Спортивная площадка почти за 2 миллиарда, козы и парни с пивом. Чем живет парк Павлова, или Мухля
На День города в столичном парке Павлова откроют самую большую в стране площадку для воркаута. Мы посмотрели на объект за день до открытия, а также проговорили с местными о территории, где когда-то была деревня Дворище, а пацаны ходили «район на район». Чем сегодня живет легендарное для жителей Малиновки и Юго-Запда место — в материале TUT.BY.
Площадка для воркаута. Новые для Минска снаряды, 110 тысяч долларов и первые посетители
Парк имени Павлова, а в простонародье Мухля, — граница двух крупных микрорайонов. Когда-то здесь было не всегда безопасно по вечерам, но со временем территорию облагородили и проблема ушла. Сейчас высвободить энергию ребятам здесь можно не столько в драке, сколько на новой площадке для воркаута.
Председатель федерации воркаута Владимир Ролич рассказывает, что на площадке примерно в 500 «квадратов» около 20 комплексов. Среди них есть не только привычные турники, брусья и шведские стенки, но и новые для города спортивные снаряды.
В первую очередь это два столба для выхода на руки, на которых можно отрабатывать различные движения.
«Также нигде в Минске нет подобной тройки, которую используют не столько для подтягивания, сколько для динамических элементов», — говорит Владимир.
В столице под открытым небом не найдешь и брусьев для перелетов — только в парке Павлова.
«Динамические элементы очень красиво на них смотрятся», — добавляет собеседник.
Еще одно отличие нового объекта — большое количество скамей для пресса. Все они расположены под разным углом в зависимости от физической подготовки человека.
Владимир уверен, что площадка будет пользоваться спросом как у профессионалов, так и новичков. Стрит-воркаут набирает в Минске все большую популярность и на такие объекты есть запрос у общества, говорит Владимир.
«Многие спрашивают, когда у нас во дворе поставят такую площадку. И социальная значимость таких объектов очень высока, поскольку это не только возможность заниматься спортом, но и реклама здорового образа жизни», — отмечает глава федерации.
Но, чтобы таких объектов было больше, нужны не такие малые средства. Например, эта площадка обошлась компании Coca-Cola в 110 тысяч долларов и является социальным проектом крупного бизнеса. Владимир считает, что это хороший пример государственно-частного партнерства.
«Но нам бы хотелось больше поддержки со страны властей, чтобы во дворах появлялось больше площадок. Пусть они будут не такими масштабными, но людям нужно дать возможность заниматься», — резюмирует собеседник.
Возможностью заниматься на новой площадке сегодня пользуются минчанин Анатолий Андреевич и его внук Ваня, которые приехали сюда на велосипедах.
«Мы живем недалеко и ходим сюда почти каждый день. Здесь все прекрасно сделали», — отмечает собеседник.
С годами намного лучше стало и в самом парке, говорит он. Правда, это касается не всего объекта.
«Не мешало бы сделать дорожки и благоустроить ту часть парка, которая ведет в сторону улицы Громова», — поясняет Анатолий Андреевич.
А пока, по наблюдениям мужчины, в неблагоустроенной части парка часто проходят пикники, на которых пиво — не редкость.
«А чтобы пили пиво в облагороженной части — я такого ни разу не видел», — говорит он.
Пустые бутылки, лошади и козы
Накануне Дня города парк и дальше приводят в порядок. Рабочие красят мусорки и лавочки, а также устанавливают биотуалеты: открывать площадку приедет руководство столицы.
Мы же направились туда, где рабочих не видно - между деревней Дворище и коттеджами.
Сейчас эта территория и правда напоминает место для пикников. Прохожих тут практически нет, местами видны следы отдыха: возле деревьев встречаются россыпи битого стекла и крышек от пива. Кое-где валяются бутылки, а более ответственные посетители парка приспосабливают под мусорные баки различные углубления.
Судя по пустой таре не только в этой мусорке, наибольшей популярностью у местных пользуется самое легкое пиво от старейшего минского производителя. Возможно, в ближайшем супермаркете на него акция.
Также мусор валяется и в канаве возле частной застройки. В 90-е годы здесь можно было встретить пасущихся коров, а сегодня тут две привязанные лошади.
Переходя дорогу, замечаем стадо коз, которые бегут на пастбище. Хозяйка рассказывает, что у нее восемь козлов и столько же животных женского пола.
Женщина говорит, что вывела на прогулку животных впервые за год, потому что сейчас находится в отпуске.
Она вспоминает, что раньше здесь был колхоз и ферма. Город пришел к ним в село, говорит она, и в таких условиях держать коз стало мучением.
Содержать коз дорого, только три миллона в год уходит на зерно, отдельно нужно ллатить за сено, поэтому хозяйка хочет продать или зарезать животных уже в этом году, а себе оставить только одну козочку.
Отказываться же от животного из-за того, что в Минске хотят запретить их содержание, женщина не собирается. Отмечает, что будет держать козу, пока Александр Лукашенко будет держать своих.
