Кто в белорусской семье пан, а кто батрачка?

Источник материала:  
17.12.2015 19:16 — Новости Общества


На что тратят свое время жители Беларуси? Ответ на этот вопрос в течение целого года — с апреля 2014-го по март 2015-го — искал Национальный статистический комитет, организовавший специальное исследование, в котором приняло участие 6 тысяч семей. Подобные исследования проводились в 1990 и 2004 годах, но тогда они были менее масштабными.

Кто в белорусской семье пан, а кто батрачка?


Оказалось, что на работе мужчины и женщины проводят почти одинаковое количество времени, а вот по дому женщина трудится в два раза больше.

Треть времени (около восьми часов) жители Беларуси тратят на оплачиваемый труд, ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Пятая часть времени остается на свободное время и на отдых.

Примерно четверть населения работает по выходным. «Это нормальная закономерность, которая вкладывается в общемировые тенденции. Это связано со скользящим графиком на некоторых производствах, со сферой обслуживания. Многие, кто работает в выходные, позволяет себе отдыхать в будние дни», — отметила заместитель председателя Национального статистического комитета Елена Кухаревич.

Мужчины работают в среднем на 45 минут больше женщин. А женщины уделяют вдвое больше времени ведению домашнего хозяйства — 4 часа 30 минут и 2 часа 20 минут соответственно. Любопытно, что на приготовление пищи мужчины тратят в среднем 14 минут в день, а женщины — 1 час 13 минут. На мытье посуды у мужчин уходит 4 минуты в день, а у женщин — 23 минуты.

Готовят еду 90% женщин и 44% мужчин, 83% женщин и 31% мужчин моют посуду, 82% женщин и 44% мужчин занимаются уборкой.

Мужчины более склонны к выполнению работ, связанных со строительством и ремонтом. Также в их круг интересов входит автомобиль, содержанием и ремонтом которого в семьях занято 18% мужчин (женщин — 1%).

Кто в белорусской семье пан, а кто батрачка?


«Ведение домашнего хозяйства включает и уход за детьми. Исследования показали, что женщины больше уделяют времени присмотру за детьми — более 2 часов в сутки, мужчины — 38 минут, — сказала Елена Кухаревич. — Но при этом основное время при уходе за детьми уделяется физическому уходу. Обучению и воспитанию и женщины, и мужчины уделяют мало времени — 9 минут в день женщины и около 2 минут — мужчины».

Характерно, что когда дети маленькие (до 10 лет), ухаживают за ними 78% женщин и 59% мужчин. При этом обучением детей и их воспитанием занимаются 61% женщин и 45% мужчин.

Женщины на домашнее хозяйство и уход за детьми до 10 лет тратят ежедневно 5 часов 43 минуты, а мужчины — 2 часа 14 минут. Непосредственно маленькими детьми женщина занимается 2 часа 6 минут, на передвижения по семейным делам у нее уходит 30 минут. У мужчин — 38 и 20 минут соответственно.

В среднем свободного времени у женщин на 51 минуту меньше, чем у мужчин, в выходной день мужчины на полтора часа отдыхают больше.

Около 46% времени — 11 часов 3 минуты в сутки — мужчины и женщины тратят на личный уход, в основном, на сон.

Кто в белорусской семье пан, а кто батрачка?Очевидно, что именно женщины занимаются бытом, хотя работают наравне с мужчинами, отметила в комментарии для Naviny.by председатель Белорусской женской лиги Нина Стужинская.

При этом ситуация за последние годы фактически не изменилась, что может свидетельствовать о доминировании в Беларуси патриархального типа отношений в семье, когда «женщина по признаку принадлежности к полу находится с рождения на позиции обслуги».

«Ничего не поменялось. К сожалению, Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь является лишь декларативным документом. Понятие «гендерное равенство» не дошло до низов, то есть до обычных людей, которые не занимаются этим вопросом профессионально. Как результат — традиционные роли мужчины и женщины в семье», — отметила Нина Стужинская.

По ее словам, исследование показало, «кто в белорусской семье пан, а кто батрачка».

Нина Стужинская привела в пример роли женщины в рекламе, в значительной части которой она выступает как человек, обслуживающий семью:

«Когда рекламируют порошок и говорят, что благодаря ему у мамы нет проблем со стиркой, я удивляюсь. Почему это мамина проблема? Ведь нажать кнопку на стиральной машине может любой, взрослый мужчина уж точно. Или еще вариант рекламы — мужчина сидит за столом, женщина вокруг него суетится. Распределение ролей очевидно».

Нина Стужинская полагает, что необходимо изменить визуальный ряд современных медиа, не использовать гендерно ассиметричные образы.

«Мне кажется, что люди, находящиеся у власти, знают о гендерных правах. Необходимо менять сознание, понимание роли в семье у обычных женщин и мужчин. Если они смогут наладить партнерство, это поспособствует гармонии в семьях. Иначе что такое для семьи и общества замученная усталая женщина? Несправедливое распределение обязанностей и времени на работу по дому в семье — это угроза для ее благополучия и плохой пример для детей», — заключила Нина Стужинская.




Елена СПАСЮК

←Для пенсионеров отменят льготу по транспортному налогу

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика