Может ли ЭКО вытащить Беларусь из демографической ямы?

Источник материала:  
05.08.2015 09:05 — Новости Общества
В Беларуси есть женщины, которые лечат бесплодие более 15 лет. Почему бесплодие становится все большей проблемой в стране, а репродуктивные технологии подходят не для всех — об этом Алена Страздина, гинеколог-репродуктолог медицинского центра "Лодэ".


Фото с сайта: goldstarinfo.ru


- Складывается впечатление, что бесплодие становится все большей проблемой для белорусских семей. Какова ваша точка зрения на проблему как практика?

- По разным данным в Беларуси 15-17% бесплодных пар. Не исключено, что примерно столько же было и раньше, но на проблему обращали меньше внимания. Рождаемость была больше, и бесплодные браки не так остро воспринимались. Кроме того, далеко не все бесплодные пары обращались к врачам, потому что в обществе бытовали стереотипы, считалось, что с такой проблемой идти к врачу чуть ли не неприлично. В результате многие скрывали свои проблемы. Сейчас люди стали образованнее и более внимательны к своему здоровью. Соответственно, с большей готовностью идут к врачам.
 
- Российские исследования показывают, что доля бездетных женщин, рожденных в 80-е годы прошлого года около 15% в РФ, 25% в Италии, 20% в Великобритании. Получается, если мы будем идти за цивилизованными странами, будет увеличиваться и доля бесплодных женщин?

- Трудно сказать. Сейчас у нас ситуация такая же, как в России. Не последнюю роль в увеличении доли бесплодных женщин в странах Западной Европы сыграла сексуальная революция. Не все и не всегда помнили о барьерных средствах контрацепции при частой смене партнеров. В результате заражались различными инфекциями.
 
В Беларуси основная причина бесплодия у женщин –– это трубно-перитонеальное бесплодие, когда трубы непроходимы, есть спаечный процесс в малом тазе, а это чаще всего как раз результат перенесенных инфекционных заболеваний.
 
Во всех развитых странах большое значение в распространении бесплодия имеет эндометриоз. Достоверно причины возникновения не известны, они находятся где-то на стыке гормональных, иммунных изменений, наследственной предрасположенности. Это хроническое заболевание с рецидивирующим течением. Факторы бесплодия, к которым приводит активный эндометриоз: нарушение процессов овуляции, снижение качества яйцеклеток, нарушение транспортной функции маточных труб и движения по ним сперматозоидов и т.д.
 
Золотой стандарт лечения — это хирургическое вмешательство с последующей медикаментозной терапией, направленной на подавление функции яичников и соответственно активности очагов эндометриоза. Если в течение года после окончания терапии беременность не наступает, переходят к использованию методов вспомогательных репродуктивных технологий. При тяжелых формах эндометриоза или при рецидивах заболевания сразу предлагается экстракорпоральное оплодотворение.
 
- В связи с множеством факторов, влияющих на развитие бесплодия, на что все-таки надо делать ставку в его профилактике?

- На все. С самого раннего возраста надо обращать внимание на репродуктивное здоровье детей. Если мы говорим о девочке, надо обращать внимание на боли в животе, отклонения в росте, на время, когда установилась менструальная функция и насколько нормальный менструальный цикл. Мальчика тоже надо вовремя показывать детским урологам и эндокринологам.
 
Дети должны получать половое воспитание. Они черпают информацию в интернете, но часто не ту, которая нужна. В том числе и поэтому сохраняется простое отношение к прерыванию беременности, когда вакуум-аспирация не воспринимается как аборт. Между тем любое вмешательство в полость матки –– это риск инфекций. Среди пациенток врачей-репродуктологов много тех, кто прервал первую беременность. Их детям могло бы теперь быть 20 лет, а они делают ЭКО, чтобы впервые стать родителями. Всегда жалко это осознавать.
 
- Отложенное родительство является фактором риска бесплодия?

- Безусловно. Женщина может себя чувствовать и выглядеть хорошо, но природу не обманешь. Благодаря многочисленным исследованиям достоверно известно, что уже после 35 лет начинается снижения фолликулярного резерва яичников. Есть данные о том, что треть диагностированных зачатий у женщин после 42 лет аномальны. Всякий раз, когда мы занимаемся ЭКО у женщин старше 40 лет, надеемся на чудо, которое происходит далеко не всегда. Есть методы предимплантационной генетической диагностики (ПГД), благодаря которым возможно рождение здорового ребенка в паре, где есть носительство патологического гена, который надо исключить. Однако это очень затратные методики, изучение эффективности которых продолжается.
 
