60 лет не понарошку. Репортаж TUT.BY с Детской железной дороги
Одежда по форме. "И ревизор подумал, что я – второй ревизор"
Юрий Бурачевский вместе с Максимом Асташенко выходят из метро на станции "Московская". Коллеги торопятся на планерку – она у четвертой смены начинается в 11.40. Одежда по этикету, нужные документы с собой – и не смотрите, что им по 13-14 лет. Ребята свою практику на Детской железной дороге по-взрослому называют работой.– Если на тебе китель, то верхняя пуговица должна быть застегнута, галстук – обязательно. Если кителя нет, то верхняя пуговица должна быть расстегнута – так по этикету. Поездная бригада, например, если работает и очень жарко – снимают китель, но при этом должен быть красный галстук, – вводит нас в курс дела Юра, который на ДЖД занимается уже четыре года.
Максим рассказывает, что в метро к нему подходят взрослые и расспрашивают, как отдать ребенка в железнодорожный кружок, а Юра добавляет – некоторые принимают их за студентов. А значит, форма помогает выглядеть постарше, а это лучше, чем "пить и курить", заключают ребята.
– Однажды в пригородном поезде, на Барановичском направлении, проводилась ревизия. И ревизор подумал, что я – второй ревизор, и сказал мне: "А чего ты вагон не проверяешь?", – смеется Юра. – А я ему ответил, что я – с детской железной дороги.
В просторном зале центральной станции "Заслоново" папа с ребенком рассматривает макет железной дороги, сделанный ребятами из кружка. Здесь же расставлены в ряды стулья. Дети усаживаются и начинается планерка.
Руководят сменой воспитанники детской "железки" Сергей и Александра. На планерке им надо проследить, чтобы каждый получил должность. Тут можно поработать проводником или начальником поезда, диспетчером, дежурным по переезду, оператором дежурного по станции, а если есть допуск – машинистом тепловоза или его помощником. Профессии эти с неба не падают – ребята разбираются в их премудростях в течение учебного года – в специальных классах учебного центра, причем чтобы стать машинистом, нужно заниматься в дополнительные часы. Зато на каникулах наступает долгожданная практика.
Симулятор кабины тепловозов ТУ7, которые используются на Детской железной дороге, разработали двое ее выпускников. Теперь ребята могут отрабатывать управление поездом как авиаторы – на специальном тренажере.
Незадолго до юбилея ДЖД для журналистов провели экскурсию по кабинетам учебного центра. Летом там никто не занимается, но с осени классы заполняются кружковцами – совсем как на фото.
Начальник Детской железной дороги Валерий Савич рассказывает, что детям, которые ходят на такой кружок, легче понять школьный материал, например, по физике. Тем более что часто школьная программа (берут на ДЖД ребят 5-7 классов) отстает от того, что нужно проходить на кружке.
"Если у ребенка есть интерес к железной дороге, он любит играть в паровозики и есть такая возможность – поиграть по-настоящему, почему бы не позволить это ребенку? Может, это будущий министр транспорта или начальник Белорусской железной дороги?", – советует Валерий Савич.
При учебном центре, что на улице Фрунзе, есть железнодорожный музей. Там можно рассмотреть макеты старинных железнодорожных вокзалов Минска, сделанные школьниками. На снимке – прежнее, историческое, здание нынешнего вокзала "Минск-Пассажирский".
В музее – множество артефактов из советского прошлого ДЖД.
– Начальник станции "Заслоново"! Кто пойдет ДС (начальник железнодорожной станции. – прим.TUT.BY) на "Заслоново"? Начальник вокзала? Диктор? Макет? ДС на "Пионерскую"? – старшие по смене быстро перечисляют вакансии.
Одни ребята тут же вскидывают руки, другие выжидают. Старший по смене окидывает взглядом желающих, уточняет, давно ли человек работал в этой должности в последний раз и принимает окончательное решение, кого куда назначить.
– Первый переезд! Девочки, вы точно хотите на переезд? Давайте на второй – там лучшие условия. Как ваши фамилии?
За некоторые должности разгорается нешуточная борьба. Например, машинистом за смену может быть только один человек. Но тех, кто хотел бы управлять локомотивом – намного больше. При слове "Машинист!" с десяток ребят вскидывает руки. Сергей останавливает внимание на уже знакомом нам Максиме Асташенко. Мальчишка объясняет ситуацию: последний раз ездил машинистом месяц назад.
– Удостоверение с собой?
Максим опускает руку в карман. Несколько секунд заминки – и старший по смене решает, что справедливей будет, если сегодня эту должность получит другой.
– Ладно: сегодня машинистом все же Бурачевский – он в этом году вообще ни разу не ездил, – говорит Сергей и обращается к радостному Юре. – Формуляр есть?
– Конечно! – звонко отвечает тот.
Максим поник, но спор не разгорается. Некогда.
– Кто хочет проводником в первый вагон? Стажером?
Руку тянет худенький мальчик в очках, Эдик Филончик. Его кандидатуру на должность "стажер проводника" одобряют. Эдик доволен, хоть и признается потом, что самая любимая работа для него – на переезде. Однажды за хорошую работу там даже благодарность от инструктора заслужил.
