Мэр Минска о результатах работы, планах на будущее, странице в соцсети и парке Горького
Андрей Шорец занимает должность председателя Мингорисполкома уже больше года. Мы отправились в его кабинет, чтобы подвести итоги 2015-го и поговорить о планах на будущее. Мэр столицы показал нам рабочее место, а также рассказал о новых объектах и своем общении с горожанами.
О назначении и итогах 2015 года
Напомним, бывший министр ЖКХ Андрей Шорец был назначен председателем Мингорисполкома 6 ноября 2014 года. Чиновник не родился в столице, но проблем со знанием различных аспектов минской жизни не возникало даже в первые месяцы работы, говорит он. Рассказывает, что пришел с низов сферы коммунального хозяйства, поэтому хорошо разбирается в функционировании города как системы.
— Помогла и профессиональная команда. Замы, начальники управлений, председатели комитетов и главы администраций — это был уже слаженный механизм.
По словам градоначальника, за первый год его работы удалось выполнить почти все запланированное: запустить реформу ЖКХ, достойно отметить 70 лет Победы, открыть развязку на Филимонова и ввести в строй много других объектов.
— Один из главных показателей, который мы не выполнили, — это показатель валового регионального продукта. К сожалению, он составил 95% по отношению к уровню прошлого года. Это произошло из-за работы таких наших валообразующих предприятий как МАЗ, МТЗ и Минский моторный завод, которые снизили объемы производства по некоторым позициям до 50% к уровню 2014-го, а также из-за снижения объемов строительно-монтажных работ.
О гостинице у цирка, доме «У Троицкого» и Червенском рынке
Кризис строительной отрасли сказался на многих: даже Юрий Чиж уже не первый месяц пытается продать недостроенную гостиницу у цирка. Андрей Шорец говорит, что на нее претендует уже несколько покупателей, а мы интересуемся мнением мэра об архитектуре этого сооружения.
— Да, гостиница у цирка чуть тяжеловесна на проспекте, но у меня она не вызывает такого прямого отторжения.
Многие минчане негативно оценивает и другой знаменитый объект компании «Трайпл» — дом «У Троицкого». Глава столицы тоже считает, что он нависает над предместьем.
— Со стороны Богдановича оно смотрится еще нормально, но со стороны проспекта Победителей открывается, на мой взгляд, не совсем удачный вид.
Еще один обсуждаемый горожанами, но пока не построенный объект — многофункциональный комплекс на месте бывшего Червенского рынка. Иранская компания «Дидас» обещала уже в 2015 году возвести там впечатляющее сооружение, но не начала работы по сей день. Сейчас Мингорисполком расторгает с ними инвестдоговор, чтобы заключить договор на проектирование и строительство объекта: уже без льгот и преференций.
— Мы проинформировали МИД, что у нас есть определенные претензии к иранской компании. К тому же, мы их пригласили и поставили условие: если они до 1 мая не представят проект и не выйдут на площадку — мы изымем у них землю.
Встречи с иранцами у градоначальника происходят регулярно. Мэр говорит, что они всегда объясняют свое бездействие разными причинами.
— Сначала это было отсутствие средств, потом отсутствие перспективы финансовых вложений в этот район, так как гостиниц в нем достаточно. Далее последовало предложение построить там жилье, но этого не предполагает Генплан. Сейчас они снова взяли паузу и пошли думать, но время работает против них.
О шопинге, костюмах и общении с горожанами
Шорец рассказывает, что примерно полгода назад был на площадке бывшего Червенского лично, а вот на самом рынке во времена его функционирования — нет. Зато градоначальник по работе объехал практически все существующие сейчас торговые площадки.
— Был и на блошином, и ночном рынках на «Ждановичах», и мы там наводили порядок вместе со всеми соответствующими службами. Мы проверили также кафе «Сайгон»: месяц назад заехал — даже чек выдают. Думаю, порядок наводили не зря.
Для того, чтобы понимать, что есть и чего нет в городе, Шорец посетил и большинство торговых центров. А вот как покупатель он бывает лишь в ТЦ «Замок» на Победителей.
— Каждые выходные мне поручают купить набор продуктов. Мне нравится, как в «Короне» в «Замке» все расположено, и я могу за полчаса найти все необходимое.
Одежду мэр Минска покупает в этом же торговом центре. Из костюмов предпочитает либо гомельский «Коминтерн», либо псковскую «Славянку».
— Рубашки я тоже покупаю наши — дзержинские. Они качественные и никаких проблем с ними нет.
Андрей Шорец рассказывает, что во время походов за продуктами или одеждой, в магазинах его узнают горожане. Проявляется это по-разному.
— Кто-то здоровается, кто-то улыбается, кто-то оборачивается. А однажды был и такой случай: иду я по «Короне» с тележкой, в тележке дочка сидит, а на меня смотрит мужчина и говорит: «Подозрительно похож на нашего мэра». Я говорю: «И что?». Он отвечает: «А ничего, но очень похож!».
О странице в соцсети и предложениях минчан
И если пообщаться с мэром вживую при случайной встрече — не проблема, то в социальной сети это сделать невозможно. Интересуемся, не планирует ли Шорец заводить свою официальную страницу в том же Facebook.
