Не тунеядцы. Подоходный можно не платить, главное — на работу ходить
Почти каждая вторая вакансия в Минске — с зарплатой свыше 4 млн. рублей, а в целом по Беларуси таких вакансий более 27%. Однако в регионах значительная часть свободных рабочих мест предполагает зарплату в размере минимальной (2 100 100 рублей) или даже меньше.
На сайте Минтруда полно вакансий, зарплаты по которым даже до миллиона рублей не дотягивают. Например, требуются на полставки медсестры, санитарки, нянечки в детском саду или сторожа на зарплату 450-700 тыс. рублей.
При этом порой в регионах других вариантов для трудоустройства просто нет.
«У нас в садике четыре группы, поэтому больше чем на полставки руководителя физического воспитания принять на работу мы не можем», — рассказали Naviny.by в детском саду агрогородка Путришки Гродненского района. — В результате специалист с высшим образованием приглашается на зарплату в 1 млн. 600 тыс. рублей».
В Гомельской области есть много вакансий в сфере культуры, которые недотягивают до полной ставки и минимальной заработной платы. Например, в дом культуры деревни Бывальки нужен аккомпаниатор на зарплату 1,75 млн. рублей.
«Это 0,75 ставки согласно штатному расписанию, — пояснил чиновник Лоевского райисполкома. — В сельских клубах бывает и 0,5 ставки. Есть вакансия балетмейстера в городском центре культуры и директора Колпенского дома культуры с зарплатой 2 934 500 рублей и 2 100 900 рублей соответственно. На такие зарплаты найти сотрудников очень сложно».
По распределению выпускники ехать на село не хотят, пытаются закрепиться в Гомеле, других городах, тем более что жилье в районе предоставить не могут, хотя если молодой специалист его снимает, то арендную плату возмещают, отметил представитель Лоевского райисполкома.
В сельских клубах работников постоянно не хватает: «Некоторые специалисты работают, например, одновременно на 0,5 ставки директора и на 0,5 ставки уборщика по совместительству. У нас теперь происходит реорганизация, сокращения, поэтому больших надежд на развитие культуры и нормальные зарплаты в этой сфере нет».
По данным Министерства труда и социальной защиты на 6 апреля, за год удельный вес свободных рабочих мест в стране с зарплатой 6-8 млн. рублей возрос с 3,5% до 4,3%, с зарплатой 8-10 млн. рублей — с 0,9% до 1,1%. То есть основная масса белорусов зарабатывает совсем немного.
В связи с этим возникает вопрос о размере вклада в финансирование расходов государства тех людей, кто работает за мизерные зарплаты?
Одним из пунктов скандального декрета № 3 от тунеядского сбора освобождаются те, кто уплатил за год подоходный налог в размере не менее 20 базовых величин. Как пояснили в Минтруда, 20 базовых — это ориентир, который примерно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного в 2013 году.
На сегодняшний день 20 базовых — это 3,6 млн. рублей, то есть ежемесячно необходимо платить не менее 300 тысяч рублей подоходного налога.
Учитывая, что у большинства зарплаты совсем маленькие, а теперь еще тысячи белорусов не могут более-менее нормально зарабатывать из-за того, что предприятия переходят на сокращенную рабочую неделю, необходимую сумму налогов по итогам года не смогут выплатить очень многие. Не приравняет ли наше государство таких работников к тунеядцам?
Как пояснил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборамМихаил Рассолько, «согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года».
А вот индивидуальным предпринимателям, фрилансерам и прочим вольным художникам придется внимательно следить за тем, на какую сумму они уплатили подоходный налог. Если меньше 20 базовых — значит надо будет доплатить как самому распоследнему тунеядцу.
То есть наемный работник, а основной наниматель у нас — государство, автоматически не является тунеядцем. А те, кто работает на себя, должны помнить, что государство о них не забывает.