Энтузиасты мечтают сделать Кобрин столицей малой авиации
Военного аэродрома в Кобрине нет уже более десяти лет. Последней на нем базировалась 65-я транспортно-боевая вертолетная база. Ее вначале реорганизовали в эскадрилью, а затем вообще расформировали. После этого территория аэродрома была отдана под частную застройку. Но спустя годы здесь остались те, кому от прежних военлетов передалась любовь к авиации. В числе их житель Кобрина Анатолий Карпович. Владелец небольшой частной фирмы, которая дает средства на жизнь и любимое хобби.
Анатолий Степанович увлекается малой авиацией. Приобщил к этому делу несколько друзей. Недалеко от Кобрина построили просторный ангар, в котором сегодня хранятся два мотодельтаплана. Чтобы обозначить серьезность своего хобби, официально зарегистрировали объединение любителей авиации и авиационного спорта, которое называется «Пятый океан».
Появилось оно в нынешнем году, а за плечами Анатолия Степановича уже многолетний опыт полетов на легкокрылых аппаратах. И не только над Кобрином.
Мотодельтаплан легко разбирается и собирается. В разобранном виде его параметры уменьшаются до шести метров. С таким грузом можно путешествовать на любые расстояния, а непосредственно в районе полетов на сборку аппарата уходит примерно час — любуйся местными пейзажами, пока не надоест.
А можно и на своих крыльях добраться, куда надо. Одной заправки хватит, чтобы от Кобрина долететь до Минска. Крейсерская скорость 80 километров час. Можно подняться на высоту и до четырех километров. Но там не совсем уютно, поэтому предпочтительнее всего один километр. Для совершения любого полета необходимо еще заблаговременно подать заявку в РУП «Белаэронавигация» с указанием места и времени полетов.
Летом нынешнего года Анатолий Карпович принимал участие в большом авиационном фестивале «Небо выбрало нас», который состоялся на аэродроме под Гродно.
Со всей страны здесь собрались десятки любителей и фанатов малой авиации. Мероприятие получилось зрелищным и интересным. А самое главное — убедило, что единомышленников в стране много, а значит и у их хобби большое будущее.
Хотя, как признается Анатолий Степанович, у нас в республике малая авиация находится пока на стадии развития, и эта стадия очень затянулась. Значительно дальше продвинулись польские коллеги и прибалтийские. Возможно потому, что даже сверхлегкая авиация все-таки дело дорогостоящее и далеко не каждый может им заняться.
Чтобы получить необходимые навыки управления летательным аппаратом, надо пройти строгую медицинскую комиссию, а затем обучение в специализированном учебном заведении, который находится в Минске. Кроме того, налетать на занятиях определенное количество часов. И только после этого будут вручены документы на право управления аппаратом.
По словам Анатолия Степановича, раньше этому обучали в ДОСААФ, инструкторами являлись бывшие военные летчики. Когда все начиналось в Кобрине, один из них — Валерий Дубрайлов — закупил около десятка мотодельтапланов. Жил мечтой, что город станет столицей сверхлегкой авиации, планировал заниматься обучением молодежи и коммерческими полетами. К сожалению, очень рано оборвалась его жизнь. Не стало и еще одного энтузиаста, Петра Васильева, которого Анатолий Карпович называет своим учителем.
Так что дело это не простое и не безопасное. Как вспомнил в разговоре наш собеседник, испытать это пришлось ему самому. Во время одного из полетов почувствовал какой-то удар. Мотодельтаплан сильно встряхнуло. Можно было подумать о столкнувшейся с аппаратом птице, но рядом их не было. Хотел садиться на поле. А потом все-таки решил тянуть до своего аэродрома. Долетел без приключений.
Долго с напарником ломали голову, что могло случиться. И объяснение происшествию нашли. На заднем сиденье перед взлетом осталась шапка, потоком воздуха ее подняло и бросило на винт. Хорошо, что все обошлось.
В объединении любителей авиации и авиационного спорта «Пятый океан» сегодня насчитывается около десяти человек во главе с Анатолием Карповичем и Андреем Кошкиным. Они очень надеются, что со временем желающих войти в объединение будет больше. Об этом мечтали их учителя, подготовившие достойных последователей.
Анатолий Степанович рассчитывает, что ему удастся подобрать таких же фанатично преданных малой авиации учеников.