Первый геноцид ХХ столетия: фотограф из Гомеля и армянская трагедия

Источник материала:  
24.04.2015 16:00 — Новости Общества
24 апреля во всем мире отмечается 100-летие печальной даты - массового истребления армян в Османской империи. Сегодня это не просто события далекой истории, но и повод задуматься, по каким причинам вновь и вновь становятся возможными такие трагедии.




Гомельский свидетель

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, молодой паренек из гомельского района Залиния оказался очевидцем и участником тех трагических событий. Казимир Позняк родился в многодетной семье, где было 13 братьев и сестер. Призванный в царскую армию на срочную службу, он попал в гарнизон крепости Карс. Сейчас этот город находится на территории Турецкой Республики. А с 1878 по 1918 год Карс входил в состав российского государства.




"Гомельчане" уже бывали в Карсе и до Позняка. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов Карс, как и Эривань (Ереван), Арзрум (Эрзерум) и другие города Закавказья, штурмовали войска генерала Паскевича. Царь Николай присвоил ему титул графа Эриванского, армяне считали своим освободителем, а на полученные от войн в Закавказье средства князь Иван Паскевич прикупил себе часть гомельского имения. В 1877 году Карс брал 160-й пехотный Абхазский полк. По окончанию русско-турецкой войны 1877-1878 годов бронзовая доска с именами погибших под Карсом висела на стене казармы полка в Гомеле (ныне фабрика "Труд").

В далеком Закавказье Позняк попал служить в Карский воздухоплавательный отряд. Одной из важнейших задач тогдашних "ВВС" была воздушная разведка, сопровождавшаяся аэрофотосъемкой. Способный и развитый юноша из железнодорожного района стал военным фотографом.

Несколько лет назад мне удалось обнаружить богатейшую коллекцию фотографий Казимира Позняка, запечатлевших события Первой мировой войны на Кавказе - сцены штыковых атак, разбитые аэропланы, погибшие в этой кровавой бойне люди. Через некоторое время удалось найти и родственников солдата. Поразительно, но они все еще жили в Залинии - по тому же адресу, что был указан на обороте открытки, отправленной с Кавказского фронта на Одесскую улицу сто лет назад.

В числе прочих сюжетов в коллекции есть особая категория фотографий, на которую тогда не обратили особого внимания. Эти фото не похожи на остальные - группы женщин восточной внешности в национальных костюмах в окружении солдат российской армии. Кто это был? Можно почти с полной уверенностью сказать - наш земляк сфотографировал мирных жителей, бегущих от резни, которая была развернута против армян и других национальных меньшинств Закавказья.




Погром как традиция

Турецкая народность складывалась в результате завоевания Византии средневековыми кочевниками-османами, пришедшими в Малую Азию и на Балканы из Азии Средней. Поэтому с антропологической точки зрения трудно сказать, какой этнический элемент тут стал основным - пришлый тюркский или местный - греческий, славянский, арабский, лазский, курдский. Но вот армянский народ смог сохранить свою этническую идентичность. Во многом это произошло благодаря традициям его древнейшей культуры и государственности.

Но надо отметить, что Оттоманская Порта и не стремилась к ассимиляции покоренных народов любой ценой. В определенном смысле иметь под своей властью большее количество нетурок-немусульман было даже выгодно османскому государству - не принявшие ислам платили султану особый налог "джизья", намного превышавший подати с правоверных. Наиболее серьезной проблемой могло быть разве то обстоятельство, что только мусульмане имели право держать в руках оружие и служить в армии.

Следовательно, нужно было соблюдать баланс и кем-то пополнять османское войско. Но и здесь османы находили свой выход - наиболее боеспособных представителей покоренных народов, обратив в ислам, направляли в отборное войско янычаров. А за многими народами, принявшими веру Пророка, в Османской империи сохраняли свободу национальных традиций. Албанцы, боснийцы-мусульмане, курды, черкесы - все они в оттоманской Турции формировали свои отдельные воинские ополчения ("арнауты", "башибузуки"). А временами их представители даже становились элитарными группами в военной и государственной организации Порты. При этом христианские народы Турции - болгары, сербы, греки, армяне, молдаване, украинцы - хоть и подвергались грабежам и насилию, но до их полной ассимиляции дело тоже не доходило.




