету единого мнения по поводу национальной принадлежности Калиновского (одни считают его белорусом, другие — поляком), для каждого белоруса его фигура представляет огромную историческую важность. Казнили Калиновского тоже в Вильнюсе, на Лукишкской площади, — факт, который увековечивает памятный крест и мемориальная доска.
Если идти от Доминиканского костела вдоль по улице Шв. Игното, можно встретить еще одну «белорусскую» достопримечательность. Прямо возле входа в ресторан La Boheme виднеется огромная железная вывеска с надписью Bočių. На этом месте в советские времена располагался популярный ресторан, завсегдатаем которого был Владимир Короткевич, пожалуй, самая яркая фигура в белорусской литературе ХХ века. По словам его друга, однажды, проходя мимо любимого ресторана, Короткевич зарифмовал: Па дарозе ў «Бочу»
Нікуды ня збочу.
А мы завернем на пересечение улиц Пилимо и Траку. Здесь, по адресу Траку, 1, можно найти бывший дворец Тышкевичей, балкон которого уже не одно столетие держат каменные атланты. В конце XIX века здание дворца стало местом размещения окружного суда, в котором работал основоположник новой белорусской литературы Франциск Богушевич — адвокат по профессии, поэт по призванию.
Чуть позднее, в 1907 году, в этом же самом доме с атлантами размещалась редакция белорусскоязычной газеты «Наша нива» (та самая, которая печаталась в типографии Мартина Кухты). С «Нашей нивой» в Вильнюсе связано немало мест, поскольку редакция газеты постоянно меняла свои адреса. Последнее место, где размещалась редакция, находится по адресу Вильняус, 14, а в 1915 году газета закрылась. В это время ее редактором был классик белорусской литературы Янка Купала, о чем свидетельствует еще одна мемориальная доска.
Ни к чему споры о том, кому принадлежит Вильнюс и наследия какого народа здесь больше. Для кого-то этот город до сих пор остается утраченной столицей Беларуси, доставшейся Литве лишь волей Сталина. Однако трезвый взгляд на действительность делает очевидным культурный разрыв между двумя государствами и то, что потерял бы город, повернись история по-иному. Вильнюс — это не Беларусь, просто он стал тем местом, где до сих пор живет и бережно хранится белорусская память. Именно это делает его таким особенным и родным для каждого белоруса.