Контактные зоопарки в Минске. Зоозащитники планируют массовые акции, бизнесмены не видят проблем
Недавно директор Минского зоопарка Юрий Рябов высказался против контактных зоопарков: по его мнению, они небезопасны как для животных, так и для посетителей. Так ли это, мы решили обсудить не только с директором зоопарка, но и с зоозащитником, ветеринаром, психологом и представителем Минского комитета природных ресурсов.
Напомним, не так давно в столичных торговых центрах «Тивали», «Титан», «Европа» и «Караван» открылись контактные зоопарки «Страна ЕнотиЯ». Новое для Беларуси явление мгновенно вызвало волну споров об их законности, а также гуманности в отношении животных. Так, против контактных зоопарков выступают зоозащитники и представители Минского зоопарка. Они утверждают, что на кафеле торгового центра, при искусственном освещении, неограниченности корма и вынужденном общении с людьми животные страдают. Представители же контактных зоопарков опровергают обвинения.
Зоозащитник: «В контактных зоопарках не выполнили ни одного нашего требования»
Одной из первых контактными зоопарками заинтересовалась зоозащитная организация «Эгида». Волонтеры общественного объединения уже полгода пристально следят за деятельностью филиалов «Страна ЕнотиЯ», где можно гладить и кормить животных. О претензиях зоозащитников рассказала юрист-волонтёр «Эгиды» Юлия Малятина.
Зоозащитники выступают категорически против контактных зоопарков. Во-первых, потому что животные находятся в постоянном стрессе. Во-вторых, для диких животных противоестественно общение с человеком. В-третьих, сам посетитель подвергается опасности, так как поведение диких животных предсказать нельзя. Особенно это опасно для детей. В-четвёртых, в контактных зоопарках отсутствуют квалифицированные специалисты. В-пятых, зоопарк размещается на торговых площадях, которые не предназначены для животных.
— Все животные, — объясняет Юлия, — находятся в одинаковых условиях, что неприемлемо для их образа жизни. Многие ведут сумеречно-ночной образ жизни. Постоянный шум, свет и детские ручки, которые не всегда ласковы — всё это причиняет очень большой вред здоровью самого животного. Соответственно, на боль они могут ответить агрессивно.
По словам девушки, говорить о пет-терапии, которую рекламируют зоопарки, в данном случае также нельзя. Зоозащитники сделали запрос в Министерство здравоохранения и получили ответ, что пет-терапия не является лечением. К тому же, чаще всего в такой терапии участвуют собаки и лошади, но никак не дикие животные.
В контактных зоопарках посетители могут не только погладить животных, но и покормить их специальным кормом, приобретенным на месте. Одна из претензий зоозащитников связана как раз с неограниченным питанием животных. Хотя в зоопарке утверждают, что подача корма контролируется.
— Я не представляю, как они контролирует количество еды, — возмущается Юлия. — Тем более, что калории, которое животное съест, ему негде потратить в тесном загоне. Кроме того, животные там не чипированы. Установить, какое же количество зверей используется в контактных зоопарках, невозможно. Сегодня вы видите одну мышь или енота, а на следующий день вы не можете сказать, это новое животное или то, что было вчера.
В данный момент зоозащитники вырабатывают стратегию дальнейшей работы. «Эгида» планирует проводить массовые акции с призывом к людям не посещать такие зоопарки. Активисты также собираются обратиться в суд, чтобы пересмотреть решения проверок по зоопаркам.
— Мингорисполком умыл руки по этому вопросу. Мы обращались туда со сбором подписей. Много людей выступило против. Но, видимо, получение налогов имеет первостепенное значение для государства, по сравнению со здоровьем животных и граждан.
Зоозащитники также хотят ввести необходимость лицензии на деятельность зоопарка. Как говорят представители «Эгиды», подобные условия прописаны в указе президента № 405, однако другие организации трактуют его по-своему.
— Органы внутренних дел не смогли объяснить этот указ. Оказывается, что люди, которые занимаются бизнесом, и люди, которые должны их проверять, не знают законодательства.