Неслучайно, что в современной Турции популярным становится течение "неоосманизма", представители которого, не без фактов в руках, доказывают, что Оттоманская Порта в те времена отличалась терпимостью и этническим плюрализмом почище европейского.

Но дело вовсе не в толерантности османов. Просто в архаичной империи интенсивная ассимиляция была невозможна - многие порабощенные народы Балкан и Закавказья обладали культурой намного более развитой, чем позволял аналогичный потенциал завоевателей. Да и по большому счету, такая "интеграция" в то время была еще никому не нужной - сама суть аграрных империй того времени заключалась в выстраивании сложных иерархических отношений между народами.

Одни из них, как турки-османы, а точнее, их феодальная элита, занимали привилегированное положение. Чуть ниже них на этой национальной имперской "лестнице" располагалась племенная знать албанского, курдского, черкесского, арабского происхождения. Ну а пашам, беям, янычарам и башибузукам нужно было кого-то угнетать, а при необходимости - просто бить и грабить. Этой цели и служили, помимо собственных крестьян-"райи" (стада, "быдла"), порабощенные немусульманские народы.



Но ряд тяжелых военных поражений от России, Англии, Франции и даже своего вассала - Египта заставили Турцию перестраиваться на европейский лад. В стране появилась своя интеллигенция и стал развиваться предпринимательский класс. Любопытно, но конституция в Османской империи была введена намного раньше, чем в России - в 1876 году при султане Абдул Хамиде II. А царь Николай II ввел некое подобие конституции в Российской империи только в октябре 1905 года.

По еще одной иронии истории, после принятия "конституционных свобод" как в России, так и в Турции начнется жестокий правительственный террор. Турецкая цензура просто вычеркивала из газет такие слова, как "свобода" или "право". Во время режима так называемого "зулюма" (деспотии) при Абдул Хамиде "Кровавом" своим беспределом прославилась иррегулярная конница "хамидие" из союзных османам мусульманских народов. В России - "патриотическая" "черная сотня". И там, и здесь жертв все чаще стали выбирать по национальному признаку. Но это был еще далеко не геноцид, пока что только традиционные погромы.

Национальная революция в евразийской империи

Но еще быстрее, чем у турецких офицеров, журналистов и предпринимателей, росло национальное сознание у соответствующих групп других народов Османской империи. Первыми проснулись греки, с их сильной православной церковью, крупнейшей в регионе торговлей и выгодным полуостровным положением. В 1830 году при поддержке Англии, Франции и России Эллада обрела независимость. Следующими стали румыны, сербы, черногорцы и болгары.




В конце XIX века формируются тайные революционные организации македонцев и армян. Царское правительство "сочувствует" турецким армянам, но на территории Российской империи в 1895 году закрывает все армянские школы, а в 1889 году даже исключат Армению из школьного курса географии.

Но в турецкой Армении творятся дела похуже. Армянские патриоты создают свои партии – "Дашнакцутюн" ("Революционная федерация"), близкую по своей программе к российским социалистам-революционерам, социал-демократический "Гнчак" ("Колокол") и другие. Методы "Дашнакцутюна" были схожи с методами русских эсеров - индивидуальный террор. Дашнаки борются и против Российской империи, и против Османской.

После проявления армянского революционного движения по обе стороны границы ответом властей становится открытое насилие, зачастую в форме слепого массового террора. Армянские националисты, опираясь на свою широкую диаспору, претендуют едва ли не на все Закавказье. Поэтому царской полиции удалось весьма легко натравить на них экстремистов других народностей, прежде всего, считавшихся темными "закавказских татар" (азербайджанцев). В 1905 году в Баку происходит грандиозная армяно-"татарская" резня, в ходе которой погибло до 10 тысяч человек и были подожжены нефтяные предприятия. Карательные правительственные экспедиции, например, генерала Алиханова, при случае также уничтожали целые села.