В основном наши пациентки в возрасте 33-43 лет. К сожалению, у многих лечение бесплодия в силу различных причин затягивается, и к нам приходят пары, стаж бесплодия которых 8, 10, 17 лет. Уходит золотое время, и мы получаем не очень хороший результат программ ЭКО. Все-таки надо придерживаться правила. Если женщина младше 35 лет, стаж обследования и лечения бесплодия не должен превышает два года, а если старше 35 лет, надо уложиться в полгода.
 
- В целом женский вклад в бесплодие значимее мужского?

- Судя по обращениям, половина на половину. Много пар, где есть проблема как у женщины, так и у мужчины. Случается, что основной причиной является только мужское бесплодие. Это нарушение структуры сперматозоидов, малое их количество и плохая подвижность.

- Казалось бы, нужен только один, чтобы оплодотворить яйцеклетку.

- Да, но остальные в естественных условиях должны быть активные, добраться до яйцеклетки и участвовать в сложных реакциях растворения ее оболочки, чтобы туда пробрался один победитель. И даже если мы говорим об обычном ЭКО, сперматозоидов может быть меньшее количество, чем при естественном зачатии, но их должно быть достаточно для растворения оболочки яйцеклетки. В случае, если ситуация не такая благоприятная, используется более сложная технология ИКСИ, когда в микроиглу помещается лучший отобранный сперматозоид, прокалывается оболочка яйцеклетки, и сперматозоид попадает непосредственно в нее. Такая методика может использоваться и при других показаниях.
 
- Мужчины сложнее принимают наличие проблем с репродуктивной системой, чем женщины?

- Психологически им действительно сложнее. Случается, что женщины проходят полное обследование, оказываются здоровыми, а мужчина никак не может решиться всего лишь сдать спермограмму. По моему опыту, женщины готовы идти на большие жертвы, чем мужчины в достижении цели завести ребенка. Даже если женщина здорова, но необходимо ЭКО из-за проблем у партнера, она соглашается получать высокодозную гормональную терапию, подвергаться вмешательству, наркозу и, соответственно, всем связанным с этими процедурами рисками.
 
- Вы чувствуете неоднозначное отношение в обществе к ЭКО?

- Безусловно. И это можно понять. Мы считаем, что дети, рожденные с применением метода ЭКО –– обычные дети, но появляются новые технологии, использование которых происходит на протяжении небольшого периода времени. Соответственно, нет данных, основанных на многолетних наблюдениях, о детях, рожденных в результате применения таких технологий. Как правило, речь не идет о каких-то анатомических аномалиях, говорят о психологических и социальных характеристиках в будущем таких малышей.
 
- Цикл ЭКО с лекарствами стоит порядка двух тысяч долларов, половина из которых –– цена программы. Почему так дорого, особенно если учесть, что большинству надо не один, а три цикла, чтобы забеременеть?

- Потому что дорогие расходные материалы, среды, лекарства, которые производят немногие компании. Какие-то фирмы производят пластик, который должен быть абсолютно нетоксичен для эмбриона, какие-то — медикаменты.
 
Вы говорите "дорого". Ко мне приезжают пары с разным уровнем благосостояния. Безусловно, ЭКО –– дорогостоящая программа, но ее цена вполне соизмерима со стоимостью отдыха, например, в Болгарии. Семьи сами расставляют приоритеты.
 
- Есть мнение, что проведение ЭКО подрывает женский организм.

- Безусловно, лекарства, которые должна принимать женщина, –– это не витамины. Все наши препараты, вызывают повышение уровня половых гормонов сверх физиологических значений, что может влиять на функцию всех органов и систем организма. Если женщина соматически здорова, у нее все восстановится. Именно из-за существования различных рисков мы проводим тщательное обследование перед проведением программ, есть ряд противопоказаний для применения ВРТ.
 
- Случается, что вы отговариваете от ЭКО женщину, несмотря на ее желание и отсутствие медицинских противопоказаний?

- Да. Малышу нужна здоровая мама. Все-таки заводить детей надо с пониманием того, что их нужно растить. Порой об этом не помнят, а видят лишь цель –– родить.
Вообще же я считаю, что в ряде случаев перед проведением процедуры ЭКО необходима консультация психолога. Надо признать, что иногда люди хотят иметь детей в попытке решить какие-то личностные проблемы.
←Житель Мозыря получил год условно за ложный донос о краже

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика