В сентябре в Бресте отметят 100-летие Сергея Смирнова
Пройдя в десятый зал Музея обороны Брестской крепости, посетители сразу обращают внимание на большой портрет — немолодой человек с гладко зачесанными назад седыми волосами и легким прищуром внимательных глаз. Это портрет писателя Сергея Сергеевича Смирнова. Тут же — его фотографии, награды, личные вещи и несколько книжных томиков на разных языках, но с одним названием — «Брестская крепость».
Сегодня Брестскую крепость знают все. А когда-то о гарнизоне, который с первых часов войны попал в окружение, сражался в тылу противника, было мало что известно. Считалось, что все защитники крепости погибли. Сергей Смирнов предположил, что это не так. И оказался прав. Более трехсот участников обороны удалось отыскать писателю. Документальная повесть «Брестская крепость» (1964) стала итогом десятилетних изысканий и в 1965 году была удостоена Ленинской премии. Нынешний, 2015-й год, можно считать юбилейным для книги. Отмечает свой юбилей и ее автор: ему исполняется ровно сто лет.
Правильно ли это — вот так, в настоящем времени, говорить о давно умершем человеке?
Один из защитников крепости, Алексей Романов, писал: «Он живет в моей жизни, в жизни множества людей… в жизни матерей и вдов солдатских. Нашу любовь к нему сохранят наши дети и дети наших детей. Для него не существует прошедшего времени, как не существует его для вечно живой людской благодарности…»
С.С. Смирнов родился 26 сентября 1915 года в Петрограде. Семья Смирновых постоянно переезжала: Москва, Константиновка, Харьков. В 1932 г., когда они окончательно поселились в Москве, Сергей поступил в Московский энергетический институт. Окончив полный курс обучения, диплом защищать не стал. К тому времени он увлекся литературой, уже несколько лет сотрудничал с газетами, поэтому перешел на учебу в Литературный институт.
С началом Великой Отечественной войны С. Смирнов вступил в ряды истребительного батальона, окончил школу снайперов. В сентябре 1941 г. группу студентов-дипломников Литературного института демобилизовали для того, чтобы они сдали государственный экзамен. Летом 1942 г. Сергей Смирнов был призван в армию и направлен в артиллерийское училище. После окончания училища получил звание лейтенанта, стал командиром пулеметного взвода.
Начал писать в армейскую газету «Мужество», через какое-то время его откомандировали на службу в ее редакцию. Окончание войны капитан Смирнов встретил в Австрии. Он награжден двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
После войны работал некоторое время в той же газете, а потом вернулся в Москву и стал редактором Военного издательства Министерства обороны. До 1954 года работал в журнале «Новый мир».
В 1954 году С. Смирнов уже был автором двух документальных книг о войне: «В боях за Будапешт» и «Сталинград на Днепре». Он рассказывал: «Я уже начал подумывать о том, чтобы написать книгу, посвящённую обороне городов-героев Одессы и Севастополя, как вдруг один случайный разговор заставил меня изменить свои планы.
Однажды ко мне пришёл мой товарищ, писатель Герман Нагаев. Он расспросил меня, над чем я собираюсь работать в дальнейшем, и вдруг сказал:
— Вот написали бы вы книжку про оборону Брестской крепости. Это был необычайно интересный эпизод войны.
И тогда я вспомнил, что год или два назад мне попал на глаза очерк писателя М.Л. Златогорова о героической обороне Брестской крепости. Он был напечатан в «Огоньке», а потом помещён в одном сборнике, выпущенном в Военном издательстве Министерства обороны СССР. После разговора с Нагаевым я разыскал у себя этот сборник и снова перечитал очерк Златогорова.
Должен сказать, что тема Брестской крепости как-то сразу захватила меня. В ней ощущалось присутствие большой и ещё не раскрытой тайны, открывалось огромное поле для изысканий, для нелёгкой, но увлекательной исследовательской работы. Чувствовалось, что эта тема насквозь проникнута высоким человеческим героизмом, что в ней как-то особенно ярко проявился героический дух нашего народа, нашей армии. И я начал работу".