Юлия отметила опыт Российской Федерации. Там сейчас рассматривается проект закона, в котором прописан запрет на контактные зоопарки во всей стране. Особенный всплеск протестов вызвали случаи нападения животных на людей, говорит девушка.
Представители контактных зоопарков утверждают, что готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям зоозащитников. Однако у «Эгиды» свое мнение на этот счет.
— В контактных зоопарках не выполнили ни одного нашего требования. Вольеры они не арендовали, животных не чипировали, выключать свет не хотят, зеленых зон до сих пор нет.
Юлия видит проблему наличия контактных зоопарков и в том, что они востребованы обществом.
— Люди, которые туда приходят, не хотят нормально общаться со своими детьми и воспитывать их. Им проще заплатить 80 тысяч, чтобы те погладили свинью, пока родители ходят по магазинам. Разговоры психологов о пользе контакта с животными в защиту зоопарков также не обоснованы. Детей можно привести на ферму и покатать на лошадях, сводить в обычный зоопарк, завести собаку или хомячка. Но это всё тяжело.
Против контактных зоопарков выступает также директор Минского зоопарка. Он поддерживает зоозащитников в том, что у животных должен быть вольер. В данный момент «Эгида» также собираются разработать законопроект о полном запрете контактных зоопарков в Беларуси.
Представитель контактных зоопарков: «У нас никто не страдает»
Сначала представители контактных зоопарков на контакт шли неохотно. Называли информацию об условиях содержания животных коммерческой тайной. В итоге с нами поговорил управляющий контактным зоопарком Алексей Примаков.
— У нас никто не страдает, — говорит Алексей. — Все живы, здоровы, размножаются. Много новых животных родилось в последнее время. Пусть зоозащитники лучше сходят в приют и возьмут себе собаку.
По словам управляющего, общение с людьми никак не влияет на животных.
— У нас не такой большой поток людей, как пишут, что ходят тысячами.
Управляющий не согласен с предположениями о неприемлемых условиях содержания животных. Алексей рассказал, что в контактном зоопарке есть собственная автономная система вентиляции, достаточный приток воздуха, а некоторых животных, например, лис, выгуливают на улице.
— Искусственное освещение подобрано так, что оно приближено к естественному, также у нас есть свои окна. Для каждого животного есть домик, в котором они могут спрятаться и находиться, сколько им нужно.
Алексей опроверг претензии зоозащитников об отсутствии чипов у животных. Он утверждает, что все, кроме морской свинки, чипированы. Управляющий также отметил, что в зоопарках выполнили все требования зоозащитников.
— Мы придерживаемся законодательства. У нас были проверки, которые мы успешно прошли. Все рекомендации, которые нам присылали, мы выполнили.
Вопрос о лицензии и вовсе рассмешил управляющего. По его мнению, в Беларуси данный документ для открытия зоопарка не нужен.
— Мы работаем по нормам обычного зоопарка. Никакая лицензия для открытия нам не была нужна. У нас есть только лицензия на ветеринарную деятельность.
В каждом зоопарке работает от двух до четырёх наблюдателей, в зависимости от его размеров. Если посетителей много, животных меняют. Если не много, то посетителей принимает один и тот же зверь. По словам Алексея, животное всегда может укрыться в домике и разбудить его очень трудно.
— Мы получаем много положительных отзывов от мам с детьми. Люди с инвалидностью приходят к нам, проводят время с животными и уходят довольными.
Ветврач: «Я против диких животных, которые находятся в домашнем содержании и неволе»
Прояснить ситуацию о состоянии и чувствах животных в контактных зоопарках нам помог ветврач Алексей Сас. Он не возражает против этих учреждений, но беспокоится о том, чтобы животным обеспечили приемлемые условия для жизни. Алексей выступает против негуманного содержания животных, независимо от места, будь то зоопарк или квартира.
— Проблема не в том, что их трогают люди, а в содержании в индивидуальных карцерах.
Вопрос о переедании, по мнению врача, преувеличен. Ветврач отмечает, что в зоопарках используется специальный корм, и это хорошо. По его словам, если животное не ожиревшее, то кормить можно.
