История под шубой. В Минске исчезает сграффито, созданное народными художниками Беларуси
30.04.2015 16:13
—
Новости Общества
С фасада ДК "Лошицкий", что на улице Маяковского, исчезла уже половина сграффито, созданного в шестидесятых годах народными художниками Беларуси. На все вопросы в местном УКСе отвечают: здание на реконструкции, стены – выравнивают и утепляют, проект работ давным-давно согласован.
TUT.BY расспросил сыновей художников, а также руководителя Союза художников Беларуси о том, что они думают об исчезновении росписи.
В конце февраля 2015 года инженер технадзора УКСа администрации Ленинского района Рита Странгельская сообщала журналисту газеты "Минский курьер", что барельеф не подлежит восстановлению "из-за того, что здание не реконструировали почти 50 лет".
Тогда же директор ДК "Лошицкий" Николай Казюлин выразил надежду, что декор будет выполнен в национальном стиле, а к зданию сделают пристройку, где расположится заведение общепита европейского вида с "белорусской начинкой".
И все бы ничего, если бы сграффито не характеризовалось как техника создания чрезвычайно долговечных изображений и не являлось произведением народных художников БССР Гавриила Ващенко и Владимира Стельмашонка. Оба автора были признаны и на международном уровне. Например, Гавриил Ващенко дважды был человеком года в Кембридже и один раз – человеком ХХ столетия. Он же – основатель монументальной кафедры нынешней Белгосакадемии искусств.
Сграффито на дворце культуры камвольного комбината создавалось в период с 1962 по 1964 годы, то есть ему более сорока лет.
В УКСе Ленинского района журналисту TUT.BY подтвердили: проект реконструкции разрабатывался давно, он предусматривает ликвидацию панно. По поручению Мингорисполкома УКС реализует этот проект. Расчеты по фасаду проводили: чтобы стены не промерзали - их будут утеплять.
– При этом сграффито остается под утеплителем или оно уничтожается?
– Фасад выравнивается. Элементы, которые отслоились и простукиваются – сбили. То, что осталось – выравнивают, утеплитель кладут на ровные стены, – ответила Рита Странгельская.
– Не так много у нас в городе осталось работ, которые передают настроение эпохи. Я не думаю, что фасад в настолько ужасающем состоянии, что нужно было перекрывать его весь наглухо утеплителем. Уничтожая историю, мы лишаем наших потомков возможности видеть ее и ощущать. У меня отец интенсивно занимался монументальным искусством. Осталось несколько его витражей, но таких больших работ, которые были задействованы в оформлении – действительно больше нет, – говорит Сергей Стельмашонок. – Вот кто-то решил, что надо снести – и сносится, уничтожается. Хотя, насколько я помню, что у меня был с отцом разговор много лет назад, и он сказал, что по закону уничтожать произведение искусства запрещено. Безусловно, могут быть экстремальные ситуации вроде пожара, но мне кажется, это не тот случай.
Сергей Стельмашонок приводит в пример знаменитую фреску Леонардо да Винчи – "Тайная вечеря", которая находилась в одном из итальянских монастырей.
– Во время войны туда попала бомба, все стены были разрушены, кроме одной – той, что с фреской. И представьте себе, что на протяжении многих лет эта фреска стояла под открытым небом и вообще никому до нее не было дела. А потом спохватились и начали спасать. Восстановили часть монастыря, стали делать реставрацию самой фрески. Люди могут прийти и увидеть ее. Я, конечно, никоим образом не провожу параллель между творчеством моего отца и Леонардо – это было бы слишком нахально с моей стороны. Но и там и там – произведение искусства. Во всем мире их стараются сохранять для истории.
Сын Владимира Стельмашонка добавляет, что у него сохранились фотографии, на которых отец с коллегой работают на мостках на высоте, оформляя дворец культуры камвольного комбината, что было очень кропотливым занятием.
Сергей Стельмашонок говорит, что у него и мысли не было, что произведение могут разрушить. Как и в случае со знаменитым витражом отцовской работы в Доме мод.
– Он мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой витраж. Но не попал, потому что у нас его предпочли разрушить. Да, он был немножко поврежден в нижней части, но это был не повод для того, чтобы крушить все остальное. Уничтожать – дело последнее.
Сын Гавриила Ващенко Константин Ващенко уверен, что уничтожение произведений искусства на стенах Минска происходят "от бездуховности".
– Разные ценности. Одни утепляют, и я понимаю, для чего утепляют... За каждый квадратный метр платят деньги, а на искусство всем глубоко… неинтересно. Это уровень культуры, образования.
Он отметил, что с родными авторов, создавших произведения, никто, понятно, не советуется. Как, похоже, и с творческими союзами.
– Зачем какие-то обсуждения, если решается все намного проще, если вдруг надо что-то снести.
