«Беларусь без крайностей». О воздержании
Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Евгений Прейгерман
Вчерашние тезисы
На прошедшей неделе вновь и как никогда много говорили о реформах. Вначале медийное пространство получило сильную информационную инъекцию в виде интересных выступлений Николая Снопкова, Кирилла Рудого и Александра Заборовского на «Кастрычніцкім эканамічным форуме». Примечательны эти заявления были и содержанием, и какой-то непривычной искренностью.
В этом контексте многие с особым интересом ждали инаугурации вновь переизбранного президента и его программных заявлений. Ведь тезисы у представителей Администрации президента и Минэкономики из ниоткуда не берутся. Хотя специфика торжественного мероприятия и политический стиль Лукашенко предопределяли возможное содержание инаугурационной речи. Едва ли можно было ожидать чего-то сверхъестественного.
В то же время давно известно, что разговоры о реформах начинаются не от хорошей жизни. Такова природа человека: можно долго и в удовольствие убеждать самого себя и окружающих в безупречности даже самого безнадежного дела, но потом, когда начинает пахнуть жареным, у большинства наступает резкое прозрение. По крайней мере, если несешь какую-то ответственность за происходящее. А в Беларуси, к сожалению, жареным пахнет всерьез и с уже реальными социальными нотками.
Но в итоге вновь избранный глава государства не стал солидаризироваться с настроенной на реформы частью своих подчиненных и очень акцентированно повторил известные обществу тезисы против реформ. В общем, их риторический смысл (по крайней мере, если слушать выступление президента в отрыве от контекста экономической реальности) в том, что никаких реформ не будет.
И проблема здесь, как представляется, даже не в том, что президент отторгает реформы. Политика, как мы знаем, дело такое: что сегодня отторгается, завтра может стать нашим всем. Главная же проблема в том, что антиреформаторские тезисы, которые он высказывает, являются аргументами вчерашнего дня. Постсоветской действительности, с которой бывшие строители коммунизма столкнулись после развала их экономически нежизнеспособного образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Но с того времени накоплен массив научных знаний, который объясняет, что это за структурные реформы такие и для чего их нужно проводить. И проблема в том, что в кабинете президента громче звучат тезисы вчерашнего дня, а не этот массив современной информации.
Антон Болточко
Вынужденное воздержание
Объявленная деноминация белорусского рубля всего за пару дней успела наделать много шума. Однако с ней разобрались: с большего, это чисто техническое мероприятие. Внимание должна привлекать другая проблема: смогут ли денежные власти максимально снизить инфляцию, чтобы в очередной раз не испортить национальную валюту?
Официально Нацбанк планирует выйти на уровень прироста цен в 5% годовых только к 2020 году. До этого момента белорусы будут продолжать жить с высокой инфляцией. Согласно документам, которые сейчас готовятся на рассмотрение президенту, прогноз по инфляции следующий: в 2016 году — 12%, в 2017 году — 9%, в 2018 году — 7%. Таким образом, даже в случае выполнения прогнозных показателей, новые денежные единицы Беларуси уже к концу очередной пятилетки потеряют практически половину своей стоимости.
При этом есть все основания полагать, что приведенный прогноз страдает от чрезмерного оптимизма на фоне проводимой в стране политики.
Сдерживание цен на товары и услуги, регулируемые государством, а также неформальный контроль за остальными ценами внутреннего рынка — все это источник потенциальной инфляции. Денежная эмиссия также остается нерешенной проблемой: в 2016 году планируется увеличить широкую денежную массу (М3) на 14-18%. И если в текущем году почти 40% прирост М3 можно было оправдать девальвационными процессами, то на следующий год власти пообещали стабильность национальной валюты.
Конечно же, на торможение инфляции оказывает влияние сокращение доходов населения, но это не может стать во главу угла проводимой политики, т.к. подразумевает снижение реального уровня жизни граждан Беларуси и продолжительную рецессию ее экономики.
Есть еще государственные предприятия, которые продолжают получать кредитные ресурсы под льготный процент, что способствует раскручиванию инфляционной спирали. Вывод такого рода кредитных программ за пределы финансовой статистики через «Банк развития» (его показатели не учитываются в Бюллетене банковской статистики Нацбанка) только фиктивно улучшает показатели экономической системы страны.
Никита Беляев
Суть разделения функций государства
О необходимости реформ в Беларуси много говорили на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», которая была организована Институтом приватизации и менеджмента совместно с BEROC и Case Belarus.
Среди всех заявлений наиболее интересными с точки зрения государственного управления являются слова заместителя главы Администрации президента Николая Снопкова, который назвал разделение функций государства как регулятора и собственника одной из ключевых реформ, необходимых Беларуси. Суть предлагаемых изменений заключается в освобождении отраслевых ведомств от задачи управления подведомственными предприятиями. С этим предложением сложно не согласиться. Но сработает ли оно полномасштабно?
