"Сгущеночный", "Нефтяной", "Шоколадный". Скоро в Беларуси появятся креативные туристические маршруты
В Беларуси появятся исторические, гастрономические, экологические, детские, промышленные и другие увлекательные маршруты. Создаются они в рамках программы Belarus N. «Мы будем развивать экономику впечатлений, которая ориентирована на ощущения туриста, — говорят инициаторы проекта. — Во всем мире „креативная экономика“ приносит большие доходы».
TUT.BY побывал на презентации республиканской инновационной программы «Belarus N» в Гомеле.
Из Беларуси неизвестной — в Беларусь новую
Этот туристический проект — уникальный для Беларуси. Его организаторы — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и коммуникационное агентство «Группа НЭФ» — разработали первую в стране комплексную программу по развитию индустрии путешествий. Помимо того, что проект сработает на туристическую привлекательность страны, уверяют они, так еще и сулит экономические выгоды.
В Гомельском облисполкоме прошло совещание, в котором инициаторы проекта предложили представителям местной власти, руководителям предприятий и турфирм обсудить свое участие в нем.
— Мы делаем ставку, прежде всего, на внутренний туризм, который откроет многим собственную страну. «Белоруснефть» готова превратить свои 554 заправки, которые ежедневно посещают 350 тысяч автомобилистов, в информационные туристические центры, — сказал заместитель генерального директора «Белоруснефти» Сергей Каморников. — Совместными усилиями нам предстоит преобразить ныне неизвестную Беларусь и представить миру новую Беларусь.
Инициаторы программы отметили, что минчане мало путешествуют по другим регионам своей страны. А жители областей ездят за впечатлениями разве что только в столицу. По количеству же выданных шенгенских виз Беларусь — впереди планеты всей: то есть деньги активно вывозятся из страны, тогда как и здесь можно создать для туриста такие условия, чтобы ему было комфортно и интересно путешествовать и узнавать что-то новое.
Проект рассчитан на людей со средним и выше среднего доходом. По подсчетам создателей программы, вкладывать деньги во впечатления готовы примерно 500−600 тысяч белорусов.
Вторая целевая аудитория — зарубежные гости, но они приедут сюда только после того, как будут созданы и отработаны тематические маршруты и вся необходимая инфраструктура.
Помимо тематических маршрутов, Belarus N предлагает также и спонтанные путешествия. Но, собственно, цель одна — представить Беларусь современной страной с богатой историей и традициями.
— У нас более двух тысяч агроусадеб. Первоначально мы планировали организовать рекламную поддержку именно маентков, расположенных вблизи автозаправочных станций «Белоруснефти», — рассказал TUT.BY директор «Группы НЭФ» Олег Романов. — Однако нарастающий встречный интерес заставил нас пересмотреть формат проекта в пользу креативного разнообразия и нового тематического наполнения маршрутов.
Так возникла идея создать «Сырный», «Пивной», «Рыцарский», «Водный», «Банный» и другие маршруты. Все они будут брендированы в едином стиле, о чем уже говорят их названия: в одном слове (а это будет непременно прилагательное) отражена суть темы путешествия. Также маршруты будет объединять единый стандарт фирменного сервиса.
Каждое из путешествий в формате Belarus N будут стартовать с одной из АЗС «Белоруснефть». К примеру, маршрут «Сгущеночный» на стадии идеи включает в себя посещение «Музея сгущенки», мастер-класса по ее изготовлению, дегустацию, аттракционы с возможностью раскрасить банку сгущенки по своему вкусу — в целом же, предложения для туриста зависят от предпочтений владельца маршрута. А владельцем может выступить любая организация или структура, готовая поддерживать и продвигать свою местность, регион или продукцию.
— Мы отобрали первые 50 заправочных станций с максимальным трафиком, на которых хотели бы запустить первые 50 тематических маршрутов, — рассказал Олег Романов. — Там есть магазины и кафе. Мы установим тематические стеллы, которые будут рассказывать, какой конкретно маршрут отсюда начинается. Здесь же туристы смогут купить сувениры по выбранной ими тематике. По сути АЗС станет рекламной площадкой для владельца маршрута.
Стоимость билета по такому маршруту обойдется одному туристу от 20 долларов и выше.
Помимо прочего, программа Belarus N предполагает открытие первого туристического интернет-портала с рейтингом тематических маршрутов и мест отдыха, системой онлайн-бронирования и оплаты услуг. На сайте будут размещены интерактивные карты, в которых турист сможет узнать, что ждет его на объекте. Разрабатывается также и мобильное приложение «Belarus N» — навигатор по Беларуси.
Промышленный туризм — отличная статья дохода
В будущем инвестиции в белорусский турбизнес обещают дивиденды на уровне аналогичных программ в других государствах. К примеру, на заводе VW в Дрездене есть цех «Стеклянная мануфактура», куда туристов пускают посмотреть, как собираются Bentley и VW. В итоге завод получает полтора миллиона евро в год только от продажи билетов туристам, не говоря уже о том, что в фирменном магазине раскупается еще и сувенирная продукция.
