"Сяляне асталіся давольны, дзякуюць". Зрители и киномеханик вспоминают, как в деревни возили кино

Источник материала:  
17.12.2015 13:02 — Новости Общества

В послевоенные десятилетия по районам Беларуси активно путешествовали кинопередвижки, а первые киномеханики приехали в наши села намного раньше — еще в 1926 году. Специально ко дню белорусского кино Белгосархив кинофотофонодокументов разыскал видео о том, как искусство и пропаганда добирались в деревни, а TUT.BY поговорил со зрителями и бывшим киномехаником.


Зрители: «Как так выходит, что бобины — круглые, пленка — черная, а на экране — люди?»

Популярным явлением в белорусской деревне кинопередвижки стали в послевоенные десятилетия.

— Хата у нас была большая. Мы отодвигали мебель, ставили скамейки — и наши, и от соседей приносили. Люди сходились и с нашей деревни, и с соседних. Если какая «завея», батька сам собирал на лошади людей с хуторов, — рассказывает Александра Бурина про родную деревню Селищи Докшицкого района Витебской области. Сейчас в Селищах не осталось ни одной жилой хаты, а когда-то туда приезжало кино.


Для иллюстраций использованы скриншоты из архивных видео, предоставленных БГАКФФД

Александра родилась в 1951 году. Помнит: когда училась в четвертом классе, к ним в дом впервые приехала кинопередвижка. Отец, Петр Таргонский, был бригадиром — у него в доме и устраивали киносеансы. Каждый приезд кинопередвижки был радостным событием для всей округи. Кино привозили на лошади.

— С самого начала, я помню, механик еще крутил киноустановку рукой, показывали немые фильмы — запомнились только про Чарли Чаплина. Потом уже кино стало «крутиться» от электричества. Первые сеансы были бесплатными, потом киномеханик стал продавать билеты. Но наша семья могла смотреть кино бесплатно, потому что передвижка останавливалась у нас, — рассказывает Александра.

Собеседница помнит, что перед сеансами старательно прибирались в доме. После них — тоже.

— Половики самотканые выносили из «зрительного зала», а после кино драили полы березовыми вениками. Людей приходило много, все обутые, на улице грязь. Но нам все это было в радость — такое событие! По субботам фильмы привозили под вечер. На стену вешали простынь — для экрана, окна занавешивали темной тканью.

Александра вспоминает, что очень любила, когда привозили детское кино, особенно про пионерские лагеря. Еще детям казались очень красивыми платья и прически у актрис в немецких фильмах.

— Но поначалу мы, дети, пытались понять: как так выходит, что бобины круглые, пленка черная, а на экране — люди? Заглядывали и под экран, и в глаза киномеханику. Не понимали, что к чему — пока отец хорошо не объяснил.


— В последний раз к нам домой кинопередвижка приезжала, когда я училась в шестом классе. А в районный кинотеатр мы никогда не ездили — не до того было, — вспоминает Александра. — А тут, в своей деревне, — и молодые, и старые шли в кино, и больные. Наша бабуля Фрося, бывало, придет, смотрит сразу несколько фильмов — грозит тросточкой детям, которые балуются. А как же — надо было, чтобы кто-то присматривал.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (11.25 МБ)

Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 25, 1949 г., реж. Ю. Стальмаков, опер. В. Пужевич; киностудия «Беларусьфильм».

Видеоматериалы подготовлены главным архивистом отдела научного использования документов и информации БГАКФФД Еленой Полещук.

Архивное видео конца сороковых вспоминает, как искусство добиралось до колхоза «Красный хлебороб» в Гомельском районе. Привез его Константин Яшенко, которого признали лучшим киномехаником года. Сначала — идеологическая беседа, потом — танцы (киномеханики были часто еще и массовиками-затейниками), а после — кино про Константина Заслонова.

Наталья Лычавко родилась в 1961 году в Гомельской области. В двадцати километрах от Речицы, в деревне Березовка, жили обе ее бабушки — там до тринадцати лет проводила каждое лето. Кинопередвижка приезжала в березовский клуб.

— Клуб был — та же хата, только большая и без перегородок. Бабушка давала мне пять копеек на билет. Людей набивалось: сидели на стульях, на полу, кто как мог. Кино показывали вечером, в темноте. Когда были маленькие, мы даже засыпали иногда к концу фильма. Тогда будят уже: «Идите домой!». Иногда были фильмы «для взрослых» — нас на них не пускали, но мы тихонько просачивались или подсматривали в окна. Да тогда «для взрослых» — это означало максимум, что целуются на экране, — вспоминает Наталья.