Работа оказалась трудной. Надо было «докопаться до того, что называется истиной, — говорил С.С. Смирнов. — Это все работа историка, исследователя, а только потом начинается работа писателя. Я осмысливаю всю оборону, ее образ».
Первую ниточку дал ему в руки М.Л. Златогоров: после опубликования его статьи один из участников обороны прислал письмо в редакцию «Огонька», и копию этого письма Михаил Львович Златогоров передал Смирнову. А летом 1954 года Сергей Сергеевич приехал в Брест уже с двумя найденными им защитниками крепости. В его записной книжке появлялись все новые и новые имена. Смирнов собирался создать на основе полученного материала два произведения: пьесу «Крепость над Бугом» и очерк «Цитадель над Бугом». Пьеса была написана, опубликована, поставлена, но дальнейшие планы изменились, когда друг и коллега Смирнова, Ираклий Андроников, уговорил его выступить на радио с рассказом о своей работе.
Практически без подготовки в течение четырех часов Сергей Сергеевич рассказывал перед микрофоном о поисках участников Брестской обороны. Запись разделили на четыре части, пустили в эфир, и после выхода радиопередач он в буквальном смысле слова проснулся знаменитым. О нем заговорила вся страна. О нем и о Брестской крепости. Стало ясно, что простой очерк не удовлетворит запросы читающей публики. Основой для первой книги о крепости — «В поисках героев Брестской крепости» — стал тот самый устный рассказ на радио.
Три года писатель вел на радио передачи о поисках неизвестных героев, потом выступал с этой темой по телевидению. Передачи эти послужили толчком для дальнейшей исследовательской работы. Со всех концов страны пошли письма: от участников обороны, их друзей и соседей, родственников погибших.
По огромной стране зазвучало имя Брестской крепости. Ее защитников теперь узнавали на улицах. А 3 января 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена первая группа участников брестской обороны. С.С. Смирнов подготовил наградные материалы. Самого писателя представили к ордену Отечественной войны І степени, но он добился отмены представления. «Наградить всех участников обороны невозможно, — сказал он. — А любой из них в сто раз больше заслужил орден, чем я».
Скромность писателя достойна уважения, но самой высокой оценки достойно и его гражданское мужество. Ведь в военные и послевоенные годы всех, побывавших в плену, считали предателями, изменниками, не выполнившими своего долга. А плен был судьбой многих защитников крепости. После освобождения им приходилось нелегко, со всех сторон они встречали самое предвзятое отношение. Сергей Смирнов — один из первых, кто поднял голос в защиту этих людей. Благодаря писателю и тем, кто его поддержал, положение бывших пленных коренным образом изменилось, их подвиг был признан всеми. Недаром в поздравлении с 50-летием защитники крепости писали С.С. Смирнову: «Для нас Вы самый близкий, самый родной Человек, наш друг, наш брат, наш отец!»
Не только те, кого судьба связала с Брестом, обязаны Сергею Смирнову благодарностью. В годы войны извещение «пропал без вести» не было редкостью. Прошло немало времени, но матери, жены, дети все еще надеялись узнать что-то о самых родных и близких людях. И надежды свои они возложили на писателя Смирнова. Писем на его имя с отчаянной просьбой помочь, найти, узнать было так много, что сам он не мог ответить на все, и ему в помощь при Радиокомитете была создана специальная группа из семи человек. Даже после смерти писателя эта группа не один год продолжала разбирать его почту.
Один из друзей Сергея Сергеевича вспоминал, что ему «не только слали письма, к нему приезжали из-за тридевяти земель, у него в кабинете можно было застать целые семьи. В его кабинете и столовой жили по нескольку дней неизвестные ходоки: вдовы, инвалиды, люди трудной судьбы». К писателю обращались за помощью в самых сложных случаях, и он никому не отказывал. Кто-то придумал, а остальные охотно подхватили шутливо-уважительное его прозвище: «комитет по делам справедливости».