- Было бы хорошо дать возможность людям кормить животных и в обычных зоопарках специализированным кормом, который будет частично окупаться. Если мы предлагаем животному корм с руки и оно голодное — то поест, если не голодное — не поест. Чтобы они не переедали, нужно смотреть, как выглядит животное. Во многих зоопарках проблема как раз в том, что животным вообще нечего есть. В одном из белорусских зоопарков приходится продавать одних животных, чтобы прокормить других.
Врач выступает против содержания крупных животных дома, против цирков и зоопарков. По его мнению, обычные зоопарки — также не самая гуманная вещь, и смоделировать естественную среду для животных в таком учреждении в Беларуси не получится.
— В принципе, у нас в народе проблема, а не в зоопарке. У нас отсутствует ответственность за тех, кого приручили. Зоозащитники протестуют против отлова бездомных животных. Но эта проблема у нас существует только потому, что у людей нет ответственности. Надоело — выбросил. В Европе все животные кастрированы… А тут цепляются за какой-то частный случай. Да, люди зарабатывают на контактных зоопарках, поэтому пусть кормят животных и следят, чтобы их не покалечили дети. Их уже никто не приучит к дикой среде. Им уже суждено жить так. А вообще я против диких животных, которые находятся в домашнем содержании и неволе.
Специалист говорит, что дикое животное навсегда останется диким, как бы ни пытались его приручить. Врач сам хотел завести себе енота, но оказалось, что они не одомашниваются. Алексей отмечает, что постоянное пребывание в здании не очень комфортно для животных.
— Даже кошки, если их выпустить на улицу, чувствуют себя там лучше, чем дома. С одной стороны в контактном зоопарке, вроде, не гуманное содержание. С другой стороны, в обычном зоопарке то же самое. Но здесь хотя бы кормят.
Комитет охраны окружающей среды: «Были выданы рекомендации, которые выполнили в установленные сроки»
В Минском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды рассказали, что от зоозащитников поступали жалобы в адрес министерства с просьбой проверить законность содержания животных в контактных зоопарках. Ситуацию прокомментировала представитель комитета Татьяна Шеменкова.
— Комитет провел мониторинг контактных зоопарков в торговых центрах «Тивали» и «Титан». Были выявлены некоторые несоответствия по нормам содержания именно диких животных, так как компетенция комитета природных ресурсов — это дикие животные. Были выданы рекомендации, которые выполнили в установленные сроки.
Как рассказала Татьяна Шеменкова, согласно законодательству, условия содержания животных должны обеспечивать их биологические, видовые и индивидуальные потребности. В данном случае нарушения касались норм площади вальеров, регистрации животных, температуры и света. Данный мониторинг проводили специалисты из НАН Беларуси, которые помогали определить условия содержания и выдать рекомендации.
— Рекомендации были вроде «этому надо потеплей, этому посветлей, этому потемней».
Психолог: «Любые позитивные эмоции влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка»
Психолог Людмила Овсяник объяснила, что общение с животными очень полезно как для взрослых, так и для детей. Она посещала контактный зоопарк с внуком, и он был в восторге.
— Ребёнок всегда изучает окружающий мир. Когда он видит животных, получает море положительных эмоций. В контактном зоопарке, к тому же, можно посмотреть зверей, которых не увидишь на улице. Их можно потрогать, покормить, погладить, а это дополнительное удовольствие. За этим дети и стремятся в такие места. Любые позитивные эмоции влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. А эмоциональное развитие помогает в дальнейшем общаться и с людьми.
Людмила не считает, что животные в контактных зоопарках испытывают большие неудобства.
— Я видела, как в этом зоопарке ведут себя наблюдатели. Они — знатоки своего дела. Знают, когда можно открывать клетку, когда пускать к животному людей, а когда ему лучше отдохнуть. Мне очень понравился профессиональный подход.
Говоря об опыте ближайших соседей, следует отметить, что в России контактные зоопарки появились раньше, чем в Беларуси, и продолжают существовать сегодня. По словам зоозащитников, там разрабатываются законопроекты, которые полностью запретят работу таких заведений. В соседней Украине в апреле 2015 года запретили передвижные зоопарки и выставки диких животных. В Беларуси же мнения специалистов разделились.