Пинчанин разрисовал жилой дом и опоры старого моста историческими граффити
«Сюрреалистические рисунки не всегда нравятся горожанам, а вот по поводу исторических изображений никто не высказывал недовольств», — говорит автор исторического стрит-арта в Пинске художник Евгений Сосюра. Стараниями пинчанина, в столице Полесья появились три рисунка, изображающих город в XIX и ХХ веке: два из них украсили старые опоры моста через Пину, еще один появился на боковой стене двухэтажного здания по улице Ленина.
TUT.BY узнал у художника, как после штрафа за нелегальный рисунок Боба Марли началось его сотрудничество с местными властями, а также почему не всякое граффити подойдет историческому центру города.
«Вода в Пине летом упала — лестница, на которой я рисовал, доставала до дна»
На прошлой неделе уличный художник Евгений Сосюра завершил роспись бетонного строения — старой опоры моста через Пину. Это была вторая опора, расписанная Евгением, и его третий рисунок на историческую тему в родном городе: на фоне города изображены полешуки, приплывшие на лодках на ярмарку в Пинске — за основу взята фотография начала ХХ века.
Расписанная годом ранее опора была наглядным примером того, как выглядел город в XIX веке: здесь изображен уничтоженный позже костел Святого Станислава и плывущие по реке колесные пароходы.
— Прошлую опору я сам подготавливал — не очень тщательно покрасил белым фоном. В этом году альпинисты передо мной все отштукатурили, загрунтовали и покрасили. Конечно, хорошая подготовка желательна — опоры старые, немножко разваливаются.
С росписью первой опоры, той, что ближе к берегу, трудностей не возникло. Что касается второй, которая расположилась посреди реки, для работы привлекли четырех промышленных альпинистов.
— Чтобы туда добраться, мы с альпинистами пользовались лодкой. Вода в Пине этим летом рекордно упала, поэтому лестница доставала до дна. Что касается рисунков, то мне нравится много времени тратить на работы, все прорисовывать: важно, чтобы была возможность отойти, посмотреть со стороны на свою работу — это гораздо лучше, чем ночью впопыхах криво делать.
Молодой человек рассказывает, что работа над созданием последнего рисунка заняла пять дней — художник практически не отдыхал и трудился весь день. Кстати, такой вид уличных рисунков Евгений не называет граффити: чтобы разделить направления, свои сюрреалистические работы он подписывает псевдонимом Mutus, а вот работы на историческую тематику — настоящим именем и фамилией.
— Года три назад или еще раньше я подумывал нелегально разрисовать опору с другой стороны реки — там есть возможность рисовать, стоя на берегу. Однако посчитал, что это слишком сложно, и оставил эту идею, а позже это мне предложил сделать горисполком: я показал им эскизы — фотографии старого города есть в интернете. На том и сошлись.
Расписывать третью опору старого моста через Пину Евгений не планирует: из-за выступа на поверхности это будет трудозатратным процессом, да и с набережной ее будет плохо видно — должной отдачи работа не получит.
«Хочется, чтобы люди знали свою историю — возможно, кто-то проспонсирует восстановление утраченного костела»
С началом творческой уличной деятельности у художника связана интересная история. В 2011 году Евгений Сосюра ночью нелегально расписывал бетонный забор — милиция выписала ему небольшой штраф за нарисованного без разрешения Боба Марли. Евгений связался с хозяином здания, чтобы возместить ущерб, — им оказался отдел культуры Пинского горисполкома.
— С тогдашним руководителем мы договорились, что портрет Боба Марли я закрашу. Одновременно я попросил дать место, на котором бы я мог рисовать, и милиция штрафы не выписывала, — они дали мне ту же стену. С приятелем мы брали лестницу у бабушки из соседнего дома и рисовали подручными материалами конец одного лета и кусочек второго — это был мой первый серьезный выход в город, до этого были только мелкие работы на улице.
Тот штраф Евгений называет вполне удачным, ведь именно с него началось сотрудничество художника с городскими властями. Рисунки на историческую тему он создает с помощью аэрозольных красок — достаточно баллончиков нескольких оттенков черного, серого, белого.
Еще одна работа Евгения на историческую тему в Пинске — рисунок на боковой части одного из домов по улице Ленина: с помощью снимка 30-х годов прошлого столетия Евгений изобразил, как улица, на которой расположился рисунок, выглядела почти 100 лет назад.
— Когда листал старые фотографии, увидел ту, которая стала основой для рисунка. Позже из горисполкома спросили, не хочу ли я что-нибудь нарисовать — я и предложил эту стену. Здесь изображен костел — несохранившийся памятник белоруской архитектуры середины XVII века, самый большой на то время костел в ВКЛ. В 1953 году его уничтожили — взорвали при реконструкции города и установки на площади памятника Ленину. Есть еще парочка снимков, которые хотелось бы перенести на фасады, — думаю, позже этим займусь.
Такие изображения, по словам Евгения, создаются для того, чтобы показать жителям, какая была архитектура, какими были дома, здания, люди раньше. К тому же, эти работу местные власти Евгению оплачивает: по словам художника, это говорит об их заинтересованности.
— Когда узнал, что у нас был такой костел чудесный, жалко стало, что его уже нет. Было бы намного круче, если бы он сохранился — такое интересное место для туристов. Он был как настоящий дворец — огромный, к тому же, Пинск по тем временам был очень большим городом, центром торговли с большим рынком. Хочется, чтобы люди помнили об этом и, возможно, кто-нибудь проспонсирует его восстановление.
По словам художника, в Пинске не очень много пригодных для рисования зданий. Идеальный вариант для стрит-арта — двух-трех, максимум пятиэтажные дома. Таких в Пинске немного, а рисовать на заборах молодому художнику неинтересно — заборы слишком длинные: Евгению не нравится работать с таким форматом композиции. В этом году жители, возможно, увидят новую сюреаллистическую работу за подписью Mutus — главное найти место и получить одобрение властей.
— Центр вряд ли для этого подходит: всему должно быть свое место. Некоторые эскизы — это такое безобразие, что я бы и сам не разрешил это рисовать. Конечно, мне и единомышленникам хотелось бы видеть в центре какие-то сюрреалистические работы: прикольно посмотреть на это как творческому человеку. Но большинству людей они здесь не понравятся: в историческом центре все должно напоминать об истории, и пожилые люди могут в штыки воспринять эти современные эксперименты.