"Их кризис - наша мечта". Белорусы о том, как изменились жизнь и отдых в Греции
Жизнь в Греции подорожала. Многие кафе и фирмы закрылись. При этом в сложившемся кризисе греки винят и свое правительство, и немцев. Что еще там изменилось, рассказали местные жители и туристы из Беларуси, недавно посетившие страну.
«Все не настолько катастрофично, как может показаться»
Белоруска Елена (фамилию не указываем по просьбе собеседницы) живет в Афинах 2,5 года. Она временно не работает, в Беларуси была главным бухгалтером.
По ее оценкам, то немногое, что сегодня напоминает об экономическом кризисе в стране — выросшие на 10% цены на продукты и большее, чем раньше, количество вывесок о сдаче в аренду площадей.
Цены выросли из-за того, что правительство Греции приступило к повышению налога на добавленную стоимость на продукты и услуги: с 13% до 23%. Это одна из мер, определенных в ходе переговоров в Брюсселе.
— Зарплаты и пенсии продолжают урезать, стоимость продуктов растет, но при этом из-за высокой конкуренции среди заведений цены в ресторанах и кафе даже снижают. Например, поужинать вдвоем с учетом алкоголя можно за 20 евро. Уровень жизни здесь все равно в несколько раз выше, чем в Беларуси. Их кризис — это наши мечты, — говорит она.
По словам Елены, банки уже работают в обычном режиме, лимит по снятию наличных с карточки сохранился, но условия стали мягче. Если раньше можно было снять не более 60 евро в день, то сегодня можно на протяжении недели ничего не снимать, а снять всю сумму в конце недели.
Рассчитаться карточкой реально практически во всех супермаркетах в Афинах. Хотя после введения лимита кое-где это сделать было нельзя.
— Тогда люди испугались и думали, что, действительно, могут быть какие-то серьезные проблемы, поэтому закупались макаронами, картошкой… Но пустых полок в магазинах я не видела, — отмечает она.
Очереди за все это время были только возле банкоматов. Но, по наблюдениям собеседницы, люди не паниковали, спокойно стояли и снимали наличные. О ситуации они высказывались, что происходящее — «хуже, чем война».
— До сих пор некоторые предприятия объявляют себя банкротами. Уровень безработицы высокий. Многие фирмы ушли на каникулы не в августе, как обычно, а в июле. И если до кризиса в кафе невозможно было найти место, чтобы посидеть, то сейчас такой проблемы нет. При этом стало больше вывесок о том, что площади офисы сдаются. Но я бы не сказала, что за 2,5 года, что я здесь живу, ситуация сильно прогрессирует. Все не настолько катастрофично, как может показаться, — говорит она.
Референдум в Греции по условиям соглашения с кредиторами прошел 5 июля. Против предложений международных кредиторов высказались 61,31% проголосовавших, за — 38,69%.
До референдума в Афинах было много агитационных плакатов. Например, на одном из них был изображен министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Текст на плакате в переводе с греческого: «5 лет он пьет твою кровь. Теперь ты можешь сказать: «НЕТ».
Многие греки, по наблюдениям Елены, в сложившейся ситуации винят немцев, в частности канцлера Германии Ангелу Меркель, а также уже упомянутого Вольфганга Шойбле. Они уверены, что за счет урезания пенсий Греция внешний долг все равно не выплатит.
Елена считает, что то, что греки нетрудолюбивые, — стереотип. В Греции летом очень жарко, настолько, что «ничего не можешь делать и засыпаешь». По ее оценкам, среди южных народов, греки — одни из самых трудолюбивых.
Журналисты, освещая ситуацию в стране, критикуют ее со всех сторон:
— У них по сравнению с нами безумная свобода слова. Ощущение, что журналисты, говорят все, что хотят и всех критикуют: обвиняют и греческое правительство, и немцев. Самые крупные каналы здесь коммерческие. Поэтому они не боятся, что за критику работы правительства, их закроют.
«Если платишь наличными, делают скидку 15−20%»
Журналист-фрилансер Ирина Романива с 20 июля по 3 августа ездила в Грецию на остров Закинтос отдыхать. Вместе с мужем они снимали квартиру в пансионате семейного типа. За тур с перелетом из Минска заплатили около 29 миллионов рублей (около 1700 евро. — Прим. TUT.BY). Еду готовили сами или обедали и ужинали в местных тавернах. Также арендовали машину за 35 евро в день.
Поесть в кафе одному человеку обходилось примерно в 10 евро. Например, шашлык стоил 9 евро, закуска — 3−4 евро, литр домашнего вина — 7 евро. Практически везде просили рассчитываться наличными, а не карточкой. В этом случае в неокторых магазинах, где продавали сувениры, одежду, обувь, делали скидку 15−20%.
— Мы жили в той части острова, где было не так много туристов. Там в основном работали маленькие магазины, где карточкой рассчитаться было невозможно. Поэтому мы снимали деньги в банкоматах. На нас лимит в 60 евро, как на греков, не распространялся. Сначала снимали с комиссией, и на 200 евро теряли примерно 18 евро. Если хочешь снять без комиссии, то на экране в банкомате предупреждают, что мы это делаем на свой страх и риск, а гарантий, что деньги выдадут, нет. Но мы пробовали, и сложностей не возникало, — отмечает она.
Местные то, что происходит в Греции, называли тяжелым временем и добавляли, что все равно надо как-то выживать:
— Мы познакомились там с русской официанткой, которая 15 лет живет на Пелопоннесе. Летом она приезжает на работу на Закинтос. Она рассказывала, что молодежь получает образование и уезжает работать в другие страны Евросоюза. Проблем с поиском работы стало еще больше. Те, у кого мелкий бизнес, стараются выживать.
Ирина отмечает, что, например, во время экскурсии в древнюю Олимпию на окраинах одного из населенных пунктов видели горы мусора:
— Гид рассказывал, что в этом году из-за кризиса закрылся мусороперерабатывающий завод. Мало того, что многие люди остались без работы, так еще мусор собирают примерно раз в месяц. В центре чисто, но на окраинах — ужасная картина: на фоне оливковых деревьев горы мусора.
«Оплатить покупки карточкой и снять наличные могли везде»
PR-менеджер из Минска Татьяна Кнотько также ездила с дочерью и подругой отдыхать в Грецию на Халкидики с 20 по 30 июля. В туркомпании, где они покупали путевку, им посоветовали брать с собой наличные деньги. За тур в переводе они заплатили около 34 миллионов 300 тысяч (2 тысяч евро. — Прим. TUT.BY). Вылетали из Минска.
Жили в отеле категории 4 звезды, который рассчитан на 1400 человек. Завтрак и ужин были включены в тур. Среди туристов, по ее наблюдениям, в основном отдыхали россияне, молдоване, македонцы, хорваты и греки.
Перебоев с продуктами в отеле или в магазинах не было. При этом во всех супермаркетах она могла оплатить покупки карточкой, а снять наличные — в банкомате у отеля.
Блюда в тавернах стоили в зависимости о того, что заказывали. Например, ужин на троих из блюд с морепродуктами обходился в сумму от 40 евро, пицца — от 6 евро, бутылка воды — от 2 евро, чай или кофе — от 3−4 евро, алкогольные коктейли — от 6−8 евро коктейли, бытылка вина — от 8,5 — 15 евро.
— Мы были удивлены их кризису: нигде никаких проблем не чувствовали, по улицам ездило много дорогих машин, — говорит Татьяна.
Читайте также:
В прокрустовом ложе НДС: по карману ли грекам и туристам жизнь с новым налогом