Фильм в цвете собеседница увидела позже — когда была постарше, в речицком кинотеатре. Говорит, сообразила, что кино цветное лишь минут через пятнадцать после начала — и поразилась.

Наталья припоминает напоследок: в Березовке, да и не только, киномеханика называли «кинщик». В народе ходила шутка: «Кина не будет — кинщик спился».

Киномеханик: «После индийских фильмов бабушки выходили и плакали»

Игорь Семашкевич в киновидеосети города Дятлово, что в Гродненской области, проработал полвека. В 1965 году окончил училище киномехаников. Сразу после учебы поехал заменять отпускника на кинопередвижке — катался с ней по деревням два месяца.

— За кинопередвижками закреплялись сельские советы. Мы работали в Ляховичском, на окраине района, который еще был неэлектрифицирован. Приходилось ездить с передвижным генератором, который вырабатывал электроэнергию. В одном сельском совете у нас было шесть точек, где показывали кино: в школах и в клубах.

С киномехаником ездил моторист — его обязанностью было следить за работой электростанции. Она, кстати, была увесистой — не меньше шестидесяти кило. Когда деревни электрифицировали — должность моториста упразднили, но киномеханик все равно ездил с помощником.


— Киномеханик был своего рода культработником, не только кино показывали. В деревнях же света не было — кто при лампе, кто как. А мы приезжали, включали свет, проводили танцы. Проигрыватели были примитивные, наподобие патефона, — рассказывает Игорь Семашкевич.

В комплект передвижной аппаратуры входили кинопроектор, усилитель, громкоговорители, трансформатор. За технику киномеханики отвечали серьезно, за порванную пленку были большие штрафы.

Билет на селе стоил 20 копеек для взрослых и 5 копеек — для детей, 10 копеек — сеанс документальной хроники.


— Фильмы про войну пользовались спросом. Еще — индийские, помню, был такой «Цветок в пыли». После индийских фильмов бабушки расходились — плакали, — вспоминает киномеханик. — По колхозам возили еще и сельхозфильмы — на них приходили механики, водители, животноводы. Темы: по охране труда, пожарной безопасности…

Порой к фильмам прилагались рекламки с названиями, иногда киномеханик вписывал в так называемую «безымянку» название и дату сеанса.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (17.77 МБ)

Кинофильм «Даешь кино!», 1969 г., реж. В. Винников, опер. Ю. Иванцов, Ф. Осипов; киностудия «Беларусьфильм».

В документальном фильме конца шестидесятых — история о том, как появились самые первые кинопередвижки. Еще в феврале 1926 года газета «Звязда» сообщала о том, что по деревням разошлись 25 политтракторов — так они назывались в те годы. «Восьмой съезд партии принял решение: кинематограф необходимо использовать для коммунистической пропаганды. „Даешь крестьянам кино!“ — стало одним из главных лозунгов культпросветработы в деревне», — сообщается в киноленте. Тут же — интервью с одним из первых белорусских киномехаников.

Показывают кинематографисты и дневники первого киномеханика. "Сяляне асталіся давольны, дзякуюць", — описывал он киносеансы.

Несмотря на то, что архивные кадры еще 1949 года показывают автомобильную передвижку, собеседник вспоминает: в обычной жизни киномеханики ездили на лошадях аж до начала семидесятых. Или бригадир подвозил «киношников» к деревне, или лошадью управлял моторист, а потом ее возвращали в колхоз.

Позже кинопередвижки заменили стационарными пунктами на селе. В Дятловском районе их было в лучшее время до семидесяти трех:

— На стационаре кино показывали через день. Карманы рвались от копеек!


По поводу шуток о киномеханиках Игорь Семашкевич смеется: было и такое.

— И киноаппаратные будками называли. Но тоже звучит не совсем приятно. Другой раз парируешь: «Будка — у собаки!».

На просьбу назвать главные различия между кино на селе в давние годы и сейчас бывший киномеханик говорит так:

— Тогда была кинопленка, а сейчас в районе все на цифре. Тогда был поток зрителей, а сейчас его нет. Вот и различия.

←Генеральное консульство Польши в Гродно в праздники будет работать в сокращенном режиме

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика