"Вы от митрополита? До свидания!" На Крещение в Витебске, несмотря на запрет главы БПЦ, продавали воду
В праздник Крещения в Витебске продавали бутилированную святую воду по цене от 10 до 20 тысяч рублей за 1,5-литровую бутылку. При этом в 2015 году Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси выступил с порицанием такой торговли.
О том, что возле городских храмов торгуют святой водой, сообщил один из витебских священников, возмущенный тем, что нарушают указание митрополита. Он попросил предать гласности этот факт, но на условиях анонимности.
Год назад митрополит Павел однозначно высказался по поводу такой практики: «Это нонсенс — продавать святую воду. Если вы хотите людям помочь, вы предлагайте, запретов нет. Но святую воду продавать… Если я только узнаю, то буду наказывать. Это неправильно».
Другое дело, что вы можете объяснить и сказать: «Друзья мои, мы потратили такое-то количество денег на приобретение емкостей, на то, что привезли сюда воду. Если хотите, то можете пожертвовать. Но продавать святую воду… Это просто недопустимо».
Корреспондент побывал у православных церквей в центре города и убедился, что здесь действительно можно было купить освященную воду в пластиковых бутылках по 1,5 литра.
В киоске с иконами и свечами возле Свято-Успенского собора воду продавали в бутылках из коричневого пластика без каких-либо наклеек. Стоила она 10 тысяч рублей. Бабушка за прилавком сразу же спросила — нет ли своей посуды, в которую воду можно набрать бесплатно, и сообщила, что сделать это можно будет и 20 января. Никаких емкостей, из которых можно было бы набрать святой воды, возле главного витебского храма не находилось.
Возле Воскресенской церкви стояла палатка, в которой продавали святую воду в прозрачных пластиковых бутылках с красочной этикеткой. Здесь она уже стоила 20 тысяч рублей. Деньги за воду продавец складывал в отдельную коробку. Рядом с бутылками стояла «скарбонка», куда можно было сделать пожертвование.
Торговали святой водой и возле Благовещенской церкви, также по 20 тысяч. Здесь также стояла автоцистерна и бочка с кранами, откуда желающие набирали воду в свою посуду.
Корреспондент поинтересовался у продавщицы: знает ли она об обещании митрополита наказывать за продажу освященной воды. Она ответила: «А вы от митрополита? Нет? Ну и все, до свидания!»
На этикетках с изображением Благовещенского храма указано, что вода, освященная в праздник Богоявления, изготовлена по благословлению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, а средства от ее реализации идут на церковные нужды.
Возле Покровской церкви стояли несколько цистерн с освященной водой. И все равно к ним была очередь. В церковном киоске также предлагали бутилированную святую воду. Однако стояла она далеко не на самом видном месте, да и продавца внутри не было.
На белорусских церковных сайтах информации о продаже святой воды обнаружить не удалось. Что касается ресурсов РПЦ в целом, то эта тема на них обсуждалась неоднократно. Сторонники позволительности такой торговли приводят два аргумента: либо это вовсе не продажа, а пожертвование, либо это просто возмещение затрат на бутилирование воды без получения какой-либо прибыли.
Но в случае пожертвования странным выглядит то, что деньги от продажи бутылок со святой водой попадают не в общий жертвенный ящик, а в отдельную кассу.
Что касается возмещения затрат, то посчитаем. В ближайшем магазине разливного пива корреспонденту сказали, что 1,5-литровую бутылку с пробкой в розницу можно купить за 2 тысячи рублей. Таким образом, при стоимости бутылки святой воды в 10 тысяч рублей, 2 тысячи уходят на оплату тары. А еще 8 тысяч на что? На разливку воды по бутылкам?
Теперь возьмем бутылки с благословением архиепископа по 20 тысяч рублей. Раз бутылка святой воды без этикетки стоит 10 тысяч рублей, значит еще 10 тысяч ушли на полиграфию? При этом 1,5-литровая бутылка белорусской питьевой воды стоит в розницу 7200 рублей. Не выгодней ли было купить воду сразу в бутылках, и уж затем их освятить?
Читайте также: