Как нас приучали любить белорусское - от поп-музыки до национальных блюд

Источник материала:  
05.08.2015 12:49 — Новости Общества
Выездной пошлины, или "100 долларов с носа", о которых в 2013 году говорил Лукашенко в контексте покупок за рубежом, нам удалось избежать. Теперь в воздухе повисла новая угроза: Минторг настаивает на введении налога на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Если предложение примут, вместо заказов из Китая белорусам придется в очередной раз присмотреться к отечественному товару. TUT.BY вспомнил, как нас целенаправленно учили любить белорусское и избегать импорта.

75% белорусской музыки в радиоэфире

С июля 2003 года руководству радиостанций пришлось привыкать к новой реальности – введению обязательных 50 процентов белорусской музыки. В эфире зажглись отечественные звезды вроде Алексея Хлестова, своими стали считать зарубежных исполнителей с белорусскими корнями.

Президента такие полумеры не устроили. Осенью 2004 года он настоял об увеличении доли белорусской музыки. "В вечернее время, когда весь народ в автомобилях едет, слушает, должен транслироваться именно наш продукт, наших людей. Пугачеву мы слышим с каждого утюга. Я не говорю, что ее там не должно быть. Вот 25 процентов остается для других".


Славянский базар в Витебске. Фото: Игорь Матвеев

В начале 2005 года эту инициативу оформили официально: квоту белорусской музыки увеличили до 75 процентов. Уже весной, выступая с посланием белорусскому народу и Национальному собранию, Лукашенко подвел итоги. "Сколько было шума, сколько возмущения! Кричали, что нет качественных дисков, хороших певцов и певиц. Посмотрите на результат! За последний год большинство отечественных исполнителей записали свои новые альбомы, причем по современным технологиям. Их песни органично вливаются в эфир наряду с российскими и зарубежными хитами".

Потихоньку радиостанции стали выкручиваться из неудобной ситуации, выдавая поток отечественной музыки по ночам, когда большая часть аудитории спит. Минкульт проснулся спустя 3 года и приказал выдавать белорусское именно в прайм-там. А Министерство информации даже пригрозило руководителям FМ-станций карательными мерами, вплоть до увольнения. В 2009 году чиновники смягчились: 75-процентную квоту ограничили 9 часами в сутки.

Чем закончилось

Популярность тех или иных артистов – понятие субъективное. Приведем лишь несколько цитат: 

2007 год. Первый заместитель министра культуры Владимир Рылатко: "До введения этой меры на концерт белорусских исполнителей продавалось 20% билетов. Теперь более 75% билетов реализуются, при том что в них не участвуют российские артисты"

2013 год. Музыкальный журналист Дмитрий Безкоровайный. "75% ротации еще долго нам будут аукаться, потому что за эти 10 лет ухудшился массовый вкус".

2015 год. Телерадиоведущий и блогер Константин Придыбайло. "10 лет семидесяти пяти процентам и почти 10 лет я живу в Беларуси. За эти годы я узнал лично много артистов, но, к сожалению, развиваются и двигаются вперед единицы. А ведь зачем? Итак обязаны поставить в плейлист".

Торговля и ассортиментные перечни

Продвижением товаров отечественного производства в Беларуси занялись уже давно. Сначала мягко – с помощью рекламной кампании "Купляйце беларускае" и тематических выставок-продаж. Отдавать предпочтение белорусскому неоднократно просил сам президент. "Я хочу, чтобы вы надевали и ели свое",заявил Александр Лукашенко в 2009 году в ходе рабочей поездки в Могилевскую область.

Одними призывами достичь результатов не получилось, заключил в апреле прошлого года вице-премьер Беларуси Петр Прокопович. Он подчеркнул, что за 10 лет импорт потребительских товаров вырос с 10% до 30% от общего объема ввоза в страну. Доля импорта на дату выступления Прокоповича составляла 32% потребляемых продовольственных товаров и 64% – непродовольственных.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вице-премьер решил пустить в ход "тяжелую артиллерию" и предложил обязать всех предпринимателей, торгующих импортным товаров, иметь в своем ассортименте белорусские аналоги.

Пока в Министерстве торговли работали над этой инициативой, на высшем уровне родилась другая идея – закрепить соотношение импортных и отечественных товаров на уровне 15% и 85%. Изначально такое пожелание высказал премьер-министр Михаил Мясникович, подчеркивая, что это станет возможным, если создать благоприятные условия для торговых объектов.

Эту мысль успешно подхватил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий и на одном из заседаний приказал минским магазинам и предприятиям общепита увеличить удельный вес белорусских товаров и блюд до 85%. Поручение вызвало шквал негодования среди представителей бизнеса. Впоследствии в правительстве пояснили, что ограничение импорта "носит рекомендательный характер".

В итоге правительство ограничилось обязательными ассортиментными перечнями. Был введен "must have" из отечественных товаров в зависимости от типа магазина и его площади. Еще одно требование: белорусский товар должен иметь приоритетные места.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

За соблюдением ассортиментного перечня начал внимательно следить Минторг и без сожаления закрывать недостаточно патриотичные магазины. Так под раздачу попал целый ряд обувных магазинов, в том числе хорошо известный белорусам "Мегатоп", магазины бытовой техники "Электросила" и "5 элемент", салон керамической плитки "Студия Квадро".
 

