"Дети год не видели улицы, исписали по пять общих тетрадок". Как четвероклашки поступают в гимназию
05.06.2015 12:40
—
Новости Общества
Четвероклассники продолжают сдавать экзамены в гимназию. 4 июня они прошли, наверное, самое трудное испытание – по математике. "Дети год не видели улицы. Кажется, в университет поступить проще, – эмоциональны родители. Это экзамены и для них тоже. – Уже так хочется вышвырнуть сборник задач в окно автомобиля!".
Журналисты TUT.BY сходили на экзамены и узнали, какими трудами дается поступление в гимназию.
Женя и Никита – друзья. Живут в одном дворе, только что окончили четвертый класс 32-й "английской" гимназии. Чтобы перейти в 5 класс, ребятам нужно сдать экзамены.
Будущие гимназисты должны пройти три испытания: русский, математику и белорусский. К оценкам за экзамены добавляют годовые по этим же предметам. Получается общий балл ученика.
Диктант по русскому уже позади. Сегодня – математика, сложный день. "В основном из-за математики дети не дотягивают до проходного балла", – говорит мама Никиты Ольга.
Никита сразу учился в 93-й школе, потом ее переделали под детский сад. В 3 классе мальчику довелось поменять школу на гимназию. "Вы бы знали, настолько большая разница между начальными классами школы и гимназии! Ритм совсем другой, – делится впечатлениями Ольга. – Ему было очень тяжело. Дома занимались, догоняли".
У Никиты по языкам годовые – восьмерки, по математике – девятка. Первый экзамен, диктант по русскому языку, он написал на десять. Сейчас мальчик набрал уже 35 баллов. Если ориентироваться на прошлогодний проходной балл, то по математике и белорусскому нужно получить 8 и 9.
В прошлом году проходной балл в эту гимназию был 52. В этом в 5-е классы набирают 96 человек, а заявлений подано 126, рассказывают мамы. Получается, конкурс – 1,3 человека на место. Средний балл аттестата учитывают, если поступающие набрали одинаковое количество баллов.
В гимназии крепкая подготовка. Поэтому для ребят-гимназистов экзамен – обычная контрольная, только пишут ее вместе с незнакомыми детьми, говорят родители. Но нельзя сказать, что с начальной школы гимназии дети переходит в среднюю целыми классами. "У нас даже не все поступают. Человек 6-7 из класса не сдают сейчас экзамены, – рассказывает Ольга. – Ведь в начальные классы гимназии берут и тех, кто просто относится к ней по прописке. Возможно, дети не чувствуют в себе силы".
Женя круглый отличник. За год по трем предметам у него три девятки. И за экзамен по русскому – тоже девять.
Обе семьи к экзаменам готовили мальчишек сами. "В гимназии с первого класса детей ориентировали на сдачу экзаменов, постоянно об этом говорили, напоминали, что нужно заниматься".
Последний год четвероклашки посещали платный факультатив по подготовке к экзаменам, на нем штудировали сборники экзаменационных заданий по русскому, белорусскому и математике. Занятие – 25 тысяч рублей.
Мы в школьном дворе. Маленькая Яна, хоть и из этой же гимназии, говорит: "Страшно, тяжело".
– А кто хочет поступать в гимназию, дочка или родители? – спрашиваем у семьи.
– Родители, – говорит Яна и смеется.
Мама Людмила краснеет.
– Разве ты хочешь с классом своим расстаться? Почему ты так говоришь, – мама с укором смотрит на дочь.
– Пока не понимает, что это ей нужно. В девятом классе поймет, – улыбается папа Юрий.
А другие родители комментируют: "Вы спрашиваете, волнуются ли дети. Нет. Волнуются родители. Потому что они думают о будущем".
Мамы советуют детям не волноваться и начинать с последних задач. "Они самые тяжелые и дают больше всего баллов. Задач же много, со всеми можно не вложиться в отведенное время", – поясняют журналисту.
У входа в школу последние установки дает классный руководитель 4 "В":
– Старайтесь переписывать все без ошибок. Цифры не переставляйте, дети, будьте очень внимательны. Несколько раз пересчитайте. Это математика: где-то в начале ошибетесь, и все "полетит".
Педагоги отпускают своих детей. Участвовать в экзаменах им нельзя. Поэтому, как и мамы-папы, они стоят-ждут-волнуются.
Фамилии детей из гимназии и других школ указаны в общем перечне в алфавитном порядке. Списки поступающих вывешены на дверях здания. На пять групп будет пять комиссий, состоящих из учителей школы и представителей районной администрации.
В 10.30 в холле начинают объявлять фамилии. В первую группу идут первые по списку ученики.
"Дети, нужно показать все, на что вы способны. А вы способны на все!" – подбадривает и улыбается объявляющая фамилии женщина.
Когда четвероклассники скрываются за дверью, папы включают по мобильному интернету белорусское телевидение, и все ждут, пока женщина с экрана вытянет из террариума номер и объявит контрольную – ее будут решать все будущие гимназисты Беларуси.