Ну а на территории Османской империи акции правительственного террора принимают все более характер откровенных этнических чисток. В 1893 году в районе Сасуна, где армяне по совету социал-демократов стали вооружаться для самообороны от набегов курдских феодалов, регулярной армией и бандами было вырезано 3 тысячи человек. В ответ на попытку европейских держав вмешаться в 1895 году армянская резня началась уже по всей стране.



В 1895 году турецкие войска устроили бойню в городе Эдесса, истребив в городе и его округе до 40 тысяч армян и христиан-ассирийцев (айсоров). Всего армян, убитых в ходе погромов середины 90-х годов, называют от 100 до 300 тысяч человек. Турецкие власти заявляли, что все это было спровоцировано вооруженными выступлениями боевиков из партии "Гнчак". Дескать, сами виноваты.

Однако одновременно растут и чисто конспиративные организации турецких националистов-революционеров. Парадоксальным образом, но первоначально они выступают в союзе с угнетенными народами Османской империи. В 1908 году молодые офицеры, так называемые "младотурки", осуществляют революцию, низложившую султана Абдул Хамида II. Ее центром стала Македония.

Но очень быстро младотурки забыли об обещаниях равенства и братства, раздаваемые другим народам. Более того, младотурецкие правители отходят даже от политики "османизма", де-факто все же оставлявшим за нетурецкими народами право на старинную племенную "автономию". Теперь государство младотурок стало проводить политику турецкого национализма, гремучей смеси тюркизма и исламизма, ставившего своей целью объединение под властью Османской империи всех тюркских народов и мусульман. Все остальные народы Турции должны были также стать ими или прекратить свое существование. Но далеко не все были с этим согласны. Прежде всего о национальном освобождении продолжали мечтать армяне. Цена, которую им за это пришлось заплатить, оказалась страшной.

Катастрофа

11 ноября 1914 года Османская Порта вступила в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Бытовавшее ранее название этой войны "империалистическая" может казаться устаревшим, но и по формальным причинам оно верно – в ней участвовали Германская, Австро-Венгерская, Османская, Российская, Французская и Британская империи. Симпатии многих армян были на стороне России - хоть и там они терпели национальный и даже религиозный гнет, но положение армянского народа в Турции было несравненно хуже. Но не для всех – турецкие армяне послушно идут в султанскую армию и храбро воюют.

Но военные действия складывались для турецкой армии неудачно. Российские войска нанесли туркам ряд серьезных поражений. В коллекции Казимира Позняка есть фронтовые фото турецких аскеров того времени - замерзшие трупы либо имевшие жалкий вид военнопленные.




Мобилизация, военные расходы и потери практически разрушили и без того отсталую экономику Турции. Ее основу составляло сельское хозяйство, а теперь только посевные площади сократились больше чем наполовину. Страну раздирало нарастающее недовольство. И даже в правящей партии младотурок "Единение и прогресс", руководство которой стало коррумпированным не хуже старой султанской администрации, уже не было никакого единства. А до прогресса было еще дальше.

Но выход нарастающему напряжению был найден - во всем виноваты… армяне. Именно на них младотурецкая диктатура возложила ответственность за свои поражения на фронтах, ведь "все армяне - русские шпионы". Конечно, из российских армян формировались добровольческие дружины, а "турецкоподданные" могли выступать для русских проводниками в горах и так далее. Одни ратовали за отделение от Турции, но далеко не весь народ. Большинство армян сохраняло верность султану. Еще на армянских купцов и торговцев была возложена вина за рост цен и обнищание турок.

В начале 1915 года турецкая армия была разгромлена у Саракамыша. Из 90 тысяч турок 70 тысяч были убиты или ранены. Затем русские войска заняли Эрзерум и Трабзон (Трапезунд). Казимир Позняк прислал домой в Гомель фотокарточку с изображением католического храма в Трабзоне. Ведь по воспоминаниям племянницы военного фотографа Галины Леонардовны, его мать Каэтана считала себя полькой и была ревностной католичкой. Храм на побережье Черного моря сохранился, но именно с Трабзона, где было убито и сожжено заживо около тысячи армян, началась резня 1895 года.