Чем закончилось

Несмотря на активные действия властей, в 1-м полугодии 2015 года доля белорусских товаров в розничном товарообороте уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (сейчас 69,4 %, а было 70,4 %). Для справки: в первом полугодии 2009 года этот показатель был равен 78,6%.

При этом доля белорусских продовольственных товаров в этом году почти не сократилась и остается близкой к желанным властями 85 процентам (82, 1% по сравнению с 82,3% в прошлом году). Непродовольственные товары более существенно проиграли импорту (51,3% по сравнению с 53,5% в первом полугодии 2014 года).

В 2015 году белорусы стали меньше покупать из продовольственных товаров отечественные фрукты, овощи и кондитерские изделия, из непродовольственных – трикотажные изделия, стиральные машины и обувь. 

Национальная кухня в кафе и ресторанах

Заявляя о 85 процентах белорусского, в Мингорисполкоме имели в виду не только магазины, но и общепит. Рестораторы назвали новое распоряжение "очередным апокалипсисом" и заверили, что даже белорусский картофель не всегда выдерживает экзамен у импорта по соотношению "цена-качество". Требование по обязательному удельному весу белорусских продуктов не прижилось: поручение впоследствии было названо "рекомендацией".

А вот за включением в меню национальных блюд власти взялись более обстоятельно. Еще в 2010 году такое обязательство было закреплено в одном из постановлений Минторга. "В меню объектов общественного питания, за исключением объектов, специализирующихся на приготовлении блюд национальных кухонь других народов, должны включаться блюда белорусской кухни", – говорится в документе.


Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Законом не уточнялось, как много белорусских блюд рестораторы обязаны включить в меню. Указано, что ассортимент должен быть разнообразным. Он может быть представлен как блюдами из Сборника технологических карт белорусских блюд, утвержденного Министерством торговли Беларуси, так и авторскими разработками шеф-поваров. В инструкции о классификации объектов общественного питания за 2014 год Минторг сохранил это требование.

Любопытно, что многие рестораторы до сих пор не в курсе изменений. Когда накануне Чемпионата мира по хоккею в 2014 году Минторг рекомендовал общепиту включить в меню страничку белорусской кухни, эта новость вызвала бурное возмущение со стороны бизнеса.

В июне этого года руководство Мингорисполкома выступило с очередным требованием, касающимся обязательного наличия белорусских блюд. Представители общепита снова разволновались, а специалисты из городского отдела общественного питания напомнили, что такое обязательство уже действует давно.

Рассуждая о правильности решения, представители бизнеса посоветовали властям задуматься не о директивных методах в продвижении белорусского, а о послаблениях в адрес тех, кто хочет раскручивать национальную кухню (льготы на аренду, реклама и другие бонусы).
 

Чем закончилось

По данным Министерства торговли, в настоящее время в республике функционирует 7302 объекта на 325 тысяч мест, из них только 166 объектов на 13 тысяч мест специализируются на национальной кухне.

В Минске на выпуске блюд белорусской национальной кухни специализируется 51 объект из 2350 , в Брестской области – 28 , в Витебской – 16, в Гомельской – 22, в Гродненской – 13.

При этом блюда национальной кухни в разном объеме присутствуют в меню 70% объектов общепита, сообщается на сайте Минторга. 

Белорусские лекарства – всем и от всего

За тем, чтобы в аптеках раскупали отечественные лекарства, в Беларуси следят не менее внимательно. Еще в 2012 году президент потребовал, чтобы к концу 2015-го наших лекарств на рынке Беларуси стало больше – с 25% до 50% в стоимостном выражении.

Выполнять поручение сначала начали с разъяснений. Министерство здравоохранения проводило совещания и предлагало участникам фармрынка отказаться от импорта препаратов, которые имеют белорусские аналоги.

В 2014 году Минздрав вел себя уже более настойчиво и поручил провести работу с зарубежными производителями лекарств, чтобы те сократили объемы поставок в Беларусь. Речь шла опять же о продукции, которая имеет отечественный аналог. Местных поставщиков обязали отчитаться об объемах импорта лекарств за прошлый год и планах закупок на текущий.


Завод медпрепаратов в Борисове.

Оценивая предложенные правительством меры, эксперты предупредили, что в Беларусь может посыпаться серый импорт из России. По их мнению, чтобы расширить рынок белорусских лекарств, нужно улучшать их качество и повышать цены в тех случаях, где лекарство стоит меньше, чем затраты на его производство.

Осенью 2014 года импортеры столкнулись с очередными сложностями: контрольно-аналитические лаборатории Беларуси не принимали препараты, имеющие белорусские аналоги, для предпродажной проверки. В лабораториях ссылались на распоряжение министерства и другие причины. Компании-поставщики назвали эту непопулярную меру очередной "подножкой бизнесу".