— Завести страницу можно, но это предполагает то, что я должен там что-то писать и что-то отвечать. А это требует определенного времени, которого, к сожалению, физически не хватает. Не должно быть так, чтобы люди потом сказали: завел мэр страницу, а отвечать не хочет.
К тому же, глава города считает, что наличие страницы в социальной сети интересует совсем небольшой процент населения двухмиллионного Минска. Зато Шорец лично читает сообщения, которые приходят на сервис «Написать письмо председателю Мингорисполкома».
— Я читаю предложения, но пока еще мы не получили каких-то идей, которые можно принять к реализации.
Идеи по развитию города обсуждались и на встрече председателя Мингорисполкома с блогером Антоном Мотолько. Например, речь там шла о предоставлении помещения для частной школы, после чего мэр встретился с желающими создать такое учебное заведение.
— Я попросил показать программу и рассказать, сколько человек там будет работать, а также какие помещения и в каком районе города для этого нужны. Пока конкретных предложений так и не поступило. Надеюсь, поступят в ближайшее время.
Кроме того, приходили к мэру Минска и местные велоактивисты.
— Я попросил продумать и прорисовать, где с их точки зрения должны быть велодорожки, а также предложить, за чей счет сделать велопрокат. Ответа до сих пор нет.
О стрит-арте, бассейнах и очистке Свислочи
Пока же успешным взаимодействием граждан и власти стал проект площадки для экстремальных видов спорта на улице Столетова, который при поддержке горисполкома реализует центр уличной культуры «ПроКАЧ».
— Я думаю, что к лету на Столетова у нас будет прекрасная площадка. Уже в январе я их начну шевелить, ведь я заинтересован в том, чтобы дети занимались там, а не на Стеле.
После посещения Шорцем центра «ПроКАЧ» был дан некоторый толчок и в развитии стрит-арта в городе. Мэр вспоминает, что ребята предложили ему порисовать баллончиком и попросили места, где это можно законно делать.
— И я поручил главам администраций определить объекты, где может появиться граффити. Причем это должны были быть не какие-то окраины или заброшенные заводы, а места, где можно было бы гордиться своими рисунками.
За этот год в Минске появилась много муралов в центре города. Их рисовали художники из разных стран, которых приглашали негосударственные организации. Некоторые граффити входили в десятку лучших в мире, но при этом вызывали спорное мнение горожан.
— Да, был спорный момент по поводу рисунка человека в капюшоне, но, я вижу, что успокоилось. А стена с девушкой в вышиванке мне самому очень нравится и я думаю, что и в будущем найдутся люди, которые продолжат украшать наши серые дома.
А вот компании, которая построит первый типовой бассейн в Минске, так и не нашлось. Еще в октябре Мингорисполком объявил подрядные торги на строительство такого объекта за 2,6 миллиона евро, но никто не подал на него заявки. И это несмотря на предварительную заинтересованность и поступавшие ранее предложения, говорит мэр.
В Европе же можно плавать не только в бассейнах, но и в реках, которые раньше были одними из самых грязных на континенте. Так, немцы в свое время почистили Рейн, а англичане — Темзу. Для Свислочи же этот вопрос пока не актуален.
— Ведь нужны просто огромные деньги, чтобы ее почистить. Более того, у нас есть несколько непроточных мест, где образовывается ил и тина, и мы все равно не сможем там купаться.
Глава города в курсе, что есть проблема и с набережной главной реки Минска, которую никогда не реконструировали. Работы по ее восстановлению начнутся уже в этом году.
— Сторону, которая находится в районе Коммунистической, нужно переделывать полностью. Косметическим ремонтом там уже ничего не решишь, и это огромные финансовые затраты.
О Лошицком, парке Горького и футбольном стадионе
Продолжат в этом году и развитие Лошицкого парка. Шорец говорит, что они планируют оборудовать там место для тренировок и представлений военно-исторического клуба при условии, что ребята будут потом за ним ухаживать.
— Мы видим, что на День города к ним был огромный интерес, и если в Лошицком парке будет стационарное место для тренировок и занятий, это повысит интерес к истории и привлечет молодежь.
А вот реконструировать парк Горького по примеру московского пока у нас не планируют, хоть Шорец и знает о кардинальных изменениях на этом объекте в соседней столице. Пока же у города не только нет на это денег, но и уверенности в том, что новый формат отдыха подойдет всем минчанам.
— У меня пока есть сомнения, что все эти красивые лежаки и Wi-Fi будут востребованы. Наверное, еще поколение должно пройти, чтобы развился такой стиль отдыха. А пока у нас в парке Горького даже частник предоставляет именно те стандартные услуги, которые и пользуются спросом.
Зато минчане давно заждались появления в городе нормального футбольного стадиона, который построят рядом с существующим «Трактором». Шорец говорит, что прорабатывался еще вариант расположения в Масюковщине, но там есть проблема с транспортным сообщением, а в районе площади Ванеева с ним все нормально.
— А «Трактор» будет разминочным полем для нового стадиона, что является международным требованием. Сейчас мы уже согласовали контракт и отправим его китайской стороне. Ничего сложного в этом проекте нет, ведь подобные стадионы построены в городах по всему миру.
Минск же не ориентируется на какой-то один город в совем развитии, а хочет брать от всех лучшее, говорит мэр.