Новые дороги, курорты и судоходный Неман. Как будет выглядеть Гродненщина через 15 лет

Источник материала:  
11.05.2015 16:36 — Новости Общества
В конце апреля республиканский архитектурно-градостроительный совет утвердил схему комплексной территориальной организации Гродненской области. Обширный документ почти на 100 страницах представляет основные направления, в которых должен развиваться регион в ближайшие 15 лет.




Схему для Гродненщины разработали в Минске

"СКТО - это документ, который рассматривает территориальное развитие региона в контексте развития экономики, транспорта, вопросов экологии, туризма и других сфер. Среди конкретных пунктов можно назвать резервацию перспективных транзитных коридоров, чтобы они ненароком не попали в будущем под застройку, или установление санитарных зон вокруг предприятий", – рассказала Лариса Демида, начальник отдела территориального планирования, градостроительного кадастра и архитектуры управления архитектуры и строительства облисполкома.

Документ в 2014 году разработали в Минске специалисты "БелНИИ градостроительства". В основу схемы легли актуальные показатели и статистика, республиканские и региональные программы развития, уже имеющаяся схема развития, созданная в 2008 году. Областная схема развития станет основой для разработки аналогичных документов в районах.

Общественные обсуждения не вызвали интереса

В марте каждый житель области мог в рамках общественных обсуждений высказаться по поводу проекта. Но предложений по сути документа не поступило. Лишь жители одной из деревень Мостовского района хотели, чтобы их населенный пункт включили в Гродненский район, а представители бизнеса интересовались стоимостью услуг в аэропорту Гродно, но, как выяснилось, эти вопросы вообще не относятся к содержанию СКТО.

"Нельзя сказать, что жители области совсем не проявили активность в общественных обсуждениях", – считает Лариса Евгеньевна. Пусть на Гродненщине замечания и предложения не касались темы документа, но в остальных областях в подобных общественных обсуждениях вообще не было замечаний.

Городских станет на 150 тысяч больше, 700 деревень исчезнет

Схема развития рассчитана на срок до 2030 года. Разработчики среди ресурсов области называют соседство с ЕС и связанный с этим опыт международного сотрудничества, развитые коммуникации, богатое культурное наследие и туристический потенциал, а также перспективное строительство АЭС.

На 1 января 2014 года в области жило 1,054 млн человек и, по прогнозам, их количество увеличиться к 2020 году до 1,066 млн, а к 2030 – до 1,119 млн. При этом количество сельских жителей уменьшиться на 86 тыс., а городских увеличится на 146 тыс. Из существующих сегодня 4300 деревень к 2030 году останется лишь 3600, уровень урбанизации вырастет с 72 до 81%.

Опорными центрами региона по плану должны остаться Гродно и Лида, а подцентрами станут Волковыск, Слоним, Новогрудок, Сморгонь и Островец. При этом, если население Гродно и района к 2030 году увеличится с 406 до 471 тыс. человек, то во многих других районах, например, Щучинском, Зельвенском, Берестовицком или Мостовском, жителей станет меньше на 3-5 тыс. человек.

В 2014 году на одного жителя области приходилось 27,1 кв.м. жилья, в 2030 этот показатель должен вырасти до 30,3 кв.м. До 2020 года в области планируется построить 3,6 млн кв.м. жилья (45 тыс. квартир), а с 2021 по 2030 – еще 6 млн кв.м. Абсолютное большинство новых домов появится в городах и поселках городского типа.

Статус большинства населенных пунктов и их функции для области не изменятся. Лишь поселки Любча и Порозово, по итогам анализа экономической базы, предлагается перевести в категорию агрогородков.

Железную дорогу не тронут, а судоходство попытаются возродить

В развитии транспортной инфраструктуры принятая схема повторяет уже известные постулаты: использование потенциала гродненского аэропорта, строительство логистических центров, развитие придорожного сервиса и пограничных пунктов пропуска.