Помимо работы с импортом, Минздрав не забывал о продвижении белорусских препаратов через кабинеты врачей и аптеки. Еще в 2013 году в одном из соглашений с участниками фармрынка появился пункт о "максимальном использовании возможностей аптек всех форм собственности для продвижения лекарственных средств отечественного производства". Годом позже работников государственных аптек начали стимулировать продавать белорусские лекарства премиями – процентом от продаж отечественных препаратов.

Осенью 2014 года вступило в силу постановление Минздрава, по которому рецепты у пациентов в аптеках должны забирать и хранить. Работники фармсетей полагали, что это способ проконтролировать цепочку "выписка рецепта – отпуск в аптеке".

В начале этого года Минздрав издал приказ, которым установил более тщательный контроль над выпиской белорусских лекарств. Документ обязал назначить в каждой организации здравоохранения ответственных за работу с представителями фармпредприятий. Каждую неделю на совещаниях они должны сообщать врачам о белорусских лекарствах, которые есть в аптеках.

Обязательным стал мониторинг на тему того, назначают ли пациентам белорусские лекарства. Рабочие места врачей рекомендовано очистить от логотипов импортных производителей лекарств.

Комментируя приказ, Министр здравоохранения отметил, что "мы должны сделать все, чтобы гражданин имел доступ к доступным белорусским и импортным средствам".

Исключительно белорусские лекарства сегодня предлагают по льготным рецептам.
 
Чем закончилось

В январе 2015 года доля отечественных препаратов составила в стоимостном выражении 39%, тогда как в 2014-м – 37,6%, в 2013-м – 36%. Напомним, к концу года этот показатель должен быть равен 50 %.

В Министерстве здравоохранения называют это непростой, но реальной задачей. По прогнозам министра, достичь его удастся только в том случае, если не будет увеличиваться валютная цена импортных лекарств. Сложность также состоит в том, что в среднем около 70% белорусских препаратов стоят не более одного доллара каждый.

Лимит на легионеров в хоккейном "Динамо-Минск"

Впервые об ограничении на число иностранцев в минском "Динамо" президент заговорил еще в 2011 году, предложив ограничить число иностранцев шестью полевыми игроками и вратарем, что при заявке в 22 человека делает состав команды на 2/3 белорусским. На тот момент (сезон – 2010/2011) за минское "Динамо" выступало в общей сложности 17 легионеров (спортсмены, выступающие по контракту за зарубежный клуб).
 

Фото: hcdinamo.by

Впрочем, успешное выступление белорусского полпреда в Континентальной хоккейной лиге притормаживало введение лимита вплоть до 2013 года, когда клуб впервые за три сезона не вышел в плей-офф. После этого поводов отвертеться от ограничительной меры больше не было. Следующий чемпионат клуб начал уже с президентской формулой.
 
Чем закончилось

Сезон-2013/2014 оказался одним из провальнейших в истории "Динамо". Клуб занял последнее место в Западной конференции и утратил звание самой посещаемой команды КХЛ.

Сезон-2014/2015. На этот раз формулой клуб воспользовался эффективнее: семь легионерских вакансий оказались заполнены качественнее, чем год назад, а белорусами стали считаться натурализованные североамериканцы Шарль Лингле и Ник Бэйлен. "Динамо" смогло набрать 100 очков в регулярном сезоне и выйти в плей-офф, а сборная, наполовину составленная из игроков клуба, дошла до четвертьфинала чемпионата мира, попутно одолев США.
Куда более привычным делом являются лимиты во внутренних чемпионатах, но и здесь не обходится без спорных решений. Так в 2012 году, перед стартом сезона, федерация хоккея решила запретить подписание иностранных голкиперов в белорусские команды. Это должно было помочь подготовить к домашнему чемпионату мира новых местных вратарей. К этому моменту ряд контрактов уже был заключен, поэтому с иностранными хоккеистами пришлось разрывать контракты.

Чем закончилось

На чемпионате мира за сборную Беларуси играли россияне Андрей Мезин и Виталий Коваль, а также канадец Кевин Лаланд, так как новых голкиперов подготовить не удалось. Уровень конкуренции в чемпионате снизился, репутационные проблемы из-за того решения чемпионат Беларуси испытывает до сих пор. Новое руководство федерации хоккея запрет на иностранных голкиперов в этом году отменило.

Что еще нас заставляли любить в ущерб импортному

Пиво

Весной прошлого года Лукашенко заявил, что импортным пивом травят белорусский народ, а белорусское пиво – более качественное и натуральное. Накануне Чемпионата мира по хоккею в Минске от розничной торговли требовали продавать только пиво, произведенное в Беларуси. В итоге за время первенства болельщики выпили около 420 литров белорусского пива.

Стройматериалы

Использование импортных стройматериалов на объектах с привлечением госбюджета нужно обосновать, такое решение "в целях снижения импортоемкости" принял в июле этого года Совмин. При реконструкции и реставрации таких объектов заказчики также должны предоставлять в Минстройархитектуры обоснования по импорту.

Гимн

Школьников обяжут выучить наизусть слова государственного гимна. В этом году депутаты приняли поправки в закон "О государственных символах Республики Беларусь", которым закрепляется требование об обязательном исполнении гимна в школе два раза в год.

←Мэр Таллинна вышел на работу после тяжелой болезни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика