"Сократить школьную программу и "лишние" документы". Министр о том, что нужно изменить в образовании
Министр образования Михаил Журавков написал для «Советской Белоруссии» статью «Еще раз о системе образования», в которой рассказал, как, по его мнению, должны меняться наши школы, колледжи и вузы. TUT.BY публикует самые интересные рассуждения и предложения министра.
«Непросто определить, что является причиной, а что следствием: „сначала модернизация — потом образование“ или наоборот? Но очевидно, что одно без другого невозможно, — рассуждает Михаил Журавков. — Можно выделить несколько базовых положений, на основе которых, на мой взгляд, должно все строиться. Главная задача — научить учиться, ведь объем знаний, особенно в научно-технической сфере, каждое десятилетие удваивается».
По мнению министра, в белорусской системе образования необходимо…
… работать над авторитетом учителя
«Развитие образования невозможно без повышения статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника. В современных условиях основная задача — развить аналитические способности у учащихся, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. И без специалистов с соответствующей профессиональной компетентностью и навыками, без достойных условий их работы и жизни все намеченные преобразования и новации будут обречены».
Как пишет Михаил Журавков, с 2013 года в некоторых школах пробуют новую систему оплаты труда, «главная идея которой в экономическом стимулировании качества и результативности педагогического труда с помощью дифференцированной оплаты педагогам различных видов работ, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки». Там, где работа учителей оплачивается по такой системе, их зарплата выросла до уровня средней по стране. «Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей — 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период».
… освободить учителей от лишних документов
«Важное направление — сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT-технологий и внедрение системы электронного документооборота»
… сократить школьную программу
«В базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 — 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70 — 80-е годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию».
«Нужно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок».
…ввести новый единый экзамен для выпускников школ
«Хотя централизованное тестирование как система проверки знаний выпускников школ и показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику. С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам».
«Необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами».
… развивать дискуссии в вузах и дать студентам больше самостоятельности
«Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки. В целом же глобализация — сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики».
«Одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. Но это возможно лишь при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности».
… создавать ПТУ нового типа
«Нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и одновременно чертами кадрового агентства, бизнес-инкубатора, информационно-консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни».
… повышать популярность технических специальностей
«Важно усилить профессионально ориентационную работу среди обучающихся, так как современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта сфера слабо ориентирована на рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому особенно актуальна для нас и мировая тенденция — повышать популярность технических специальностей среди абитуриентов».
…прогнозировать, какие специальности будут нужны
«Не обойтись и без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Следует также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас они констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования нужно отнести функцию прогноза подготовки кадров».