Во многом благодаря стараниям С.С. Смирнова в июне 1961 года состоялся слет защитников крепости. А 25 сентября 1971 г. он приезжал на торжественное открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». В своей приветственной речи он сказал: «Молодости свойственно смотреть только вперед, у нее все в будущем. А пожилой человек то и дело оглядывается назад, на пройденный путь. И безмерно счастлив бывает тот, кто, оглянувшись, видит, что совершил нечто важное для своей Родины, для своего народа.
Дорогие друзья, защитники Брестской крепости, Вы обладаете этим самым высоким счастьем человека, самым высоким удовлетворением, потому что подвиг, который вы совершили здесь, навсегда останется в памяти нашего народа, потому что эта крепость, эта земля, политая вашей кровью, стали местом, куда приезжает нынешняя молодежь поклониться славе героев, учиться у них мужеству, умению защищать свою социалистическую Родину…
Сегодня вы присутствуете здесь при открытии величественного мемориала, который понесет в века вашу славу, ваш подвиг. Это — день вашего счастья, вашей радости. Этот монумент вознесся гораздо выше старых стен, и в этом, конечно, есть свой смысл. Ведь не крепостные стены, а крепость ваших сердец сдержала здесь врага. Не прочность бастионов, а ваша железная стойкость противостояла врагу на первом рубеже Родины. И этот монумент символизирует силу вашего духа, подвиг всего легендарного гарнизона".
Писатель принимал участие и в становлении Музея обороны Брестской крепости, открытого еще в 1956 году. Музею Смирнов передал все материалы по истории обороны, накопленные им за десять лет работы, свои записные книжки и тетради. В открытом письме защитникам крепости, которое служит предисловием к «Брестской крепости», он написал: «Теперь в крепости есть хороший музей, где полно и интересно отражён ваш подвиг. Целый коллектив научных сотрудников-энтузиастов занимается изучением борьбы вашего легендарного гарнизона, выявляет новые её подробности, разыскивает ещё неизвестных героев. Мне остаётся только почтительно уступить дорогу этому коллективу, дружески пожелать ему успеха и обратиться к другому материалу. В истории Отечественной войны до сих пор много неизученных „белых пятен“, нераскрытых подвигов, неведомых героев, которые ждут своих разведчиков…»
В дальнейшем С. Смирнов издал книгу «Рассказы о неизвестных героях», написал сценарии для фильмов «Катюша» (о медсестре Екатерине Михайловой), «Его звали Федор» (об участнике итальянского Сопротивления Федоре Полетаеве), «Семья Сосниных». У него были большие планы, он собирал материалы о 2-й Ударной армии, хотел написать книгу о Г. К. Жукове для серии «Жизнь замечательных людей».
Но 22 марта 1976 г. его не стало.
Среди его бумаг нашли неоконченную рукопись с названием «Давно и недавно» — по просьбе друзей уже неизлечимо больной писатель начал работу над мемуарами. Он успел написать только несколько абзацев.
В Москве на Новодевичьем кладбище стоит обелиск. Весь он как будто иссечен пулями, изъеден временем. Под ним похоронены вместе Сергей Сергеевич Смирнов и его жена Виргиния Генриховна.
В Москве живут сейчас их сыновья. Андрей Сергеевич — актер, режиссер, Народный артист России. Константин Сергеевич — журналист и телеведущий. Конечно, они бывают в Бресте — городе, который стал знаковым для их отца и хранит его память в названии одной из своих улиц. По желанию семьи Смирновых в Бресте будут проходить мероприятия, посвященные столетнему юбилею Сергея Сергеевича.
Сотрудники мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» примут в них самое деятельное участие. В сентябре 2015 года в Музее обороны Брестской крепости пройдет конференция и вечер памяти С.С. Смирнова.
О Сергее Смирнове белорусский писатель В. Быков сказал: «Он был храбрым солдатом на поле боя и бескомпромиссным бойцом в литературе, в которой его утвердило беспредельно обостренное чувство гражданственности, неразрывной слитности своего „я“ с судьбами страны и людей, которые более других заслужили уважение и нуждались в помощи… Он всегда был активен, пристрастен, в высшей степени чужд разъедающего человеческую личность равнодушия, его благородное сердце клокотало любовью и гневом. Он был из тех людей, которых возможно либо любить, либо ненавидеть. Его любили».