"Третья?! Ах ты, боже мой, никогда бы не подумала! Одна из самых сложных", – кажется, многие родители помнят наизусть все варианты.
Мама взмахивает толстенным сборником и открывает задание. Почти у каждого стоят пометки карандашом.
"Мы целый год с ними занимались!", – объясняют мамы.
"У моего Арсения за год исписано четыре общие тетради и одна формата А4. А что вы хотели? 200 контрольных по пять вариантов. Всего 400 работ в сборнике, в каждой – по пять заданий. Мы решили тысячу задач! И это вдобавок к основной учебной программе!"
– Когда вы все успевали?
– Дети год улицы не видели. А ребята из обычной школы с утра до вечера носились по двору. На дачу, на отдых – всюду со сборником.
Многие из родителей рассказывают: приходилось каждый день заниматься с ребенком, анализировать результаты контрольных работ, интересоваться минусами ребенка. "Не занимаются усиленно только, наверное, одаренные дети".
"Раньше мне казалось: ужасно делать уроки. Но на самом деле ужаснее – делать уроки со своим ребенком", – смеются мамы.
– Не говорят ли дети, что надоела гимназия?
– Так не говорят. Потому что с детства в этом варятся и другого не знают. Говорят только, что достала учеба. Но на это есть аргумент: хочешь хорошую работу, машины себе покупать – учись.
– А нам как надоело! Хочется эти сборники вышвырнуть в окно. Мы учились не меньше детей.
– Почему вы так настаиваете на хорошей учебе?
– А что делать?! Нас в детстве никто не контролировал. Но все кардинально меняется. Дети живут в совсем другом информационном пространстве, – рассуждают родители.
Несмотря на сложности, мамы говорят, что не жалеют об учебе в гимназии. "У нас очень хорошие учителя, преподают великолепно. Дети сильнее, наши уже сейчас приучены трудиться. Тяжело, конечно, но дальше что – будет легче? Очень важно планировать время. Конечно, приходится постоянно "висеть" на телефоне, контролировать, все ли выучил ребенок.
– А если ребенок не поступит – катастрофа?
– Мы и мысли такой не допускаем. Для детей же страшнее уйти из класса, где друзья.
Дети выходят из школьных дверей. Бегут к родителям и сразу смотрят ответы. "Правильно, правильно, правильно… Ой!"
"Что, Маша?! Там 108 было, а ты написала 180? Цифру перепутала! Ну, ничего, не плачь. Будет восемь-девять". Но у Маши уже льются слезы. Подружка Полина нежно закладывает за уши разлохмаченные волосы девочки и успокаивает: "Да ты поступишь, не парься!"
Наши парни, похоже, тоже поступят. У Никиты – девятка, а у Жени – десять. В субботу у них – белорусский.
Журналисты TUT.BY сходили на экзамены и узнали, какими трудами дается поступление в гимназию.
Женя и Никита – друзья. Живут в одном дворе, только что окончили четвертый класс 32-й "английской" гимназии. Чтобы перейти в 5 класс, ребятам нужно сдать экзамены.
Будущие гимназисты должны пройти три испытания: русский, математику и белорусский. К оценкам за экзамены добавляют годовые по этим же предметам. Получается общий балл ученика.
Диктант по русскому уже позади. Сегодня – математика, сложный день. "В основном из-за математики дети не дотягивают до проходного балла", – говорит мама Никиты Ольга.
Никита сразу учился в 93-й школе, потом ее переделали под детский сад. В 3 классе мальчику довелось поменять школу на гимназию. "Вы бы знали, настолько большая разница между начальными классами школы и гимназии! Ритм совсем другой, – делится впечатлениями Ольга. – Ему было очень тяжело. Дома занимались, догоняли".
У Никиты по языкам годовые – восьмерки, по математике – девятка. Первый экзамен, диктант по русскому языку, он написал на десять. Сейчас мальчик набрал уже 35 баллов. Если ориентироваться на прошлогодний проходной балл, то по математике и белорусскому нужно получить 8 и 9.
В прошлом году проходной балл в эту гимназию был 52. В этом в 5-е классы набирают 96 человек, а заявлений подано 126, рассказывают мамы. Получается, конкурс – 1,3 человека на место. Средний балл аттестата учитывают, если поступающие набрали одинаковое количество баллов.
В гимназии крепкая подготовка. Поэтому для ребят-гимназистов экзамен – обычная контрольная, только пишут ее вместе с незнакомыми детьми, говорят родители. Но нельзя сказать, что с начальной школы гимназии дети переходит в среднюю целыми классами. "У нас даже не все поступают. Человек 6-7 из класса не сдают сейчас экзамены, – рассказывает Ольга. – Ведь в начальные классы гимназии берут и тех, кто просто относится к ней по прописке. Возможно, дети не чувствуют в себе силы".
Женя круглый отличник. За год по трем предметам у него три девятки. И за экзамен по русскому – тоже девять.