Вдова Владимира Стельмашонка Ирина Васильевна сама искусствовед по профессии. Она говорит о том, что приняла новость о сграффито "с большим прискорбием". И тоже припомнила работу мужа в Доме мод, которой больше нет.
– Я знаю, что к произведениям художников относятся с недостаточным почтением. Если городские организации не заинтересованы в сохранении работы – они могут уничтожить ее даже без всякой санкции. И это самое печальное, что к этому имеют отношение люди, которые не разбираются в искусстве – они не могут понять даже, что это ценный памятник.
– Да зрэшты гэта не першы раз. Я разумею праблему – гэты твор проста знішчаць, калі яшчэ не знішчылі. Але ў нас ужо было знішчана некалькі твораў. У нас быў ці не найлепшы манументальны твор – у кінатэатры "Вільнюс" на Каліноўскага, у тэхніцы энкаўстыка – Зоі Літвінавай і Святланы Катковай. Найлепшая манументальная рэч! І яе ўжо не існуе. У кінатэатры "Партызан" ёсць мазаіка, якую рабіў Май Данцыг. Яна існуе, але ці чацвёртую частку, ці трэцюю зашылі нейкім сайдынгам – не надта хто і тут глядзеў на тое, які гэта твор! Гэта не навіна, што з намі не раяцца, што робяць тое, што захацелася і ніякай адказнасці ніхто не нясе, нажаль. І якая адказнасць? Той жа палац камвольны не мае статуса гісторыка-культурнай каштоўнасці, рэч на ім – таксама. Захацелі знесці – знеслі.
Рыгор Ситница добавил, что Белорусский союз художников уже обращался в Министерство культуры с тем, чтобы художественным произведениям такого плана придали статус историко-культурной ценности. Но пока воз и ныне там, сграффито на ДК "Лошицкий" далеко не первая и, возможно, не последняя из потерь.
TUT.BY расспросил сыновей художников, а также руководителя Союза художников Беларуси о том, что они думают об исчезновении росписи.
Искусство принадлежит народу?
Реконструкцию ДК "Лошицкий" (бывший дворец культуры камвольного комбината) ведут с 2012 года. Ориентировочно работы должны завершить в конце 2016 года. В последние недели с фасада здания стала стремительно исчезать огромная роспись, выполненная в редкой технике сграффито. На сграффито были изображены танцовщица, мать с ребенком, мужчина с книгой, мужчина с символом науки, символизировавшие советских людей. Слева от фасада было нанесено высказывание "Искусство принадлежит народу", справа – "Мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье".В конце февраля 2015 года инженер технадзора УКСа администрации Ленинского района Рита Странгельская сообщала журналисту газеты "Минский курьер", что барельеф не подлежит восстановлению "из-за того, что здание не реконструировали почти 50 лет".
Тогда же директор ДК "Лошицкий" Николай Казюлин выразил надежду, что декор будет выполнен в национальном стиле, а к зданию сделают пристройку, где расположится заведение общепита европейского вида с "белорусской начинкой".
И все бы ничего, если бы сграффито не характеризовалось как техника создания чрезвычайно долговечных изображений и не являлось произведением народных художников БССР Гавриила Ващенко и Владимира Стельмашонка. Оба автора были признаны и на международном уровне. Например, Гавриил Ващенко дважды был человеком года в Кембридже и один раз – человеком ХХ столетия. Он же – основатель монументальной кафедры нынешней Белгосакадемии искусств.
Сграффито на дворце культуры камвольного комбината создавалось в период с 1962 по 1964 годы, то есть ему более сорока лет.
В УКСе Ленинского района журналисту TUT.BY подтвердили: проект реконструкции разрабатывался давно, он предусматривает ликвидацию панно. По поручению Мингорисполкома УКС реализует этот проект. Расчеты по фасаду проводили: чтобы стены не промерзали - их будут утеплять.
– При этом сграффито остается под утеплителем или оно уничтожается?
– Фасад выравнивается. Элементы, которые отслоились и простукиваются – сбили. То, что осталось – выравнивают, утеплитель кладут на ровные стены, – ответила Рита Странгельская.
Справка TUT.BY
Сграффито – техника создания настенных изображений, достоинством которых является большая стойкость.
Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки; затем ее соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Такие росписи очень трудоемки. В технике сграффито расписаны наружные стены многих ренессансных усадебных домов Центральной Европы, таких, как Литомишльский замок (Чехия) и замок Красицких (Польша). Монументальные росписи в технике сграффито получили распространение в позднесоветский период, когда ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи – ученые, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика.
Источник – Википедия.