Разгоряченные борьбой за место, ребята начинают шуметь. В этот момент к планерке присоединяется первый взрослый человек за сегодня – инструктор четвертой смены Светлана Марутко. Она вежливо просит ребят следить за тишиной, но слушаются не все. В ответ Светлана Владимировна дает совет старшим по смене – самых шумных ребят поставить на должности начальника вокзала и его помощника. На эти вакансии спрос малый, ребята открещиваются от них как могут – мол, скучно сидеть на месте в фойе всю смену.
Кажется, судьба неугомонных ребят на сегодня решена, но голос откуда-то с задних рядов выручает мальчишек:
– Сергей, а поставь меня на вокзал!
Остальные удивленно оборачиваются и благодарно улыбаются.
Вызвался на "скучную должность" Илья Холопук. Пареньку 16 лет, после планерки он объясняет:
– Понимаете, один раз за лето мы обязаны в этой должности побыть, как бы это ни было скучно. В этот раз я решил сам попроситься. Вообще на этой должности надо знать больше всех про историю Детской железной дороги – чтобы уметь ответить на вопросы пассажиров. Малыши сюда не любят ходить, да и в первый год никого начальником вокзала не поставят – слабые еще.
"По вагонам!". Кто чем занят на работе?
Ребята расходятся по своим рабочим местам. Какой-то маленький пассажир высовывается из окна поезда, который вот-вот отправится и кричит: "По вагонам!". Механизмы Детской железной дороги запускаются.
В особой комнате станции "Заслоново", где юный поездной диспетчер чертит графики движения поездов, сидит такой же юный диктор – Саша Высоцкий. Он предупреждает пассажиров, что поезд "номер шестьсот шестнадцать столичный экспресс" скоро отправится со станции "Заслоново". Профессия диктора Сашу устраивает, но с особой гордостью он рассказывает, как легко освоил должность проводника.
– Некоторые дети по три года не могут отстажироваться, а я с первого раза прошел! Вот так: я работаю проводником на Детской железной дороге, а мама – на взрослой.
Здесь есть и дети железнодорожников, и те, кто о кружке узнал в школе на открытом уроке.
Если кто-то думает: раз железная дорога детская, то все здесь понарошку, то он ошибается. И локомотивы настоящие, и вагоны, и пути – разве что узкая колея, а длина путей – всего 4,5 километра.
Это вам не игрушки. Интересные факты о ДЖД
– На Детской железной дороге обучается в среднем 400 детей. Одна смена – 80-100 человек, в зависимости от сезона отпусков.
– За 60 лет поезд Детской железной дороги прошел более 350 000 километров и перевез более 3,5 миллиона пассажиров.
– За десятилетия с начала работы дороги здесь отучились около десяти тысяч юных железнодорожников. Больше трех тысяч связали свою жизнь с железной дорогой.
– Здание станции "Заслоново" в 2012 году получило статус историко-культурной ценности. Оно построено в 1954 году по проекту Народного архитектора СССР Георгия Заборского.
На ключевых точках ДЖД взрослый инструктор страхует ребят, учит, наблюдает, подсказывает, все ли сделано правильно. Дежурная по станции "Пионерская" Анна Гусева направляется на детскую дорогу уже не первый год, когда движения поездов здесь нет – работает дежурной по станции "Озерище". Анна говорит, что работа с детьми приятна, и называет "Пионерскую" сердечком железной дороги. Здесь переводят стрелки, открывают сигналы.
Стрелки, кстати, в наше время переводят автоматически, а раньше юным железнодорожникам приходилось справляться с тяжелым устройством вручную.
На Детской железной дороге – два переезда. Это своеобразные места пересечения маленькой детской страны с большим взрослым городом. На перекрестках из автомобилей, выжидающих, пока загорится зеленый, посматривают на маленький поезд удивленные водители.
– Бывает, поезд сделает гудок, а некоторые люди все равно переходят! Для этого у нас есть свисток. Одна бабушка переходила рельсы перед самым поездом! И вот с такой бабушкой сделать ничего невозможно, – вздыхает Егор Водолазов, которому работа на переездах выпадает часто.
Поезд проносится мимо работников. Управляет локомотивом тот самый Юра Бурачевский, которому на планерке повезло чуть больше товарища.
– Ну что сделаешь, – рассуждает парнишка. – Другим, конечно, тоже хотелось, но я пока не ездил машинистом этим летом. Сегодня первый раз. В следующий раз другие поедут.
Машинист и его помощник сосредоточенно выполняют инструкции взрослого машиниста, который ездит в кабине с ребятами.
Юра вспоминает реакцию одноклассников на то, что он водит локомотив.
– Удивлялись первое время. Но так как я вожу долго – уже не удивляются.
На наш вопрос, чувствует ли он на ДЖД, что взрослые ему всерьез позволяют быть свободным и ответственным, отвечает, что да.
