Без копейки бюджетных денег. В минской школе-интернате открыли уникальную комнату для реабилитации
Без копейки бюджетных денег. Именно так открыли уникальную для нашей страны сенсорную комнату в седьмой вспомогательной школе-интернате Минска. Здесь учится 130 сирот, и 86 из них — особенные: у одних — ДЦП, у других — аутизм, у третьих — умственная отсталость… Современное оборудование должно помочь в их реабилитации.
— Мы даже назвали эту комнату «Волшебной», — говорит замдиректора по учебной работе Инна Черепко.
11-летнему воспитаннику интерната Никите повезло одним из первых узнать, в чем заключается волшебство. У мальчика ДЦП. Зайдя в класс, он первым делом решил «нырнуть» в бассейн с пластиковыми шариками. Ребенку нравится. А психолог говорит, что такая незамысловатая терапия, помимо прочего, помогает детям бороться со стрессом и снимать усталость.
— У нас здесь, в основном, воспитываются дети с умственной отсталостью и интеллектуальной недостаточностью. У них часто наблюдается повышенная тревожность, иногда они бывают чересчур агрессивны… А здесь они смогут расслабиться и получить положительные эмоции, — объясняет местный психолог Галина Федоринчик. — Основная цель этой комнаты — релаксация. Вторая — реабилитация. Вот видите: ребенок плетет. Это его не только успокаивает, но и помогает развивать мелкую моторику.
В сенсорной комнате создана безопасная и комфортная среда для инвалидов. Специальное оборудование оказывает комплексное воздействие на органы чувств и нервную систему и помогает детям развиваться. Весь процесс реабилитации проходит под наблюдением педагогов и психолога.
— С особенными детьми довольно сложно работать. Поэтому многие психологи, которые были здесь до меня, надолго здесь не задерживались. Но я за год нашла подход к воспитанникам. Они меня иногда и мамой называют, — рассказывает Галина.
Приглушенный свет и приятная музыка дает детям еще большую возможность релаксации. Среди дополнительных функций — ароматерапия.
После «плавания» в бассейне с шариками, воспитанник Никита идет на тактильную дорожку. Ему помогает психолог Галина Александровна. Панели с разными поверхностями оказывают массажный эффект и точечно воздействуют на рецепторы на ногах. Это помогает его мышцам расслабиться.
— У нас же все в руках и ногах. От этого очень сильно зависит наше здоровье, — говорит Галина.
Рядом другой «тренажер». Состоит он из двух панелей: одна — тактильная, другая — акустическая.
— Дети могут здесь все трогать и таким образом развивать мелкую моторику. Какие-то детали помогают им познавать мир, развивать мышление и повышать интеллектуальную активность, — описывает эффект психолог. — Здесь находятся и тренажеры для слабослышащих и слабовидящих детей. У нас есть и такие воспитанники.
Пока Никита проходил своеобразную тропу здоровья, его подруга Алина рисовала на песке, а друг Леша плел косички из ярких цветовых нитей.
— Эта сенсорная комната будет очень хорошим дополнением к тому медикаментозному лечению, которое получают наши дети, — говорит завуч интерната Инна Черепко. — Мы очень давно хотели, чтобы у нас появилась возможность для такой реабилитации. Пока шел ремонт, дети постоянно сюда заглядывали и спрашивали у нас: «Когда уже все откроется?».
«Волшебная комната» стоила школе-интернату более 150 миллионов рублей. Правда, бюджетных денег сюда практически не было вложено. Здесь говорят, что помогали добрые люди и спонсоры.
Идея оборудовать подобный зал у администрации детского дома была давно, но денег на это не было. Все изменилось, когда год назад волонтером сюда пришла Ирина Васильева.
— До этого я работала в Москве, но в прошлом году вернулась в Минск, — рассказывает Ирина. — Знаете, у каждого в жизни когда-то наступает момент, когда он начинает думать, что останется в этом мире после него. И у меня это как раз случилось. И поскольку моя мама воспитывалась в детском доме и много рассказывала мне о здешних трудностях, то я решила направить свою энергию именно на помощь какому-нибудь интернату. Вот так и попала сюда.
На вопрос: «Чем помочь?» — руководство школы-интерната ответило длинным списком из необходимого детскому дому. Ирина выбрала одну из самых сложных и дорогих просьб — сенсорную комнату.
Три месяца Ирина искала деньги: спрашивала по друзьям и знакомым, искала спонсоров в интернете. В итоге купить дорогое оборудование согласились бывшие московские коллеги волонтера: продюсеры Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Это бывшие белорусские кэвээнщики, которые сейчас работают в России.
— На ремонт помещения деньги искали, где только возможно. Многие люди помогали бесплатно: предприниматель дал материалы, строители приезжали сюда после основной работы и помогали все оборудовать, художники сделали оформление, на электропроводку нашел деньги отец Александр Якутик. Я с ним вместе училась в Академии искусств, — вспоминает Ирина. — На завершение ремонта деньги нашла администрация интерната уже через своих спонсоров.
От идеи до ее воплощения прошел почти год.
— Я удивлялась, что так много людей готовы делать добрые дела, — говорит волонтер. — Я многих из тех, кто помогал, даже в глаза не видела.
Сенсорные комнаты есть и в других детских домах Беларуси, но с таким техническим наполнением седьмая школа-интернат — первая.
— Самое главное для нас — научить детей, которые остались без попечения родителей,тому, чтобы они не боялись самостоятельной жизни. Потому что, когда ребята уходят из интерната, они все равно «кучкуются», чтобы снова быть вместе, — говорит завуч Инна Черепко. — Чтобы добиться такого результата в работе с детьми с особенностями развития, нужно прикладывать еще больше усилий. Сейчас у нас появился дополнительный и очень эффективный способ для такой реабилитации и адаптации.