"Дневник матери солдата". "100 дней до приказа"
Августовский выпуск «Дневника матери солдата» символический: вчера в армейские будни сына ворвался праздник — 100 дней до конца службы. Или, как раньше говорили: «100 дней до приказа».
Мы в этот день не созванивались, но я отлично представляю, как сын и его сослуживцы радовались! Дождались святой для каждого солдата даты: 100 дней до увольнения. В целом на заставе 12 парней, кому осенью домой.
Не знаю, как другие матери мальчишек одного с Лешей призыва, а я на радостях все ж послушала незатейливую песенку «Сто дней до приказа». И взялась читать одноименную повесть Юрия Полякова. Сильная вещь, много глубоких психологических моментов из поведения солдат и их командиров.
Но, если честно, от темы армии уже устала. И в жизни сына, и в своей. Хочется, чтобы все это поскорее закончилось.
В последнее время мне больше нравится смотреть на детские и доармейские фото сына. Первые — умиляют и поднимают настроение. А вторые помогают ждать.
Совсем скоро жизнь Алексея вернется в обычную колею. 100 дней — и мы скажем: «Прощай, боты!». И хоть форма ему очень идет, но сын мне все же роднее и привычнее в джинсах, рубашке или свитере.
Но с тельняшками парни, наверное, расстанутся не сразу: прикипели к ним и душой, и телом. Это легко понять. Ведь для них это не просто красивый символ погранвойск. Сколько пота эти тельняшки впитали во время нарядов на границе! И сколько тяжких сердцебиений простых солдатиков насчитали эти полоски, когда им было трудно или тоскливо…
О проблемах, может быть, знали еще деревья в лесу. К ним можно прислониться, поделиться грустными мыслями и впитать от них живительную энергию. Но как бы ни было трудно, в телефонную трубку все эти 15 месяцев постоянно летело одно и то же: «Мам, не волнуйся, все хорошо! И даже отлично!». Вот это «даже отлично» меня впечатляет больше всего. Наверное, буду помнить этот армейский «рапорт», сколько буду жить.
Я и знакомые мне солдатские матери благодарны своим сыновьям — за то, что так оберегают нас от волнений и проходят свой путь, как мужчины.
Как ни странно, армия еще больше сблизила нашу семью. Сын звонит, и мы ведем задушевные разговоры. Он повзрослел, пересмотрел некоторые моменты в своем поведении. Радует хорошими новостями: стал находить время для книг и спорта.
Да и я теперь больше мама, чем была ею год назад. Моя работа — огромное счастье, это призвание и любовь до конца. Но есть одна беда: журналисты живут жизнью страны, области, своего города, а личные события словно проплывают мимо. Нередко отрываешь себя от родных людей — для героя очередной статьи. И до меня наконец со всей четкостью дошла простая, по сути, мысль: ничто, никто и никогда не может быть важнее своей семьи. Это нужно было прочувствовать давно.
…Поначалу было странно и дико, что долго не видишь своего ребенка. Потом привыкаешь. Скучаешь, конечно, но уже с закалкой. Во время недавнего репортажа про крестный ход в Росицу в Верхнедвинском районе увидела двух парнишек в зеленых беретах. И это согрело сердце: каждый такой мальчишка — чуточку сын. А возвращаясь в Витебск, проезжали мимо погранзаставы в Бигосово. По-доброму вспомнился ее начальник и солдаты, которые там служат.
100 дней — и сын дома!
P. S. Сентябрьский выпуск дневника собираюсь посвятить «дембельскому» альбому. Но современные солдаты этой теме практически не уделяют внимания. Если кто-то из мужчин, служивших в советской армии, где эта традиция была сильна, захочет поделиться снимками из своего альбома и воспоминаниями о том, как он составлял фотолетопись службы, пожалуйста, пишите: matveeva@tutby.com.