— Таких примеров можно привести множество, — говорит Олег Романов. — Та же фабрика Szkło-Dekor в городе Пётркув-Трибунальский в Польше, где делают игрушки. Там старое оборудование и работников — человек 30. Но они сделали это своей фишкой. Показывают, как производят свою продукцию вручную. Предлагают туристам изучить технологию, раскрасить игрушки, которые потом можно купить. Только от посещения туристов это небольшое предприятие получает прибыль 20 тысяч евро в месяц. Во всем мире промышленный туризм — отличная статья дохода. К слову, есть предприятия, которые больше зарабатывают на производственном туризме, чем на выпуске своей продукции.
К слову, «Белоруснефть» выступает не только координатором новой информационной системы. В следующем году предприятие планирует создать и запустить свой собственный маршрут — разумеется, «Нефтяной». Туристов будут приглашать на объекты нефтедобычи, а также — в речицкий Дворец нефтяников, где есть «Музей нефти», в кафе «Черное золото» и так далее.
А на базе Березинского заповедника авторы проекта Belarus N предложили создать площадку альтернативных источников энергии, чтобы туристы, приезжая подышать свежим воздухом и полюбоваться красивыми видами, могли бы еще узнать о современных методах выработки электроэнергии.
— Турист сегодня стремится к впечатлениям. Согласно исследованиям Всемирной туристской организации, единственный бизнес в мире, который не снижает обороты, а наоборот набирает — это туристический. Прирост в нем составляет 7 процентов в год. Это бизнес впечатлений, наша задача — дать людям эти впечатления и монетизировать их, — подчеркнул Олег Романов.
У турфирм и предприятий есть вопросы
Судя по реакции представителей реального сектора экономики, присутствовавших на совещании, предприятия пока без энтузиазма восприняли идею промышленного туризма. Во всяком случае, вопросов от них практически не было.
Заместитель председателя Рогачевского райисполкома поинтересовался, во сколько молочноконсервному предприятию обойдется создание маршрута «Сгущеночный».
— Работа над проектом будет проходить в два этапа, — ответили организаторы проекта. — Первый — это разработка концепции маршрута, второй — ее внедрение. Размер инвестиций зависит от объема проекта и сложности маршрута.
На данный момент есть предприятия, которые могут быть включены в программу без дополнительных разработок. Тем не менее, нужно привлекать творческих людей в такого рода работу, говорят организаторы Belarus N, ведь «это экономика впечатлений, креативная экономика и создать без творческих людей это невозможно. Иногда глаз промышленника больше сфокусирован на выпуске продукции, а творческий человек лучше знает, как об этой продукции увлекательно рассказать путешественнику».
Представители турфирм, в отличие от представителей директорского корпуса, задавали много вопросов. Они обеспокоены тем, что этот масштабный проект вытеснит их с туристического рынка услуг. И уверяют, что тема промышленного туризма для них не нова и что они могут работать с ней самостоятельно.
— В Гомельской области есть Туровский молочный комбинат, где производят сыры, — говорит один из них. — На этом предприятии туристы могут ознакомиться с ценовой политикой, технологическим процессом, продегустировать продукцию и приобрести ее. У нас с этим комбинатом уже налажена работа.
Также он подчеркнул, что есть группы туристов, которые хоть сегодня готовы поехать на экскурсию на предприятия, но предприятия не спешат заключать договора о сотрудничестве с туроператорами.
— Поймите, мы создаем информационную систему. Мы вам не конкуренты, — пояснил Олег Романов. — Ваша задача как туроператоров — создать туристический маршрут и владеть им. К примеру, идите на фабрику «Спартак», совместно разработайте маршрут «Шоколадный» и будьте его владельцем.
Заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир Привалов отметил, что необходимо выработать комплекс мер, которые позволят развиваться в этом направлении всем турфирмам, «чтобы координаторы программы Belarus N не стали монополистами, работающими на въездной туризм».
Гипермаркет туристических услуг
Директор коммуникационного агентства «Группа НЭФ» Олег Романов в разговоре с журналистом TUT.BY отметил:
— Нас постоянно путают с турагентствами, хотя мы не имеем к ним никакого отношения. Мы создаем информационную структуру, которая позволит тем же турагентствам продавать свои продукты. То есть при коллаборации турагентства и предприятия или какой-то другой структуры появится туристический продукт, который они могут продавать в созданном нами гипермаркете туристических услуг. На данный момент в Минске продвинутые туроператоры уже создают свои продукты, которые будут продавать в рамках нашей программы.
Проект стартовал в мае 2015 года. В конце июля его инициаторы провели республиканский форум программы Belarus N, в котором приняло участие около 400 заинтересованных представителей органов власти, деловых кругов, промышленных предприятий, сферы туризма и агротуризма.
Тем временем, проект развивается и уже получил поддержку на государственном уровне, ожидается решение о включении его в Государственную программу развития туризма в Беларуси на 2016−2020 годы. Как рассказали TUT.BY организаторы проекта, к марту 2016 года начнут появляться первые тематические «петли». Сейчас ведется активная работа над их созданием. Если все пойдет по плану, уже к следующему туристическому сезону белорусы смогут оценить «новую Беларусь», получив новые ощущения от путешествий по родной стране.