С бывшей деревней ассоциаций все меньше. Хозяйка коз вспоминает, что дом ее сестры семь лет назад снесли ради парка и установили на этом месте беседку и фонари. Но городская культура не всегда является признаком цивилизации — беседку сожгли пьяные парни, а на фонарях не осталось ни одного плафона.
Частный сектор. Колонки не для всех, «Скандинавия» и кони
Тем временем козы рванули вглубь парка, хозяйка побежала их догонять, а мы пошли по улице Курганной. В прошлом году между частным сектором и парком врезали несколько многоэтажек, которые местные называют «Скандинавией» из-за примененных при строительстве технологий.
Балконы жилья для среднего класса смотрят на дома и сараи деревни Дворище. Мужик во дворе точит косу, а работники с дипломатами возвращаются домой в «Скандинавию».
Ключи от колонок — только у местных. Просто так набрать неучтенную воду прохожему здесь не удастся.
В окне строящегося коттеджа сидит пенсионерка. На соседнем подоконнике — кот. Женщина показывает нам свои цветы и предлагает нарвать букет.
Анна живет на этом месте всю жизнь и также вспоминает деревню с колхозом. Рассказывает, что новые дома построили на месте пустыря, а вот собираются ли сносить оставшиеся частные постройки, она не знает.
«Как батька наш решит, так и будет», — говорит пенсионерка и начинает агитировать за действующего президента.
Молодые мамы, рыбаки и парни с крепким пивом
Спустившись вниз, оказываемся на благоустроенной части парка Павлова. Основные его посетители — молодые мамы с колясками, влюбленные пары и велосипедисты.
Местный житель Александр ловит на Мухле рыбу. Говорит, что вытягивает даже карасей с ладошку.
Он рад тому, что парк в этой части облагородили, а «район на район» уже не ходит.
Мы же направляемся на некогда одну из самых опасных точек парка — тропу здоровья, которая ведет под мост в районе ресторана «Батискаф».
Навстречу идут двое мужчин лет по 35. На одном из них кожаный плащ, в руках — открытая бутылка крепкого пива государственного минского завода, из кармана торчит вермишель быстрого приготовления. Он рассказывает другу, что не зря купил на ужин «Роллтон».
Марина живет на Юго-Западе с 1987 года. За эти годы парк очень сильно изменился, отмечает она. «Когда мы приехали, здесь были кволые деревца, и никому бы не пришло в голову назвать это место парком. Мухля и есть Мухля. А сейчас смотришь — деревья-то вымахали — действительно парк. В 90-е здесь разборки между „югами“ часто бывали: „Э, малэ, ты с какого Юга“, — мне тоже приходилось это слышать. По утрам раньше одни синяки на лавках сидели, и если мне вдруг хотелось выйти на пробежку, я как-то даже неловко себя чувствовала. Теперь же скорее синяки чувствуют себя неудобно. По утрам и вечерам здесь такая движуха: бег, велосипеды, скандинавская ходьба. А теперь и площадка крутая появилась. Еще бы Мухлю почистили».
На лавочке сидит пара пенсионеров. Валерий Романович и Тамара Романовна не особенно довольны благоустройством парка и считают, что здесь нужно сделать хотя бы дорожки и лавочки как в Лошицком. Также они жалуются, что речка не чищена, а фонтаны на ней не работают.
«Запустение в этом парке. Только деревья растут — вот и все», — говорят они.
Собеседники рассказывают, что не в лучшем состоянии и их Малиновка-8: тротуары разбиваются, а цветы уже никто не высаживает. Мы высказываем надежду, что исправлять это начнут.
«Может и начнут… Когда нас уже не будет», — смеются пенсионеры.
Следующая точка нашего маршрута — скульптура под мостом. Что она символизирует, местные жители не знают.
Недалеко от этого места встречаем мужчину в брендовой одежде, который выгуливает собаку. Состояние парка Николая не радует.
«Здесь нужно больше развлечений для детей. Возможно, каких-то аттракционов», — говорит местный житель.
Отмечаем, что в 12 сентября в парке откроют площадку для воркаута.
«И ее можно ведь было открыть в мае, а ее открывают осенью. Или биотуалеты они тоже привезли только на День города, а они же могут работать постоянно», — говорит он.
Не устраивают собеседника и некоторые посетители парка. Он рассказывает, что по вечерам здесь собирается много ребят с пивом и другим алкоголем. Милиция же не сильно лезет в эти дела.
«Милиция тут днем и в светлое время суток. После наступления темноты я тут никогда не видел милицию», — отмечает местный житель.
Но пьют на Юго-Западе не только в парке. Николай говорит, что этим летом в до дворе его дома на Любимова, 9 постоянно собирались компании.
«Невозможно было спать. С 10 вечера до самого утра были слышны пьяные вопли! Я вызывал милицию, но это ни к чему не привело», — рассказывает Николай, а мы приходим на конечную точку маршрута — к памятному знаку в честь мэра Михаила Павлова.
Годовалый Саша бежит по газону в сторону дороги, а его с криками догоняет бабушка. Путь мальчика на проезжую часть перекрывает металлическое заграждение, установленное к празднику.
13 сентября заграждение увезут из парка Павлова вместе с туалетами.