В апреле 1915 года подразделения турецкой армии, полиции и отряды "особой организации", созданной при младотурецкой партии, начали массовую зачистку армянского населения. 24 апреля была арестована турецкая интеллигенция Стамбула. Официально все это было названо "депортацией" населения из прифронтовой зоны. Так эти действия до сих пор официально именуются в Турции, где за признание геноцида армян возможно уголовное наказание.

Сначала были разоружены и уничтожены армянские солдаты, служившие в турецкой армии, некоторых из них закапывали в землю живьем. Затем наступил черед мирного населения. Всего в результате "депортации" было уничтожено, по разным данным, до 1,5 миллиона человек, включая женщин, стариков и детей. В отличие от прежних "точечных" погромов, это избиение приняло по-военному организованный и идеологически "обоснованный" характер. Ведь на пороге был уже XX век.

Для дегуманизации своих жертв младотурецкая пропаганда объявляла армян "вредными микробами" и насекомыми. Характерно, что над армянскими солдатами и кадетами военных училищ проводились и медицинские эксперименты по заражению настоящими микробами, например, тифа, от которых большинство из них умерло.

Представители Германской империи в союзной Турции в основном спокойно взирали на происходящую бойню. Но были случаи, когда мусульмане укрывали христианские семьи, несмотря на грозившую им за это смерть. Имущество армянского населения подверглось разграблению, многие турецкие чиновники и представители знати нажили на этом целые состояния. Огромное количество армян оказалось в эмиграции - в США, Франции, Греции и других странах.




Российские войска где могли оказывали помощь мирным жителям - армянам, грекам и другим национальным и религиозным меньшинствам. Очевидно, именно этих сумевших уцелеть женщин и детей и снял на свою казенную камеру военный фотограф из Гомеля Казимир Позняк.

Однако в 1918 году Карс был захвачен младотурками. По данным армянских деятелей, большинство земель исторической Армении по Лозанскому мирному договору 1922 года оказалось в составе Турецкой республики. Тем не менее в 1922 году был сделан и шаг по восстановлению армянской государственности в форме Социалистической Советской Республики Армения.

Наш фотограф, Казимир Позняк, благополучно вернулся домой с далекого Кавказского фронта. Еще после резни 1915 года в Россию бежало много ассирийцев (айсоров). Они вместе с армянским народом подвергались тогда гонениям. Впоследствии часть из них оказалась в Гомеле и Жлобине. Возможно, по общности исторической родины, но в Гомеле их многие называли тогда "армянами".




Впрочем, согласно переписи 1926 года, в Гомеле проживало и 50 армян. Старожилы вспоминают, что армяне-ассирийцы в конце 30-х годов щеголяли в широченных штанах и любили кататься по улице Советской на велосипедах. У нас ассирийцы занимались изготовлением резиновой обуви в артели "Заря Востока", достаточно компактно проживали в районе Забег на 3-й Революционной улице и имели в одной из школ Гомеля свои ассирийские классы. В годы нацистской оккупации Гомеля некоторые представители этого далекого восточного народа укрывали у себя евреев. Возможно, сами пережив геноцид, они не могли оставаться равнодушными к страданиям других.

В 1915 году армянскому народу была нанесена страшная рана. До сегодняшнего дня власти Турции отрицают факт сознательного истребления армян, утверждая, что во всем виноваты голод, болезни и развернувшаяся в стране гражданская война. Но как бы там ни было, по мнению многих известных историков и общественных деятелей, фактически в Закавказье произошел первый геноцид в новейшей европейской истории. Его причинами стал повсеместный рост агрессивного национализма, Первая мировая война и неспособность человечества того времени улаживать конфликты менее кровавым путем. Обладает ли оно такими способностями сейчас?

Автор публикации выражает благодарность ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" за предоставленные фото Казимира Позняка, сделанные в 1915-1916 годах.
←Централизованное тестирование: новые минимальные планки и дополнительный месяц на репетиции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика