Михаил Мирончик: «Те годы я не забуду никогда»
— Признаюсь, для меня эта тема (прохождения срочной службы в Афганистане. — Авт.) долгое время была, если так можно сказать, закрытой, — начал разговор мой собеседник — председатель комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Михаил Мирончик. — Дело в том, что уже после службы и учебы я пытался устроиться на работу. Во время собеседования особа, которая меня принимала, узнав, что я служил в Афгане, отнеслась к этому негативно, заявив, что, скорее всего, у меня что-то не в порядке с головой…
Работать с этим человеком после таких слов Михаил Владимирович не захотел, о чем сказал нанимателю прямо в лицо. Но впоследствии он старался умалчивать о своей службе. К двум его армейским фотоальбомам, хранящим немало разных воспоминаний, из домашних никто не решался подходить. Только глава семейства, порой ностальгируя по тем временам, друзьям-товарищам, мог в очередной раз пролистать их страницы.
— Но, так или иначе, рассказать о своей службе мне все же пришлось: когда я был директором школы. Ученики, каким-то образом узнав, где я служил, попросили меня поделиться воспоминаниями, — продолжил мой собеседник. — И я понял, что напрасно столько времени молчал об этом, ведь мне есть, чем гордиться, я могу быть примером для подрастающего поколения, моя армейская история может сослужить неплохую службу в рамках военно-патриотического воспитания.
С тех пор Михаила Владимировича еще больше зауважали окружающие, да и самому ему стало легче на душе: отлегло. Он передал для школьного музея личные вещи, связанные со службой, и с тех пор охотно рассказывает подрастающему поколению о том, что служба в армии закаляет характер и делает мальчика мужчиной. Но никогда не желает ребятам такой службы, которая была у него в Афгане.
…Михаил Мирончик в 1983 году поступил на геофак Белорусского государственного университета. Окончив два курса, как и многие другие студенты, был призван в Вооруженные Силы. После ускоренного курса подготовки в «учебке» в Волгоградской области он был направлен для прохождения срочной службы в Афганистан. Вернувшись на Родину, окончил вуз. У Михаила Владимировича две медали — «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Все это сухие цифры и факты. На самом же деле те эмоции, которые испытывал парень во время службы, одними словами не передать.
— Моя жизнь и жизнь моих товарищей подвергалась опасности каждый день, — со вздохом произносит Михаил Владимирович. — К сожалению, многие из них не вернулись. Меня Бог миловал…
В Афганистане, в частности, в районе Кандагара, Михаил Мирончик выполнял задачи в составе инженерно-саперной роты — начал службу младшим сержантом, в запас увольнялся старшиной. Но не в званиях, наверное, дело, а в том, что, победив свои комплексы и страхи, научившись справляться с психологическими барьерами, он сумел дойти до конца, при этом не потеряв себя и достойно справившись со всеми возложенными задачами.
— Главной нашей задачей было обеспечение личного состава водой, — продолжил свой рассказ мой собеседник. — Дело осложнялось тем, что большую часть времени подразделение дислоцировалось в пустыне. Чтобы добраться до ближайшего водоема, закачать в резервуар воду для фильтрации и дальнейшей выдачи военнослужащим, нужно было пройти немалый путь под пулями душманов, которые постоянно обстреливали нас.
Кроме того, из-за острой нехватки специалистов, а также большого количества раненых и убитых именно Михаилу Мирончику было доверено разбираться с работой специальной техники, с серьезной системой фильтрации воды, процедурой ее очистки. Ответственность на нем лежала немалая, ведь бывало и такое, что душманы отравляли водоемы. Все это нужно было учитывать. Сам процесс выдачи воды тоже был непрост. По словам Михаила Владимировича, он и двое его подчиненных порой работали сутками, сменяя друг друга на пару часов.
Вспомнил мой собеседник и 1 января 1986 года, когда в пустыне выпал снег. В тот день ему и его товарищам предстояло выдвинуться в ущелье за 11 километров от района сосредоточения к ближайшему водоему. БТР, водовозка и МАЗ уже были готовы отправиться в путь, как в палаточный городок прибежал афганец и сообщил, что всю ночь «духи» минировали дорогу, по которой собирались двигаться бойцы. Эта случайность спасла жизнь нашим солдатам.
Но не всем так везло. Многие не вернулись «из-за речки». Так, Михаил Владимирович потерял там друга Николая Доманцевича, он погиб за год до увольнения в запас. Уже после возвращения на родину старшина запаса Михаил Мирончик навестил родственников Николая, выразил соболезнование, рассказал о том, как достойно служил тот на благо Отечества…
Слушая ветерана-«афганца», я невольно задумался о том, насколько же тяжело приходилось солдатам в то время, в реальных боевых условиях. И ведь они справлялись! Не говоря о том, что возвращались из армии настоящими мужчинами, героями своего времени. Мою мысль поддержал и мой собеседник:
— Да, это была очень жесткая школа жизни. Но я не жалею, что прошел ее. Я стал твердым, несломленным, уравновешенным, вдумчивым, научился в такие молодые годы ценить жизнь. Все это помогало мне в дальнейшем — принимать важные решения, делать правильный выбор, расти.
Поговорили мы с председателем комитета по образованию Мингорисполкома и о современной армии, нынешних солдатах, которые, слава богу, имеют возможность служить в мирной стране, зачастую — в том же городе, в котором жили и учились до получения повестки. Понимают ли эти ребята, насколько им повезло?..
Как я писал выше, в 1990 году Михаил Мирончик окончил БГУ, после чего работал заместителем директора по воспитательной работе в СШ № 110, учителем географии в СШ № 207 и 187. В 2005–2011 гг. являлся директором средней школы № 11 и гимназии № 56 города Минска. В 2010‑м Михаил Мирончик окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
Михаил Владимирович провел аналогию службы в армии с образовательным процессом. Так, в школах, как и в армейских подразделениях, за молодыми специалистами закрепляются опытные, которые оказывают всяческую поддержку молодежи.
— В целом, пройдя службу, имея определенный опыт, я считаю, что каждый молодой человек должен быть морально и физически подготовлен к службе в армии, и начинать эту подготовку нужно еще в школах, — добавил мой собеседник. — Именно поэтому мы создали на базе минских школ центры допризывной подготовки, о которых на раз писала и ваша газета…
Сейчас Михаил Владимирович — майор запаса. Дело в том, что он окончил военную кафедру с получением первого офицерского звания. Очередные ему присваивались согласно установленным срокам. У офицера запаса взрослые дочь и сын, есть и внук — Семён, ему два с половиной годика. Уверен, когда Семён подрастет, он будет гордиться своим дедом, настоящим защитником Отечества.
Майор Андрей Бокза, «Ваяр»,
bokza@mod.mil.by, фото из личного архива Михаила Мирончика