Как в Беларуси тестируют косметику и парфюмерию
Вся продаваемая в Беларуси косметика и парфюмерия проходит тщательную проверку на безопасность. Для исследований используются в том числе лабораторные животные.
Naviny.by побывали в Научно-практическом центре гигиены и разузнали подробности.
Вся продаваемая в Беларуси косметика и парфюмерия (как отечественного, так и импортного производства) должна пройти обязательное тестирование на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза.
Тестирование проводят уполномоченные и аттестованные лаборатории Министерства здравоохранения. В том числе Научно-практический центр гигиены.
Безопасность косметической продукции оценивается в несколько этапов.
На первом этапе эксперт выезжает на место хранения продукции, изучает сопроводительную документацию и проводит обязательный визуальный осмотр упаковки. Если он обнаруживает, к примеру, повреждения или вскрытие упаковки, то в проведении гигиенической оценки может быть отказано. Если все-таки решено провести лабораторные исследования, то в документах фиксируются обнаруженные недостатки.
На следующем этапе эксперт отбирает пробы продукции (по законодательству, это не менее двух единиц одного изделия) и передает их в микробиологическую лабораторию.
«Всем известно, что косметические продукты часто содержат биологически активные вещества растительного или животного происхождения, масла, эмульсии, что является прекрасной питательной средой для развития и роста микроорганизмов. И даже незначительное микробное загрязнение в готовом продукте может вызвать бурное развитие микроорганизмов, что в конечном итоге является потенциальным риском для здоровья», — отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории промышленной токсикологии Галина Эрм.
Кроме общего количества микроорганизмов, в микробиологической лаборатории проверяют наличие в готовой продукции условно-патогенных микроорганизмов, таких как стафилококк, кишечная палочка, синегнойная палочка, а также плесневых и дрожжепободных грибов. Микробиологическое исследование занимает пять суток. На шестые сутки специалисты выдают результат.
«Серьезные требования предъявляются и к содержанию химических примесей в косметической продукции. В первую очередь контролируется содержание токсичных элементов, таких как свинец, мышьяк и ртуть», — рассказывает ведущий научный сотрудник НПЦ гигиены.
Для этого образец сжигается в муфельной печи, затем готовится раствор определенной концентрации в модельной среде и на спектрометре проверяется содержание токсичных элементов.
«Важным санитарно-химическим показателем, характеризующим как гигиеническую безопасность, так и качество продукции, является показатель концентрации водородных ионов (рН), определяемый на следующем этапе», — говорит Галина Эрм.
Затем эксперты НПЦ гигиены приступают к испытаниям по токсикологическим и клинико-лабораторным показателям. Они изучают раздражающее слизистые оболочки глаз, а также раздражающее кожу и сенсибилизирующее или аллергенное действие косметической продукции.
«Из анализа опубликованных достаточно обширных статистических данных вытекает, что в 5−10% случаев возникновения первичных токсических и преимущественно аллергических поражений кожи и слизистых оболочек у населения причиной являются косметические средства», — подчеркивает ведущий научный сотрудник НПЦ гигиены.
При этом испытания токсикологических показателей проводятся как на животных разных видов (белые крысы, кролики), так и альтернативными методами.
«Разработанных и действующих альтернативных методов определения раздражающего действия косметики на кожу в Беларуси пока нет. В то же время наш центр может исследовать раздражающее действие косметической продукции на слизистую оболочку глаза на хориоаллантоисной мембране куриного эмбриона, а общетоксическое действие некоторых видов косметики — с использованием культуры половых клеток крупного рогатого скота, замороженных в парах жидкого азота, а также с помощью люминесцентного бактериального теста», — рассказывает Галина Эрм.
Однако, по ее словам, полностью перейти на альтернативные методы тестирования косметики, как это сделали некоторые европейские производители, Беларусь не может.
«В Беларуси недостаточно альтернативных методов тестирования косметики, чтобы полностью перейти на них. К тому же на сегодняшний день мы не можем с уверенностью сказать, что альтернативные методы нам могут полностью заменить животных. Если альтернативным методом мы получаем отрицательный результат, то должны обязательно повторить эксперимент на животных. Иногда получается совершенно противоположный результат», — отмечает ведущий научный сотрудник НПЦ гигиены.
Руководство НПЦ гигиены отказалось показать нам виварий, где косметика и парфюмерия тестируется на животных, сославшись на то, что «там действует особый пропускной и санитарный режимы».
На последнем этапе косметическая продукция испытывается на волонтерах.
На марлевую подложку наносится навеска испытуемого образца. Она прикрепляется и фиксируется на внутренней поверхности предплечья волонтера. Рядом на участке кожи прикрепляется такая же подложка, но уже с контрольной пробой — дистиллированной водой.
Через сутки пробы снимаются. Эксперт проверяет реакцию кожи на покраснение, высыпания, раздражение. Затем ставится вторичная провокационная пробы еще на одни сутки с последующим наблюдением за реакцией кожи в течение двух дней.
Если при исследовании продукции по одному из показателей получен отрицательный результат, то обязательно проводятся повторные испытания. Если и при повторном исследовании получается отрицательный результат, то продукция признается не соответствующей требованиям безопасности.
Но, по словам сотрудников НПЦ гигиены, такое случается редко.