Сыновья художников: "Уничтожать – дело последнее"
TUT.BY обратился к сыновьям уже ушедших из жизни народных художников – Сергею Стельмашонку и Константину Ващенко. Что они думают о том, что работа отцов скоро окончательно исчезнет с лица Минска? Оба собеседника и сами художники – они узнали о судьбе сграффито всего несколько дней назад.– Не так много у нас в городе осталось работ, которые передают настроение эпохи. Я не думаю, что фасад в настолько ужасающем состоянии, что нужно было перекрывать его весь наглухо утеплителем. Уничтожая историю, мы лишаем наших потомков возможности видеть ее и ощущать. У меня отец интенсивно занимался монументальным искусством. Осталось несколько его витражей, но таких больших работ, которые были задействованы в оформлении – действительно больше нет, – говорит Сергей Стельмашонок. – Вот кто-то решил, что надо снести – и сносится, уничтожается. Хотя, насколько я помню, что у меня был с отцом разговор много лет назад, и он сказал, что по закону уничтожать произведение искусства запрещено. Безусловно, могут быть экстремальные ситуации вроде пожара, но мне кажется, это не тот случай.
Сергей Стельмашонок приводит в пример знаменитую фреску Леонардо да Винчи – "Тайная вечеря", которая находилась в одном из итальянских монастырей.
– Во время войны туда попала бомба, все стены были разрушены, кроме одной – той, что с фреской. И представьте себе, что на протяжении многих лет эта фреска стояла под открытым небом и вообще никому до нее не было дела. А потом спохватились и начали спасать. Восстановили часть монастыря, стали делать реставрацию самой фрески. Люди могут прийти и увидеть ее. Я, конечно, никоим образом не провожу параллель между творчеством моего отца и Леонардо – это было бы слишком нахально с моей стороны. Но и там и там – произведение искусства. Во всем мире их стараются сохранять для истории.
Сын Владимира Стельмашонка добавляет, что у него сохранились фотографии, на которых отец с коллегой работают на мостках на высоте, оформляя дворец культуры камвольного комбината, что было очень кропотливым занятием.
Сергей Стельмашонок говорит, что у него и мысли не было, что произведение могут разрушить. Как и в случае со знаменитым витражом отцовской работы в Доме мод.
– Он мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой витраж. Но не попал, потому что у нас его предпочли разрушить. Да, он был немножко поврежден в нижней части, но это был не повод для того, чтобы крушить все остальное. Уничтожать – дело последнее.
Сын Гавриила Ващенко Константин Ващенко уверен, что уничтожение произведений искусства на стенах Минска происходят "от бездуховности".
– Разные ценности. Одни утепляют, и я понимаю, для чего утепляют... За каждый квадратный метр платят деньги, а на искусство всем глубоко… неинтересно. Это уровень культуры, образования.
Он отметил, что с родными авторов, создавших произведения, никто, понятно, не советуется. Как, похоже, и с творческими союзами.
– Зачем какие-то обсуждения, если решается все намного проще, если вдруг надо что-то снести.
Вдова Владимира Стельмашонка Ирина Васильевна сама искусствовед по профессии. Она говорит о том, что приняла новость о сграффито "с большим прискорбием". И тоже припомнила работу мужа в Доме мод, которой больше нет.
– Я знаю, что к произведениям художников относятся с недостаточным почтением. Если городские организации не заинтересованы в сохранении работы – они могут уничтожить ее даже без всякой санкции. И это самое печальное, что к этому имеют отношение люди, которые не разбираются в искусстве – они не могут понять даже, что это ценный памятник.
Союз хужожников: "Комиссий не собирают, это не в первый раз"
Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница отметил в комментарии для TUT.BY, что никаких комиссий, на которых бы обсуждалось, уничтожать сграффито или нет, не собиралось.– Да зрэшты гэта не першы раз. Я разумею праблему – гэты твор проста знішчаць, калі яшчэ не знішчылі. Але ў нас ужо было знішчана некалькі твораў. У нас быў ці не найлепшы манументальны твор – у кінатэатры "Вільнюс" на Каліноўскага, у тэхніцы энкаўстыка – Зоі Літвінавай і Святланы Катковай. Найлепшая манументальная рэч! І яе ўжо не існуе. У кінатэатры "Партызан" ёсць мазаіка, якую рабіў Май Данцыг. Яна існуе, але ці чацвёртую частку, ці трэцюю зашылі нейкім сайдынгам – не надта хто і тут глядзеў на тое, які гэта твор! Гэта не навіна, што з намі не раяцца, што робяць тое, што захацелася і ніякай адказнасці ніхто не нясе, нажаль. І якая адказнасць? Той жа палац камвольны не мае статуса гісторыка-культурнай каштоўнасці, рэч на ім – таксама. Захацелі знесці – знеслі.
Рыгор Ситница добавил, что Белорусский союз художников уже обращался в Министерство культуры с тем, чтобы художественным произведениям такого плана придали статус историко-культурной ценности. Но пока воз и ныне там, сграффито на ДК "Лошицкий" далеко не первая и, возможно, не последняя из потерь.