Состояние железных дорог области оценивается как хорошее и, поскольку резкого роста объемов перевозок не ожидается, серьезных шагов по развитию не планируется. Так, к 2030 году электрифицируют участок линии Молодечно-Гудогай. На головных участках узлов в Гродно и Лиде требуется уложить вторые главные пути, чтобы увеличить пригородные перевозки, но о сроках в документе не говорится.

В развитии дорожной сети первоначальная цель – закончить реконструкцию трассы М6. Среди других целей: завершение объездов Островца и Мира, реконструкция трассы Р-45 Полоцк-Глубокое-Котловка, строительство развязок на загруженных перекрестках. Планируется зарезервировать новые участки для трассы Р-99 в обход Волковыска и Зельвы и трансевропейского коридора М11/Е85. Новую качественную связь на линии Лида-Ошмяны-Островец должен обеспечить новый участок дороги севернее ж/д линии Лида-Молодечно.

Аэродром разработчики плана предлагают использовать как базовый для легкомоторных самолетов и авиации бизнес-класса. При этом подчеркивается, что у аэропорта есть резервы для быстрого возобновления регулярных рейсов.

Перспективным называется возрождение судоходства на Немане, особенно в туристических целях, с организацией маршрутов в литовский Друскининкай и, через Августовский канал, в Польшу. Этому может помешать строительство Немновской ГЭС. Сейчас оно отложено из-за отсутствия инвестора, но в будущем нужно предусмотреть строительство шлюзов.

Туризму и экологии по пути

Курорт "Поречье" станет местом отдыха республиканского значения, в его границы включат зону отдыха "Озеры", а поселку Поречье дадут статус курортного. В курорт "Новоельня" включат зону отдыха "Устье", а республиканскую зону отдыха "Мосты", наоборот, поделят на две местные и выведут из их территории земли заказника "Липичанская пуща".

Планируется увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 10,4% от площади области за счет объявления новых водно-болотных заказников, среди них "Белый Мох" (800 га в Островецком районе), "Друскеники", "Чертово болото" (5277 и 1272 га соответственно в Гродненской районе) и других. На территории заказников "Гродненская пуща", "Свитязянский", "Сорочанские озера" и других планируется развивать экологический познавательный и водный туризм. Проект охранной зоны Августовского канала нужно откорректировать, а сам канал попытаться включить в список наследия ЮНЕСКО.

Кроме культурно-познавательного, экологического и оздоровительного туризма планируется развивать также паломническо-религиозный (Жировичи) и транзитный. Для последнего вдоль основных трасс нужно построить сеть кемпингов и сервисных пунктов, а также улучшить доступ к достопримечательностям, находящимся в 20 минутах езды от трассы.

Для исторических центров Гродно, Слонима и Новогрудка, нужно разработать комплексные программы реконструкции, реставрации и благоустройства. Эти города предлагают разнообразный туризм на региональном уровне.

Мусор упорядочат, социальная сфера останется на уровне

В Свислочи, Мире, Сопоцкино, Любче, Желудке и других поселках согласно схеме нужно ликвидировать поля фильтрации и строить современные очистные сооружения. Разбросанные по области мини-полигоны мусора нужно упорядочить, ликвидировав часть из них, прежде всего те, что нарушают природоохранные и санитарно-гигиенические нормы. Ликвидированные полигоны планируется рекультивировать и озеленить.

Больниц в области больше не станет. Сейчас на 1000 человек приходится 11 коек, столько же их будет и в 2030 году. Зато доступнее станут поликлиники: сейчас они рассчитаны на 19,8 посещений в смену на 1000 человек, через 15 лет этот показатель вырастет до 26,1. Значительно вырасти должны торговые площади – с 473 до 614 кв.м. на 1000 человек.
←США выразили особую признательность Беларуси, России и Украине, понесшим значительные жертвы в войну

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика