МАТЬ С СЫНОМ… НЕМОЕ ПРОЩАНЬЕ
Мы продолжаем серию публикаций о памятниках, прославляющих подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Память — это удивительное свойство живых, их умов и сердец, которое связывает поколения между собой незримыми нитями.
…Среди множества подобных мемориалов нет для меня роднее, чем этот. Он находится в агрогородке Заболотье Осиповичского района — приблизительно в ста километрах к юго-востоку от Минска.
Стоят в одиноком и горьком молчанье
Мать с сыном… Немое прощанье.
Закованы в камень — как сердце в тот миг,
Когда дом родной покидал фронтовик.
По возрасту — молод, но не по годам
Серьезны глаза: «Жизнь — Отчизне отдам!..».
Ведь он понимал в тот момент, на что шел…
А маме сказать это — слов не нашел.
Он ей обещает вернуться с войны,
Как с жатвы полей, — подустав, но живым.
И боли не знавшим, и кровь не пролившим –
Лишь только Берлин покорившим.
…А сколько же дом свой покинуло их –
Навечно живых, навсегда молодых!
На постаменте в форме куба установлены фигуры солдата и женщины-матери. На гранитной плите надпись: «Вечная память и слава землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Памятник был установлен в 1971 году. Автора монумента, увы, установить не удалось.
«Мадонна с ребенком»… Позвольте применить эту фразу к образу этой старушки, провожающей на войну своего взрослого сына.
Образу мамы и ее ребенка еще в Средневековье посвятили свои творения многие великие авторы. Наиболее известными на эту тему являются работы Рафаэля Санти, кисти которого принадлежит более четырех известных десятков подобных двойных портретов.
В этом ряду и «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, или «Мадонна Литта», получившая современное название в каталоге Эрмитажа по имени последнего владельца картины.
…В пасть жестокой мясорубки войны попадали все без разбора — молодые и старики, женщины и дети, целые семьи. Миллионы покалеченных судеб… Представив это, осознаешь, какой ценой досталась нашему народу Победа в той войне.
И трудно даже предугадать, какую написал бы картину итальянский художник по мотивам собирательного образа, который лег в основу памятника в небольшой белорусской деревне… Была бы она настолько правдоподобной и откровенной?
Некогда, накануне Дня Победы, меня и моих одноклассников — девятерых мальчуганов-четвероклассников Протасевичской средней школы — возле этого памятника принимали в пионеры. Помню, как мы, сосредоточенные, серьезные, слушали в тот день рассказы ветеранов Великой Отечественной о войне. А после того как нам повязали пионерские галстуки, мы самостоятельно, втайне от всех, отправились на поиски уничтоженной нацистами вместе со всеми жителями деревни Репище, о трагедии которой слышали от взрослых.
Ныне из всех моих земляков — ветеранов той войны остался жить лишь один человек. Это фронтовик Григорий Михайлов — годы забрали остальных…
Раньше на площадке перед памятником были еще и чугунные плиты с фамилиями и инициалами жителей всех близлежащих деревень, погибших в годы Великой Отечественной. Сегодня тех плит здесь нет. В начале 2000-х, «на заре миллениума», их похитили вандалы и… сдали на чермет.
Вопиющее кощунство?.. Не то слово.
Этот памятник — о тех, кого забрала война, о материнском горе. Наверняка и в вашем населенном пункте есть свой обелиск, монумент, братская могила… Придите туда — хотя бы на пару минут. Подумайте о тех, кто пережил войну, и о тех, кто не дождался победного ее окончания. Помолитесь за их упокоение, мысленно поблагодарите их за мир, в котором мы живем. Ведь на мемориалах, родись мы в другое время, могли бы быть наши имена…
Старший лейтенант Евгений Довгаль, «Ваяр», dovgal@mod.mil.by, фото автора