Разделение функций государства с позиции отраслевых ведомств действительно позволит повысить эффективность их работы за счет лишения функции хозяйственного управления. В теории такие меры должны улучшить качество подготавливаемых документов: стратегий, мониторингов, программ. Властям же это позволит сократить дополнительное количество штатных единиц и снизить расходы на эту сферу. Таким образом, с точки зрения теории госуправления, эти действия обязательно принесут положительный результат.
Что же касается подведомственных предприятий и отраслей, то, с учетом белорусских реалий, на их эффективности разделение функций государства как регулятора и собственника никак не скажется. Де-факто в большинстве случаев реальным управляющим, определяющим цели, задачи и показатели для отраслей и предприятий в Беларуси, является Администрация президента. Министерства в этом процессе исполняют лишь роль посредников. Получается, что предприятия, зависимые в своем развитии от содержания повестки дня (которая формируется в Администрации), останутся в своем нынешнем положении.
Таким образом, чтобы эта мера дала реальный результат, необходимы предшествующие ей изменения в процессе формирования повестки дня, а также в функциях президентской администрации.
Вадим Можейко
Стрит-арт: интервенция в серый Минск
Несколько лет назад было бы невозможно предположить, что белорусская столица станет местом для лучшего мирового уличного искусства. Однако в рейтинг лучших стрит-арт работ октября 2015 года попало и граффити на минской улице.
Изобразил его греческий уличный художник INO, работа называется «Человек без имени» и посвящена всем невинным жертвам смертной казни.
Современное искусство стало захватывать Минск постепенно: как раз год назад много граффити появилось на улице Октябрьской, в рамках фестиваля Vulica Brasil. С тех пор стрит-арт распространился по самым разным местам города и продолжает менять унылый облик серых панельных многоэтажек.
Например, сейчас в районе Университета культуры работает австралийско-британский уличный художник Гидо ван Хельтен, и скоро студентов будет вдохновлять монументальное изображение девушки в вышиванке, выглядывающей из-под современной одежды.
Безусловно, все это возникает не само по себе, а благодаря проекту Signal, фестивалю Urban Myths и их координатору-вдохновителю Олегу Ларичеву.
Была найдена успешная форма для арт-интервенции уличного искусства в Беларуси: частная инициатива подкрепляется государственными разрешениями (что позволяет защитить граффити от вандализма ЖЭСов), поддержкой спонсоров и посольств. В результате жизнь в Минске становится интереснее, ревитуализация советского индустриального наследия делает город более современным и европейским. Так по чуть-чуть формируется современная городская культура.
Подобные инициативы можно только приветствовать, а государству стоит на этих примерах продвигать уважительное отношение к стрит-арту.
Александр Филиппов
Страна несостоявшихся реформ
С 6 ноября состоялась инаугурация Александра Лукашенко, на которой президент в очередной раз за последние несколько недель сокрушил надежды тех, кто ожидал проведения каких-либо реформ в условиях очевидного кризиса белорусской модели развития.
В частности, была отвергнута и идея реформ в социальной сфере, которые Александр Лукашенко представил очень узко: введение платных образования и здравоохранения, а также повышение пенсионного возраста. Повышение тарифов ЖКХ почему-то упомянуто не было.
Есть мало сомнений в том, что Александр Лукашенко в курсе реальной ситуации в здравоохранении, осведомлен о глубоком кризисе образования и имеет прогнозы о коллапсе пенсионной системы в ближайшие несколько лет. Отказ властей от идеи реформ в социальной сфере носит глубинный характер и связан не только с опасениями, что они вызовут недовольство людей. Вполне вероятно, что эти опасения даже не являются основной причиной.
Во-первых, невозможность определить реальную стоимость оказываемых услуг. Это связано не только с активностью лобби, заинтересованного в перераспределении государственных средств, но и c общей социально-экономической моделью в стране. Система перекрестного субсидирования, выборочного регулирования цен, специфика составления калькуляции стоимости той или иной услуги, запутанная нормативная и налоговая база не позволяют самим поставщикам услуг определить их точную себестоимость. Проще говоря, сколько бы ни стоила одна поездка в общественном транспорте, «Минсктранс» все равно покажет убытки. Из последних примеров — странная ситуация, при которой один из колледжей признался в отрицательной рентабельности платного образования.
Во-вторых, отсутствие надежной связи между качеством и ценой услуги. Ее наличие возможно в условиях более или менее развитой конкуренции, независимых аудиторских и судебных инстанций, равенства всех субъектов хозяйствования. А это уже политические основания белорусской модели.
В-третьих, общие депрофессионализация и деградация социальной сферы, что опять-таки стало результатом развития страны. Сейчас, по-видимому, только ручное управление удерживает социальную сферу от серьезных катаклизмов.
Белорусские власти, может, и хотели бы провести какие-то изменения. Но ситуация зашла настолько далеко, что уже практически любой рецепт может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.