Дорогой крюк через Беларусь. Российские авиакомпании теряют время и деньги, облетая Украину
Прошло больше месяца с тех пор, как украинцы и россияне полностью прекратили авиасообщение друг с другом. А со вчерашнего дня ситуация усугубилась: с 26 ноября Украина запретила российским авиакомпаниям пролетать над украинской территорией даже транзитом. Теперь некоторым российским перевозчикам приходится делать крюк через Беларусь. TUT.BY посмотрел, как теперь летают самолеты по нескольким направлениям, и подсчитал, во сколько примерно им обходится полет над нашей страной.
Рейс Москва — Кишинев: на час дольше в воздухе
Запрет особенно неудобен для тех авиакомпаний, которые летают в Сербию, Болгарию, Румынию и Молдову. Если раньше, например, из Москвы, туда можно было долететь фактически по прямой, то теперь российским самолетам приходится в прямом смысле круги наворачивать.
Запрет полетов через воздушное пространство Украины увеличил продолжительность трех рейсов «Аэрофлота» — сообщили TUT.BY в пресс-службе авиакомпании.
Пассажиры теперь на пять минут дольше летят в Тиват (Черногория), на двадцать минут — в Бухарест (Румыния) и на целый час дольше — в Кишинев (Молдова).
Сегодня, 27 ноября, рейс «Аэрофлот» в Тиват выглядел вот так:
Вот так летел самолет из Москвы в Бухарест:
И вот так — в Кишинев:
Выходит, что пассажиры «Аэрофлота» из России и Молдовы вместо двух с небольшим уже сейчас проводят в полете больше трех часов.
Пока соседи бранятся. Сколько стоит пролететь над Беларусью?
На вопрос об убытках из-за необходимости наматывать сотни лишних километров пресс-служба «Аэрофлота» молчит. Но кое-что можно посчитать самим.
Новое положение дел «влетит в копеечку»: помимо дополнительных расходов на топливо, российским авиакомпаниям приходится еще и платить за полет над странами, которые раньше не значились в маршрутах.
Крюк над Беларусью для рейсов из Москвы составляет примерно шестьсот километров. А за каждый километр, на котором самолет «ведут» белорусские диспетчеры, авиакомпаниям приходится платить. Методы, по которым рассчитываются тарифы на аэронавигационное обслуживание, можно найти на сайте «Белаэронавигации».
Сто километров полета над Беларусью обходятся в 43,16 евро (из которых 43 евро — это белорусская ставка, а 0,16 евро — тариф от европейских служб Eurocontrol), однако это не конечная цифра.
При расчетах тарифа учитывается не только расстояние, которое пролетает авиакомпания над Беларусью, но и взлетная масса. Летать над страной на более тяжелом самолете — дороже.
О каком же порядке цифр идет речь? Возьмем в расчет только рейсы, которые припомнил в ответе российский перевозчик.
Например, в Кишинев «Аэрофлот» летает самолетом Airbus А320−214. По подсчетам TUT.BY, полет одного такого самолета над Беларусью (в одну сторону — шестьсот километров) обходится для авиакомпании примерно в 320 евро. Самолеты «Аэрофлота» из Москвы в Кишинев летают по два раза в день. Учитываем обратные рейсы, умножаем 320 на 4 — выходит, что только с этого рейса за пролет над Беларусью придется заплатить 1280 евро в день и почти 9000 евро в неделю.
Из Москвы в Тиват (Черногория) у «Аэрофлота» — ежедневные рейсы, раз в день, чаще всего — самолетом Sukhoi Super Jet 100−95 В. Шестьсот километров над Беларусью для такого самолета обходятся примерно в 250 евро. Туда — обратно — примерно 500 евро, за неделю — примерно 3500 евро.
Из Москвы в Бухарест «Аэрофлот» летает раз в день — ежедневно на самолетах Sukhoi Super Jet 100−95 В и на Boeing 737−800 по понедельникам и пятницам. С обоих самолетов это еще примерно 4800 евро в неделю.
Выходит, что только полеты «Аэрофлота» по трем направлениям могут принести около 17 300 евро за неделю. А вынужденно делают крюк, залетая в Беларусь, и другие российские авиакомпании.
Подсчеты от белорусских авиационных специалистов насчет того, насколько больше рейсов стало в белорусском небе, TUT.BY рассчитывает получить на следующей неделе.