– Да. Дети могут быть самостоятельными, они могут сами постоять за себя, могут помочь одноклассникам, могут выйти из трудного положения. Мне кажется, в школах тоже надо больше воспринимать детей как личностей, как взрослых людей. На Детской железной дороге, например, это уже чувствуется.
Внутри вагонов играют детские песни, а в перерывах экскурсовод из отдельного помещения рассказывает про историю Детской железной дороги. Когда юные ревизоры проверяют билеты – пассажиры улыбаются. Журналистам TUT.BY проводники рассказывают, что на ДЖД безбилетников не бывает.
– У нас, проводников, много обязанностей: проверять пломбы на аварийном молотке, стоп-кране и огнетушителе. Следить, чтобы в вагоне было чисто. Еще наша обязанность – не надоедать пассажирам с вопросами – жарко им или нет, а в такую жаркую погоду просто открыть форточку, – говорит Егор Водолазов.
Еще проводники в пути считают пассажиров, сверяют ведомости, помогают разобраться в премудростях профессии стажерам. И по-взрослому вздыхают: "Бывает, что со стажерами непросто". Пассажиры постоянно просят проводников сфотографироваться. Те, несмотря на занятость, никогда не отказывают. Словом, забот хватает.
На Детской железной дороге, кстати, гендерное равенство: в отличие от взрослой "чыгункі", здесь девочка может получить право вождения локомотива.
Разбор полетов и мороженое напоследок
В конце смены снова планерка, на которой – подведение итогов. Ребята, которые работали на ключевых должностях, докладывают, как все прошло.Александра, выполнявшая работу начальника поезда, делает замечание подчиненной – проводнице, тоже Саше:
– Саша, ну сколько можно говорить по поводу очков! Ну вот опять же.
Выясняется, что проводнику негоже носить на лбу солнечные очки.
Светлана Владимировна, инструктор смены, смеется:
– Ну вот представьте, если к вам милиционер подойдет – в форме, но в солнечных очках на лбу. Разве будет не смешно вам? Проводник всегда должен выглядеть достойно.
Дети соглашаются.
У Максима, который работал начальником станции "Заслоново", тоже делает замечание подчиненному. Тот в сердцах выругался во время работы. Юный железнодорожник признает ошибку, но проступок серьезный, так что замечание приходится занести в удостоверение.
– А у меня такой вопрос к ребятам: вот почему оба третий год работают, а журналы правильно заполнять не умеет ни тот, ни другой? – высказывается вдруг Илья – тот самый, который выручил всех, взявшись за должность начальника вокзала.
И сразу становится понятно: злорадствовать тут не станешь, потому что ошибку может допустить каждый.
Инструктор четвертой смены в целом днем довольна. Светлана Владимировна говорит, что на Детской железной дороге ребята сталкиваются с теми же вопросами и проблемами, что возникают и на взрослой.
– Кроме того, они тут учатся руководить. Назначают на должности своих товарищей, с которыми пять минут назад шли рядом. А тут надо не его назначить на самую важную должность, а того, кто на самом деле больше умеет. Дети привыкают выполнять свои обязанности. Вы ж видите: он, может быть, не всегда любит заполнять эти журналы, но, тем не менее, понимает, что обязан это делать. Вырабатывается ответственность.
– Сложно ли взрослым быть незаметными в этой игре? Наверное, нужны силы, чтобы дать детям столько самостоятельности?
– Вы знаете, все приходит со временем. Сразу все хотелось делать за ребят, самой, а потом работаешь и видишь, что можно им где-то довериться. Когда они хорошо выполняют свои обязанности, доверяешь все больше и больше. Если мы им не будем давать свободу, а будем делать все сами – им это станет неинтересным. Это их жизнь. Где они в таком возрасте еще смогут почувствовать себя такими значимыми?
Рабочий день ДЖД подходит к концу: кто-то бежит домой, а кто-то садится на скамейку возле красивого здания вокзала, покупает мороженое и снова становится беспечным ребенком.
ДЖД 30 лет назад. Из архива юного железнодорожника начала 80-х
Минчанин Дмитрий Коваленко поделился с редакцией TUT.BY фотографиями из своего детства. В начале восьмидесятых он занимался на Детской железной дороге и частенько брал с собой туда фотоаппарат. На серии фотографий – юные железнодорожники тех лет - то за работой, то на уборке, во время подготовки ДЖД к новому сезону.
Дмитрий железнодорожником не стал, но время, проведенное на кружке, вспоминает с теплотой:
"Тогда мы на 100% были уверены, что именно железная дорога – смысл нашей жизни, что без нее никуда. А там мы чувствовали себя причастными к движению поездов. Я как-то не попадал на серьезные должности вроде машиниста или помощника машиниста, но с радостью брался за работу дежурного по станции, за перевод стрелок. Должность стрелочника мне крайне нравилась. Это ощущение, когда состав с грохотом проносится мимо меня!".
Дмитрий добавляет, что в те годы ребята неохотно брались за должность проводников. В цене была работа, напрямую связанная с техникой. Помнит еще, что их смена очень любила своего инструктора - она умела увлекательно рассказывать про дорогу и притягивала личным обаянием.