"Эти колонны помнят Шагала". Как идет реконструкция здания, где преподавал известный художник
Реконструкция и реставрация памятника архитектуры, в котором находилось бывшее Витебское народное художественное училище (ВНХУ), идут уже почти 2,5 года — как снаружи, так и внутри знакового для города здания. Здесь хотят создать музей истории ВНХУ.
О реконструкции дома № 5а на улице «Правды» мы рассказывали в прошлом году: работы тогда приостановились из-за прекращения финансирования.
Сейчас деньги есть — на работы выделено около 12 млрд рублей.
«В целом строители относятся к делу с трепетом, но иногда допускают обидные ошибки», — делится мнением художник, директор музея «Витебский центр современного искусства» (ВЦСИ) Андрей Духовников. Он провел для TUT.BY экскурсию по зданию, где сто лет назад кипели творческие страсти и рождались новые идеи в истории мирового художественного авангарда.
Заказчик работ — предприятие «Капитальное строительство г. Витебска», а выполняют их сотрудники «Витебскторгстроя». Над проектом будущего музея работали специалисты «Витебскгражданпроекта».
Историческое здание хотят воссоздать по плану 1923 года — этот бесценный документ хранится в областном архиве. Предполагается, что в доме будет лестница, мастерские и комнаты, отраженные в архивном документе. Но появится и что-то из ХХI века — самое новейшее оборудование.
«Это здание — не только достопримечательность Витебска, но национальное достояние. ВНХУ сделало огромный вклад в мировую культуру. Чудо уже то, что здание сохранилось в войну, дошло до наших дней. Вот эти колонны (у парадного входа. — TUT.BY) помнят Шагала. Поэтому здесь все нужно делать крайне деликатно. И строители в принципе так и относятся к реставрации. Но типичная спешка до добра не доводит. Я не знаю, как еще можно объяснить, почему недавно сбили большой кусок лепнины, который находился над крыльцом с колоннами? Вот он лежит в груде камней. И я теперь переживаю за колонны — как бы с ними чего не случилось», — говорит Андрей Духовников.
Мы идем внутрь знакового для города здания. Будущий музей займет три уровня — цокольное помещение и два этажа. Входа будет два — парадный и еще один, сбоку.
В подвале, рядом со входом, будут гардеробная, мультимедийная и другие вспомогательные помещения. На первом этаже планируют разместить несколько музейных залов, где посетители узнают о Витебске начала ХХ века и УНОВИСе. Здесь же будет находиться огромный выставочный зал.
«Он будет оборудован по последнему слову техники. Предполагается, что окна здесь будут „зашиты“. Дело в том, что для экспозиций такого высокого уровня дневной свет не нужен. Мы лелеем надежду, что в Витебске появится место, где будут выставляться работы из коллекций лучших музеев мира. Но для того чтобы сюда привезли картины, к примеру, из Лувра, нужно обеспечить все необходимые условия по их сохранению», — рассказывает Андрей Духовников.
На стене возле лестницы на второй этаж директор ВЦСИ показывает на автограф, сделанный углем: «Скорее всего, он принадлежит скульптору Заиру Азгуру, который здесь учился».
В одном из помещений — бытовка строителей. Но каждый сантиметр в этом здании — мемориальная зона. Работникам здесь ни к чему нельзя прикасаться без разрешения специалистов. Об этом напоминают таблички.
Одна из комнат на втором этаже, по предположению исследователей, принадлежала Марку Шагалу. «Мне кажется, директор училища мог занимать именно этот кабинет — самый лучший в здании, с балконом. Не исключено, что одна часть комнаты была отгорожена и в ней художник жил. А по соседству располагалась, скорее всего, кухня», — рассуждает Андрей Духовников.
В комнате за стеной по соседству могла быть мастерская Казимира Малевича. В этом помещении были созданы условия для комфорта, в частности, находилась ванна.
На втором этаже будет располагаться мемориальная часть. Собеседник отметил, что она будет условной: «Ведь сказать доподлинно, где и чей кабинет располагался — где Шагала, а где Малевича, — почти невозможно. Попытаемся частично реконструировать интерьер — по старым фото. На втором этаже планируем установить большую стеклянную стену, она будет словно портал в историю этого здания и Витебска — того, каким он был век назад».
Справка TUT.BY
Здание бывшего Витебского народного художественного училища до 1918 года принадлежало банкиру Израилю Вишняку, который построил его в 1913 году на улице Воскресенской.
В сентябре 1918 года особняк национализировали и передали художественному училищу, которое основал Марк Шагал, служивший в то время в Витебске уполномоченным по делам искусств. В том же году улицу Воскресенскую переименовали в Бухаринскую. Училище располагалось по адресу: Бухаринская, 10.
С 1918 по 1923 годы в здании размещались также мастерские УНОВИСа, Витебские свободные художественные мастерские, Витебский художественно-практический институт.
Здесь работали и жили Марк Шагал, Юдель Пэн, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Николай Суэтин, Илья Чашник и другие члены объединения УНОВИС. Позже в этом здании долгое время располагался вычислительный центр стройорганизаций.