Высотка на площади Свободы и ладья на Немиге: каким видели будущее Минска 35 лет назад
15.04.2015 11:30
—
Новости Общества
В 1980 году вышла книга Льва Потапова "Силуэт Минска", автор которой не только описывал историю и современное состояние архитектуры столицы, но и попытался заглянуть в будущее. Каким видели центр нашего города после 2000 года советские архитекторы - в материале TUT.BY.
Современная площадь Независимости
Автор основывал свои представления о будущем центра Минска на нескольких факторах. Это были "объективные законы развития общества", генеральный план города и проект планировки его центра. Судя по всему, немаловажным фактором являлась и коммунистическая идеология.Рассматривая перспективу развития площади Ленина (нынешней площади Независимости. - TUT.BY), Потапов отмечал, что Дом правительства будет и дальше сохранять ведущее композиционное значение этого места.
Завершить западную часть площади предлагалось реконструированным зданием педагогического института и высоткой информационного-вычислительного центра. Планы частично сбылись в 1989-м, когда и было сдано высотное здание. Правда, в нем разместился вуз.
![]() |
Эскиз застройки площади Ленина. Архитекторы: С. Ботковский, Л. Гельфанд. |
Остальные задумки архитекторов Ботковского и Гельфанда не сбылись. На площади так и не появилась футуристическая постройка возле гостиницы "Минск", а здание работавшего тогда ресторана "Папараць-кветка" в стиле конструктивизма 30-х осталось неизменным.
Видно, что Красный костел не собирались трогать и советские архитекторы, вписывая его в композицию социалистического Минска 2000-х. К слову, в книге это сооружение фигурирует именно как "костел", хотя на тот момент там размещался Дом кино.
![]() |
Такой вид на площадь должен был открываться минчанам со стороны нынешнего Института культуры. |
На отрезке от площади Ленина до Центральной (нынешней Октябрьской площади. - TUT.BY) никаких изменений не предполагалось. Автор отмечал, что видимо, в дальнейшем эту часть проспекта следует рассматривать как памятник архитектуры, не подлежащий реконструкции.
Октябрьская площадь и Немига
А вот насчет Центральной площади были определенные планы. Например, предлагалось расширить музей Великой Отечественной войны и построить здание "с пластичным силуэтом, террасами и рельефом, спадающим к набережным реки".Расширить тему советских побед в композиции площади планировалось и тематическим памятником "Борцам за Советскую власть в Белоруссии". По мнению автора, этот монумент наряду с памятником Ленину на одноименной площади должен был бы занимать главное градостроительное положение и играть важнейшую роль в центральном ансамбле столицы.
Проект нынешнего Дворца Республики еще не фигурировал в задумках архитекторов, зато была идея построить между Центральной и площадью Свободы высотку Дома знаний.
![]() |
Так Дом знаний должен был выглядеть со стороны Свислочи в районе нынешней гостиницы "Юбилейная". |
На самой площади Свободы планировалось разместить театр Янки Купалы, а также реконструировать имеющиеся там исторические здания.
Связать с историей города планировали и нынешний архитектурный комплекс на Немиге. По замыслу архитекторов на месте нынешнего "МакДональдса" должен был быть ресторан в виде древнерусской ладьи.
![]() |
Пешеходные дорожки планировалось расположить и на второй стороне улицы. |
Автор книги отмечал, что трактовка архитектурных деталей в виде шлемов, мечей и других элементов жизни тех лет в сочетании с монументальной скульптурой и живописью придадут силуэту здания своеобразный колорит.
Обратная сторона проспекта
Есть несбывшиеся планы у архитекторов и с противоположной стороны главного проспекта Минска. Так, на пересечении улиц Кирова и Ленина, архитектором Белякиным было запроектировано 18-этажное здание автоматизированного центра обработки информации Управления Белорусской железной дороги.![]() |
Проект автоматизированного центра обработки информационного Управления БЖД. |
Силуэт этого объема должен был быть решен сильной пластикой геометрических форм с четким завершением верха, отмечал Потапов.
Строя новые сооружения, автор "Силуэта Минска" считал правильным сохранять исторические постройки. Он называл неотъемлемой частью Минска сохранившиеся и сегодня дореволюционные сооружения.
Например, Потапов отмечал особую ценность кафедрального собора, который является "главным элементом силуэта исторического ядра при восприятии с северных и восточных направлений". Необходимость сохранения памятников архитектуры, по мнению советского автора, определяется не только их эстетическим, но и культурным значением.