Обе семьи к экзаменам готовили мальчишек сами. "В гимназии с первого класса детей ориентировали на сдачу экзаменов, постоянно об этом говорили, напоминали, что нужно заниматься".
Последний год четвероклашки посещали платный факультатив по подготовке к экзаменам, на нем штудировали сборники экзаменационных заданий по русскому, белорусскому и математике. Занятие – 25 тысяч рублей.
Мы в школьном дворе. Маленькая Яна, хоть и из этой же гимназии, говорит: "Страшно, тяжело".
– А кто хочет поступать в гимназию, дочка или родители? – спрашиваем у семьи.
– Родители, – говорит Яна и смеется.
Мама Людмила краснеет.
– Разве ты хочешь с классом своим расстаться? Почему ты так говоришь, – мама с укором смотрит на дочь.
– Пока не понимает, что это ей нужно. В девятом классе поймет, – улыбается папа Юрий.
А другие родители комментируют: "Вы спрашиваете, волнуются ли дети. Нет. Волнуются родители. Потому что они думают о будущем".
Мамы советуют детям не волноваться и начинать с последних задач. "Они самые тяжелые и дают больше всего баллов. Задач же много, со всеми можно не вложиться в отведенное время", – поясняют журналисту.
У входа в школу последние установки дает классный руководитель 4 "В":
– Старайтесь переписывать все без ошибок. Цифры не переставляйте, дети, будьте очень внимательны. Несколько раз пересчитайте. Это математика: где-то в начале ошибетесь, и все "полетит".
Педагоги отпускают своих детей. Участвовать в экзаменах им нельзя. Поэтому, как и мамы-папы, они стоят-ждут-волнуются.
Фамилии детей из гимназии и других школ указаны в общем перечне в алфавитном порядке. Списки поступающих вывешены на дверях здания. На пять групп будет пять комиссий, состоящих из учителей школы и представителей районной администрации.
В 10.30 в холле начинают объявлять фамилии. В первую группу идут первые по списку ученики.
"Дети, нужно показать все, на что вы способны. А вы способны на все!" – подбадривает и улыбается объявляющая фамилии женщина.
Когда четвероклассники скрываются за дверью, папы включают по мобильному интернету белорусское телевидение, и все ждут, пока женщина с экрана вытянет из террариума номер и объявит контрольную – ее будут решать все будущие гимназисты Беларуси.
"Третья?! Ах ты, боже мой, никогда бы не подумала! Одна из самых сложных", – кажется, многие родители помнят наизусть все варианты.
Мама взмахивает толстенным сборником и открывает задание. Почти у каждого стоят пометки карандашом.
"Мы целый год с ними занимались!", – объясняют мамы.
"У моего Арсения за год исписано четыре общие тетради и одна формата А4. А что вы хотели? 200 контрольных по пять вариантов. Всего 400 работ в сборнике, в каждой – по пять заданий. Мы решили тысячу задач! И это вдобавок к основной учебной программе!"
– Когда вы все успевали?
– Дети год улицы не видели. А ребята из обычной школы с утра до вечера носились по двору. На дачу, на отдых – всюду со сборником.
Многие из родителей рассказывают: приходилось каждый день заниматься с ребенком, анализировать результаты контрольных работ, интересоваться минусами ребенка. "Не занимаются усиленно только, наверное, одаренные дети".
"Раньше мне казалось: ужасно делать уроки. Но на самом деле ужаснее – делать уроки со своим ребенком", – смеются мамы.
– Не говорят ли дети, что надоела гимназия?
– Так не говорят. Потому что с детства в этом варятся и другого не знают. Говорят только, что достала учеба. Но на это есть аргумент: хочешь хорошую работу, машины себе покупать – учись.
– А нам как надоело! Хочется эти сборники вышвырнуть в окно. Мы учились не меньше детей.
– Почему вы так настаиваете на хорошей учебе?
– А что делать?! Нас в детстве никто не контролировал. Но все кардинально меняется. Дети живут в совсем другом информационном пространстве, – рассуждают родители.
Несмотря на сложности, мамы говорят, что не жалеют об учебе в гимназии. "У нас очень хорошие учителя, преподают великолепно. Дети сильнее, наши уже сейчас приучены трудиться. Тяжело, конечно, но дальше что – будет легче? Очень важно планировать время. Конечно, приходится постоянно "висеть" на телефоне, контролировать, все ли выучил ребенок.
– А если ребенок не поступит – катастрофа?
– Мы и мысли такой не допускаем. Для детей же страшнее уйти из класса, где друзья.
Дети выходят из школьных дверей. Бегут к родителям и сразу смотрят ответы. "Правильно, правильно, правильно… Ой!"
"Что, Маша?! Там 108 было, а ты написала 180? Цифру перепутала! Ну, ничего, не плачь. Будет восемь-девять". Но у Маши уже льются слезы. Подружка Полина нежно закладывает за уши разлохмаченные волосы девочки и успокаивает: "Да ты поступишь, не парься!"
Наши парни, похоже, тоже поступят. У Никиты – девятка, а у Жени – десять. В субботу у них – белорусский.